Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:50, контрольная работа
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Введение
3
1. Содержание и значение финансового контроля
4
2. Виды и методы финансового контроля
5
2.1 Виды финансового контроля
5
2.2 Методы финансового контроля
7
3. Государственный финансовый контроль в РФ
9
3.1 Федеральные органы государственного финансового контроля
9
3.2 Проблемы эффективности государственного финансового контроля
12
Заключение
17
Список используемой литературы
18
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ
Контрольная работа
по дисциплине «Финансы и Кредит»
Работу выполнила
студентка
_________М. И. Шилова
Содержание
Введение |
3 |
1. Содержание и значение финансового контроля |
4 |
2. Виды и методы финансового контроля |
5 |
2.1 Виды финансового контроля |
5 |
2.2 Методы финансового контроля |
7 |
3. Государственный финансовый контроль в РФ |
9 |
3.1 Федеральные органы
государственного финансового |
9 |
3.2 Проблемы эффективности
государственного финансового |
12 |
Заключение |
17 |
Список используемой литературы |
18 |
Введение
Успешное движение России
по пути прогресса невозможно без
наведения должного порядка во всех
жизненно важных сферах, и, прежде всего
в финансово-экономической
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для России в высшей степени
актуальна организация
Такая система финансового контроля должна включать надежный и жесткий государственный контроль, как внутренний, позволяющий исполнительной власти эффективно выполнять возложенные на нее обществом обязанности, так и внешний, от исполнительной власти не зависящий, гарантирующий гражданам, что исполнительная власть и подчиненные ей структуры ведут свою деятельность наиболее рационально и эффективно в интересах своего общества. Внешний государственный финансовый контроль, не зависимый от экономических субъектов, распоряжающихся финансовыми ресурсами, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем гражданским обществом, следует признать главным средством установления финансового порядка в стране. [2, c. 11]
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий органов власти, предприятий, населения с применением специфических форм и методов организации. [6]
Предметом финансового контроля являются показатели всех видов бюджетов.
Финансовая система общества в целом и отдельные ее звенья - типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы – от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.
С точки зрения теории финансов, финансовый контроль - это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявляя отклонения, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации.
Поскольку финансовые отношения
тесно связаны с
Все это дает возможность рассматривать финансовый контроль как обязательный и важнейший элемент эффективной системы финансово-хозяйственного управлении, обеспечивающий функционирование управляемой системы в точном соответствии с установленными нормами и правилами.
Одновременный финансовый контроль всех элементов финансовой системы, включая постоянный контроль финансовых потоков и состояния финансовых ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов и государства в целом, способствует укреплению всех финансовых институтов общества , благотворно влияет на развитие экономики, способствует укреплению стабильности общества. [3, c. 15-17]
Таким образом, целью контроля является обеспечение реализации плановых бюджетов, финансовой и всей экономической политики государства и хозяйствующих субъектов.
2. Виды и методы финансового контроля.
2.1. Виды финансового контроля.
Разнообразие видов финансового контроля можно классифицировать по следующим признакам:
- государственный контроль (осуществляется центральными органами государственной власти и государственного управления (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль). Основная его цель - контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов. Особое место в это виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его службы на местах.
- ведомственный контроль. Он проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.
- внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами…). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений. Могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств.
- общественный контроль производится неправительственными организациями, выполнятся группами и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.
- правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.
- гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками – физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (заработная плата, пенсии, пособия и т.д.) [4, c. 56]
- предварительный контроль. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
- текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти). Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.
- последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.
- документальный (формальный), источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.
- фактический, который базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра, пересчета проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга. [2, c. 103]
2.2. Методы финансового контроля.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие:
Объектами ревизии выступают:
• государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;
• производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием;
• предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;