Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:26, лекция

Краткое описание

Финансовый рынок — это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Цель финансового рынка — обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах. Эффективность подразумевает, во-первых, минимально короткий срок, который проходят ресурсы от момента их выставления на продажу до момента покупки и использования в хозяйственном обороте; во-вторых, минимальный разрыв в цене, по которой продает ресурсы их первичный владелец, и цене, по которой их покупает их конечный потребитель.

Содержание

1. Понятие и виды финансовых рынков
2. Общая характеристика финансового рынка РФ
3. Основные сегменты финансового рынка
4. Основные посредники финансового рынка РФ

Вложенные файлы: 1 файл

тема 11 Финансовый рынок.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

     ТЕМА 11 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

     Изучаемые вопросы:

     1. Понятие и виды финансовых рынков

     2. Общая характеристика  финансового рынка  РФ

     3. Основные сегменты  финансового рынка

     4. Основные посредники  финансового рынка  РФ 

     1. Понятие и виды  финансовых рынков

     Финансовый  рынок — это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Цель финансового рынка — обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах. Эффективность подразумевает, во-первых, минимально короткий срок, который проходят ресурсы от момента их выставления на продажу до момента покупки и использования в хозяйственном обороте; во-вторых, минимальный разрыв в цене, по которой продает ресурсы их первичный владелец, и цене, по которой их покупает их конечный потребитель.

     Как первичные продавцы, так и конечные потребители финансовых ресурсов делятся на три группы: хозяйствующие субъекты — предприятия и организации, физические лица и государство. Купля-продажа финансовых ресурсов может осуществляться двумя путями: непосредственно от первичного владельца их конечному потребителю минуя промежуточные инстанции в виде финансовых посредников и через одного или более финансовых посредников. В качестве финансовых посредников выступают: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, лизинговые компании, факторинговые компании, компании, осуществляющие доверительное управление денежными средствами. По признаку мобилизации средств в структуру финансовых рынков входят: рынки займов и кредитов, рынки ценных бумаг и рынки дериативов, лизинговых и факторинговых услуг, рынки доверительных операций, в части своего денежного компонента, - страховые рынки.

     По  месту нахождения источников средств финансовых рынков они делятся на две группы:

     • внутренние, или национальные, рынки, основная ресурсная база которых основывается на национальных источниках; ресурсы других стран могут привлекаться, но имеют незначительный удельный вес;

     •   мировые рынки, ресурсы которых  складываются за счет средств резидентов различных государств.

     По  уровню развития финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся (достаточно часто развивающиеся рынки называют создающимися или формирующимися). Термин развивающийся был введен Международной финансовой корпорацией в середине 80-х годов.

     Развитые  финансовые рынки. Для развитых финансовых рынков характерно следующее.

     1.  Высокая стабильность.

     2.  Развитая инфраструктура, которая в обязательном порядке включает систему гарантирования, страхования и защиты прав инвесторов; систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансового риска; систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка; биржевую систему, создающую новые рыночные коммуникации, стимулирующую развитие конкуренции.

     В настоящее время практически  все развитые и многие развивающиеся страны защищают интересы вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные являются их разновидностями):

     •   американская — предусматривает  создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет взносов банков и государственных средств;

     •   германская — управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

     Развивающиеся финансовые рынки. Для развивающихся рынков характерно следующее.

     1) отсутствие стабильности. Курсы  ценных бумаг, процентные ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;

     2)  больше риска по сравнению  с риском, традиционно существующим на развитых рынках. Например политический риск (включая риск изменения экономического курса), риск введения валютных ограничений, увеличения налогового бремени, проведения приватизации, незаконного захвата собственности и многое другое;

     3) отсутствие развитой системы  страхования риска, что особенно важно, учитывая две первые особенности, наличие которых определяет особую потребность участников рынка в использовании инструментов. Даже такие широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют или находятся только на стадии становления.

     Это значительно уменьшает возможности  минимизировать риск с помощью применения хорошо разработанных на развитых рынках систем и механизмов и соответственно повышает риск, который несут участники операции на развивающихся финансовых рынках: увеличения их потерь при наступлении неблагоприятного события;

     4)  недостаточно развитая инфраструктура;

     5)  законодательная база, регулирующая  операции на рынке, находится в стадии становления;

     6)  отсутствует отлаженная информационная  система;

     7)  большинство ценных бумаг, функционирующих  на фондовом рынке, отличаются низкой ликвидностью и надежностью, как и многие кредитные, страховые организации и другие участники финансового рынка, включая заемщиков;

     8)  отсутствие доверия со стороны  продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам;

     9)  незначительные объемы финансовых  ресурсов, предлагаемых к продаже,  что ставит национальные развивающиеся рынки в зависимость от притока капитала с мирового рынка;

     10)  низкая эффективность рынка;

     11)  система государственного надзора  и регулирования на финансовых рынках находится в стадии создания, что еще больше увеличивает риск проведения операций на развивающихся финансовых рынках;

     12)  несмотря на недостаток финансовых  ресурсов доступ резидентов на финансовые рынки других стран затруднен, что объясняется высоким риском, связанным с предоставлением им средств. Развивающиеся рынки функционируют обособленно от мирового рынка.

     2. Общая характеристика  финансового рынка  РФ

     По  количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился  уже к середине 90-х годов. Активно создавалась нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.

     Однако  практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны как из-за их высокой стоимости, так и потому, что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.

     После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел  очень серьезные количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций и снизилась доля государства. Благодаря снижению стоимости привлекаемых ресурсов они стали доступны большему числу предприятий. Однако, как и до кризиса, финансовый рынок остается в группе развивающихся (создающихся).

     Ресурсная база финансового рынка РФ. Одна из основных проблем финансового рынка РФ — недостаток ресурсной базы. Важная роль первичных продавцов финансовых ресурсов на рынках принадлежит коммерческим структурам, которые, осуществляя хозяйственную деятельность, накапливают полученную прибыль, амортизацию, создают различные резервные фонды. Однако коммерческие структуры РФ располагают ограниченным объемом временно свободных средств. Почти половина предприятий РФ не располагает таким важным источником финансирования своего развития, как прибыль, и в то же время несомненно нуждаются в средствах для проведения мероприятий по реконструкции в целях построения прибыльного бизнеса.

     Средства  населения. Как продавец финансовых ресурсов население РФ обладает колоссальным потенциалом. Оно может в значительной мере пополнить финансовый рынок. Однако этот потенциал остается до сих пор не использованным. Население боится размещать свои накопления в коммерческих банках и приобретать ценные бумаги. Привлечению средств населения на финансовый рынок должен помочь закон о страховании вкладов физических лиц, до сих пор не принятый в РФ.

     Средства  федерального бюджета  и бюджетов субъектов  РФ. Снижение объемов заемной деятельности Федерации и субъектов РФ привело к снижению стоимости привлекаемых ресурсов и расширению объема кредитования коммерческими банками реального сектора экономики. Одновременно профицитность федерального бюджета позволяет говорить о пополнении финансового рынка за счет его средств. В соответствии с законами о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ за счет государственных бюджетов ежегодно осуществляется поддержка предприятий тех или иных отраслей экономики. Такая поддержка может предоставляться по двум основным принципам:

     •   всем без исключения организациям, отвечающим определенному набору признаков;

     •   только на финансирование отдельных  проектов или программ, выбранных  на основе конкурса или специально проведенной экспертизы.

     Предоставление  средств из бюджета осуществляется на возвратной основе и безвозвратным выделением средств.

     Оценка  инструментов финансового  рынка. О низкой эффективности российского финансового рынка говорит значительный разрыв (спред) между кредитной и депозитной ставками, приводящий к завышению стоимости кредитных ресурсов и снижению их доступности и привлекательности для заемщиков. Не получил достаточного развития в РФ и рынок корпоративных облигаций. Потенциал роста финансирования предприятий за счет выпуска облигаций по оценкам российских экспертов очень большой. Но до сих пор круг эмитентов ограничивается крупнейшими и крупными компаниями. В России только 3—5% инвестиционных проектов финансируется через механизм рынка облигаций, а в странах с развитой рыночной экономикой — 50—80%. Большинство ценных бумаг в РФ отличаются исключительно низкой ликвидностью. На рынке акций 90% ликвидности по-прежнему приходится на десяток ценных бумаг. В то время как в РФ зарегистрировано около полумиллиона акционерных обществ, реально на рынке торгуются бумаги лишь, нескольких десятков компаний.

     Развитию  финансового рынка препятствует и слабо развитая информационная база. В РФ до сих пор отсутствует  система, обеспечивающая инвесторов и кредиторов надежной, постоянно пополняемой информацией о финансовом состоянии их потенциальных и реальных партнеров.

     Государственное регулирование финансового  рынка. Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляют несколько структур.

     1.  Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг, которая:

     •   разрабатывает основные направления  развития рынка ценных бумаг;

     •   создает нормативно-правовую базу рынка  ценных бумаг;

     •  создает системы регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка;

     •   осуществляет контроль за соблюдением  эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства.

     2. Инспекция негосударственных пенсионных  фондов Минтруда РФ, которая:

     •   лицензирует НПФ;

     •   осуществляет контроль за финансовым состоянием НПФ;

     •   разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты и методические документы, регулирующие деятельность НПФ.

Информация о работе Финансовый рынок