Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в следующем.
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансы бюджетных учреждений в системе финансов………….……..5
1.1. Характеристика финансов бюджетных учреждений…………………..5
1.2. Место финансов бюджетных учреждений
в финансовой системе страны……………………………………………………....8
2. Назначение и функции бюджетных, казенных учреждений………...…16
2.1. Назначение бюджетных учреждений………………………………….16
2.2. Назначение казенных учреждений…………………………………….19
3. Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений……………………………………………………...……24
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы бюджетных учреждений, закономерности и тенденции их развития.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Содержание


 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Финансы бюджетных  учреждений в системе финансов………….……..5

1.1. Характеристика  финансов бюджетных учреждений…………………..5

1.2. Место финансов бюджетных учреждений

в финансовой системе страны……………………………………………………....8

2. Назначение  и функции бюджетных, казенных  учреждений………...…16

2.1. Назначение  бюджетных учреждений………………………………….16

2.2. Назначение  казенных учреждений…………………………………….19

3. Сущность, закономерности  и тенденции развития финансов  бюджетных учреждений……………………………………………………...……24

Заключение…………………………………………………………………...30

Список использованной литературы……………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе рассмотрена тема:  «Финансы бюджетных учреждений, закономерности и тенденции их развития».

Актуальность  данной темы заключается в следующем.

Осуществляемый  в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.

В настоящее  время с развитием рыночной экономики  во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Бухгалтерам в процессе работы приходится применять  новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.

Но, несмотря на все трудности ведения учета  на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ.

Финансы в бюджетных организациях имеет  свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3 ноября 1993г №122, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

- организация  управления оборотным капиталом;

- особенности  формирования финансовых результатов  (контроль исполнения сметы расходов);

-отраслевые  особенности учета в учреждениях  бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки).

Цель  работы: рассмотреть закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений.

Для достижения проставленной цели в работе определен  ряд задач:

-  определить место финансов бюджетных учреждений в системе финансов;

- показать  назначение и функции бюджетных, казенных учреждений;

- рассмотреть  сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений.

Предметом исследования в работе являются финансы бюджетных учреждений, закономерности и тенденции их развития.

Объект исследования – бюджетные и казенные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

1. Финансы бюджетных учреждений  в системе финансов

1.1. Характеристика финансов бюджетных учреждений

 

 

 Финансы бюджетных учреждений представляют собой систему экономических  отношений, посредством которых  осуществляются функции некоммерческого характера. [9; С. 85]

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ учреждение является одной из форм некоммерческой организации (статья 2). Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Цели деятельности некоммерческой организации предусмотрены учредительными документами, которые обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями. [4]

В законе определен  перечень функций, ради достижения которых  могут быть созданы некоммерческие организации, то есть, определены функции  некоммерческого характера:

- социальные;

- благотворительные;

- культурные;

- образовательные;

- научные;

- управленческие;

- охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта;

- удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

- защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи. [4]

Особенностями финансов бюджетных учреждений являются:

1) исключительная связь  с бюджетом,  результатом является недополучение средств бюджета, которое приводит к недофинансированию расходов организации;

2) может предоставлять  платные услуги, за счет этого  формирует часть собственных  средств; 

3) отсутствие самостоятельности  в расходовании средств, осуществляется  контроль со стороны государства  за экономным и рациональным  использованием бюджетных средств. [10; С. 109]

Основные принципы организации финансов бюджетных учреждений:

-     целевое использование средств;

- жесткое разграничение  бюджетного финансирования и  самостоятельно заработанных средств,  по каждой группе составляется  смета по их расходованию.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. [12; С. 48]

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения культуры. Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.).

В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование  выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право  распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях, и т.д. 
Принцип финансирования расходов на культуру - сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что  область образования входит в  компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стиму¬лирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.

В компетенции  органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования. 
Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. 
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. [10; С. 112]

 

1.2. Место финансов бюджетных учреждений

в финансовой системе страны 

 

Бюджетные учреждения являются элементом финансовой системы, осуществляющими взаимодействие с другими участниками этой системы. Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги. [21; С. 78]

Особенности взаимоотношений между финансовыми, налоговыми органами и бюджетными учреждениями в соответствии с действующим в настоящее время в стране нормативно-правовым порядком и развития.

1.   Взаимодействие бюджетных учреждений с органами казначейства.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ (статья 241.1) при  кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

1)   учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

2)   управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы;

3)   кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

4)   все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

5)   органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории. [21; С. 80]

Говоря  об этом взаимодействии, следует различать  два основных направления:

- учет бюджетных средств;

- учет внебюджетных доходов.

Бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета, переведены на обслуживание в органы казначейства, через которые они получают расчетные услуги.

Бюджетные учреждения не имеют права самостоятельно заключать  с банками договор банковского  счета для открытия счетов по учету  бюджетных средств. Бюджетные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которыми непосредственно работают учреждения ЦБ РФ.

Информация о работе Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений