Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 01:37, реферат

Краткое описание

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС !!!!!!ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНУТРИХО.docx

— 106.61 Кб (Скачать файл)

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ – ОСНОВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Финансовый контроль –  одна из форм управления финансами  любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных  и финансовых операций с точки  зрения их законности, экономической  целесообразности, и достижения положительных  конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно  с другими отделами, которые участвуют  в выполнении финансовых заданий, ведут  учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам, как экономической категории  присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и  эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль - это  основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных  с образованием, распределением и  использованием государственных денежных средств.

В условиях рыночных отношений  повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных  средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Финансы по своей сути выполняют  три функции, в том числе и  контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.

В самом общем плане  реализация контрольной функции  финансов состоит в выявлении  отклонений от заданной экономической  и финансовой политикой нормативных  предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и  финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Особенностями финансового  контроля являются его всеобъемлющий  и универсальный характер и то, что его объекты- это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных  органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового  контроля. Универсальность заключается  в том, что, несмотря на специфику  всех объектов финансового контроля, последний использует практически  одни и те же приёмы и способы.

Финансовый контроль присущ всем финансово - правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово - правовых норм, регулирующих организацию  и порядок проведения финансового  контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансово - правовых институтах.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

1) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

2) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)

3) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

4) выявления внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

5) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Национальному банку Республики Беларусь. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. Национальный Банк осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков.

Подразделение ведомственного финансового контроля можно представить  схематично (рисунок 1):

Ведомственный финансовый контроль



 


 

Внутрихозяйственный финансовый контроль


Внутриведомственный финансовый контроль



 

 

 

 

Рисунок 1. - Подразделение ведомственного финансового контроля

Примечание: источник –  собственная разработка

 

 

 

2. ФОРМЫ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Внутриведомственный финансовый – составная часть внутреннего контроля, представляющая собой контроль вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям. Осуществляется среди субъектов, находящихся полностью в федеральной или муниципальной собственности, то есть для тех субъектов, на которые не распространяется обязательная аудиторская проверка.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют сами министерства, ведомства, объединения по отношению  к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления  внутриведомственного финансового  контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные  группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутриведомственный контроль осуществляется руководителями отраслевых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри данной системы (ведомства, учреждения, предприятия) собственными силами.

Основанием ведомственного контроля является то, что проверка исполнения и контроль есть, прежде всего, функция руководителей органов  управления, учреждений и предприятий, есть элемент осуществляемого ими  руководства.

Внутриведомственный контроль, как правило, принимает формы проверок или ревизий.

Проверки осуществляются в ходе исполнения заданий и указаний руководящих органов.

Ревизии устанавливают законность и целесообразность расходования денежных средств и материальных ценностей.

По итогам проверок и ревизий  составляются акты или докладные  записки. Результаты проверок и ревизий  обсуждаются на активах работников учреждений и предприятий, а затем  органы, проводящие ревизию, принимают  конкретные меры по ликвидации обнаруженных недостатков.

Особое значение приобретает  внутриведомственный контроль в системе министерств и ведомств. В основе организационной работы министерства лежит проверка исполнения, контроль за точным выполнением заданий, за правильным решением возложенных на данный орган задач.

Важная организационная  форма исполнительной и распорядительной деятельности министерства – инструктирование, выезд работников министерства непосредственно на места и решение там вопросов с участием коллективов, широкий обмен опытом.

Формы и методы контроля зависят от масштабов деятельности каждого министерства. В зависимости  от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерства, ведомства и распределяются контрольные  полномочия между звеньями их аппарата.

Внутриведомственный контроль неразрывно связан с теми задачами, которые поставлены перед каждым министерством или ведомством, а также их звеньями. Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения) и специальный (проверка отдельной области работы того или иного органа, учреждения).

Итак:

  • внутриведомственный контроль есть неотъемлемая часть руководства.

Контрольные полномочия соответствующих  органов и должностных лиц  регламентируются, как правило, в  актах, определяющих компетенцию органа;

  • внутриведомственный контроль связан с государственными полномочиями лиц, организовавших проверку или непосредственно проводящих ее, поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления либо иного юридического действия решается в ходе контроля;
  • организация ведомственного контроля позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.

Внутрихозяйственный контроль – изучение финансовой и хозяйственной деятельности структурного подразделения или обособленного структурного подразделения, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершения финансовых и хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета, проводимое ревизионной службой организации.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в  организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел. Он является, непрерывными представляет собой элемент управления предприятием.

Внутрихозяйственный контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями. Состав, структура и функции субъектов контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия (рисунок 2).

Внутрихозяйственный контроль





 

Отдел внутреннего аудита


Службы и отделы экономического субъекта


Ревизионная комиссия


Наблюдательный совет



 



 

Служеб. распределение


Внутренний контроль отделов


Производ. контроль качества


Управлен-ческий контроль


Внутренний аудит


Ревизия


 


 




 

Контроль выполнения должностных  инструкций


Контроль эффектив-ности


Сметный контроль


Контроль качества


Технологиче-ский контроль



 

 

 

Контроль фактического наличия  активов и обязательств



 

 

 

 

 

Рисунок 2. - Состав, структура и функции субъектов контроля

Примечание: источник - собственная разработка

По форме организации  внутрихозяйственный контроль представлен отделами и службами, функционирующими на предприятии.

К ним относятся:

Ревизионная комиссия – представляет собой орган, избираемый собственниками, в состав которого включаются работники организации для периодической проверки наличия и сохранности ее активов и обязательств.

Отдел внутреннего аудита – орган, назначаемый руководством организации для совершенствования менеджмента на основе установления достоверности корпоративной информации и выполнения консультационных услуг для внутренних пользователей.

Информация о работе Финансовый контроль