Формирование и использование бюджетных средств муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в необходимости решения проблем формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, дать обоснования расходам и доходам местного бюджета. Объектом исследования является местный бюджет муниципального образования Костромской области. Предметом исследования является выявление тенденций и закономерностей формирования и использования местного бюджета. Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие вопросы формирования и использования бюджетных средств…….4
1.1. Понятие и экономическая сущность бюджетных средств ….4
1.2. Формирование бюджета 6
1.3. Исполнение бюджета 13
2. Формирование и использование бюджетных средств муниципального образования на примере Костромской области 23
2.1. Формирование бюджета Костромской области. Анализ доходной части ..........23
2.2. Исполнение бюджетных средств Костромской области. Анализ расходной части 25
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по финансам.docx

— 145.89 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический  университет

 

 

 

 

Кафедра финансов и кредита

Курсовая  работа

 

по  дисциплине «Финансы и кредит»

Формирование и использование  бюджетных средств муниципальных  образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

                                                     3 курс

                                                      ИУЭФ

                                                                   группа 08-Э-4

                                                              Руководитель: Тихонова Светлана Сергеевна

 

 

 

Кострома 2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общие вопросы формирования и использования бюджетных средств…….4

1.1. Понятие  и экономическая сущность бюджетных  средств ….4

1.2. Формирование  бюджета 6

1.3. Исполнение  бюджета 13

2. Формирование и использование бюджетных средств муниципального образования на примере Костромской области 23

2.1. Формирование  бюджета Костромской области. Анализ доходной части ..........23

2.2. Исполнение  бюджетных средств Костромской  области. Анализ расходной части 25

Заключение 30

Список литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Бюджетная система страны является основной финансовой базой  деятельности государственных органов  власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального  развития соответствующих территорий.

Актуальность темы заключается  в необходимости решения проблем  формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, дать обоснования  расходам и доходам местного бюджета. Объектом исследования является местный  бюджет муниципального образования  Костромской области. Предметом  исследования является выявление тенденций  и закономерностей формирования и использования местного бюджета.

Объективной основой использования  местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации  денежных средств оказывать влияние  на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических  процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления  финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Целью курсовой работы является изучение формирования и использования  бюджетных средств муниципального образования на примере Костромской  области.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;

2) Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.

3) На практике рассмотреть местный бюджет муниципального образования Костромской области.

Анализ специальной литературы, проведенный в процессе подготовки работы, свидетельствует о том, что  проблемы формирования и исполнения муниципальных бюджетов вот уже  несколько лет находится в  центре внимания как российских, так  и зарубежных специалистов в сфере  местного самоуправления.

 

 

 

 

 

1. Общие вопросы  формирования и использования  бюджетных средств

 

1.1. Понятие и  экономическая сущность бюджетных  средств

 

Первый параграф настоящей  курсовой работы мы посвятим рассмотрению понятия и экономической сущности бюджетных средств.

Бюджетные средства (от старонормандского bougette — кошель, сумка) — это схема  доходов и расходов определённого  лица (семьи, бизнеса, организации, государства  и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция  как в микроэкономике, так и  в макроэкономике (государственный  бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

«Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджет выражает часть  распределительных отношений между  государством, с одной стороны, а  с другой — между предприятиями  и населением, связанным с формированием  и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот  или иной исторический период»1.

«Центральное место в  любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная  система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным  финансам под бюджетом (от англ. budget — сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

Централизация денежных средств  в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Бюджетные средства все в  большей степени сосредоточиваются  на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Все это осуществляется на фоне правовой и организационной  поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций как  экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов»2.

«Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С этой точки зрения он рассматривается как финансовый план государства.

Как правовому акту государственному бюджету дается следующее определение: это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений»3.

Рассмотрим функции бюджета. «Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  функции:

(1) перераспределение национального  дохода;

(2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

(3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

(4) контроль за образованием  и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: (1) образование доходов бюджета; (2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В ходе формирования доходов  бюджета и использования бюджетных  средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране»4.

 

1.2. Формирование  бюджета

 

Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального  дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

(1) образование и использование  денежных накоплений (прибыли, налог  на добавленную стоимость, платежи  в социальные внебюджетные фонды);

(2) организация налогов;

(3) финансирование отраслей  народного хозяйства;

(4) формирование и использование  общественных фондов потребления,  страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах  большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики»5.

Согласно ст.39 БК РФ, «доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах».

Статья 40 БК РФ регламентирует зачисление доходов в бюджет. «Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета».

Информация о работе Формирование и использование бюджетных средств муниципальных образований