Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 17:55, курсовая работа
Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Этот процесс происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен……….6
1.1. Уровень цен и исчисление средней цены……………………………………...6
1.2. Формы индексной оценки динамики цен……………………………………….9
Глава 2. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков...12
2.1. Определение типа рынка………………………………………………………...12
2.2. Конкурентная реактивность рынка и показатели
(индексы) рыночной концентрации товаров………………………………….22
2.3. Расчет индексов фондового рынка…………………………………………….32
Глава 3. Анализ конъюнктуры рынка и цен лесоматериалов………..……………….36
Заключение……………………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………………………..
Методы исследования
экономической конъюнктуры
2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен……….6
1.1. Уровень цен и исчисление средней цены……………………………………...6
1.2. Формы индексной оценки
Глава 2. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков...12
2.1. Определение типа рынка………………………………………………………...
2.2. Конкурентная реактивность
(индексы) рыночной концентраци
2.3. Расчет индексов фондового рынка…………………………………………….32
Глава 3. Анализ конъюнктуры рынка и цен лесоматериалов………..……………….36
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
«Экономика» - слово, которое употребляется во многих смыслах. Чаще всего оно обозначает сферу взаимодействия производства и распределения материальных благ. Без постоянного производства, распределения и потребления материальных благ – продовольствия, одежды, жилья, средств передвижения – ни люди, ни общество в целом не смогли бы выжить. Механизм, создающий и распределяющий эти блага, не может остановиться ни на один день, он работает непрерывно. Переход России к рыночной экономике заставляет по-новому посмотреть на само понятие «экономика». В современном обществе, основанном на разделении труда, каждый может потреблять товары и услуги, в производстве которых он непосредственно не участвовал. Чтобы такая возможность стала действительностью, необходим регулярный обмен деятельностью между членами общества. Рынок дает им такую возможность. Рынок важен, потому, что он есть тот экономический механизм, который общество применяет для производства, распределения, торговли. Рынок всегда имеет две стороны, отражая условия как спроса, так и предложения, и делает это одновременно. [3, 12]
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции. Чем более нужен товар, тем выше его цена и выше прибыль от его производства. Конкуренция и сделки на рынках устанавливают цены, на которых основаны многие решения.
Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Этот процесс происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. [10]
Формируемая на
одном региональном рынке
Все эти
вопросы представляют собой
Основная задача
данной работы состоит в том,
чтобы дать комплексное
Объект исследования - цена и рынок. Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.
Таким образом,
цена является направляющей
Предметом
исследования выступает
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе дано понятие уровня цен и исчисление средней цены, а также описаны формы индексной оценки динамики цен и даны расчеты индексов цен товаров.
Во второй главе дается представление о структуре рынка, рассматривается классификация рынков, проводится анализ типов рынков конкуренции, расчет оценки реактивности экономической системы на изменение спроса на рынке, дается расчет индексов уровня концентрации рынка, индекса потребительских цен, исследуется динамика фондового рынка.
В третьей главе приводится практическое обоснование темы на примере расчета индексов концентрации рынка производства и торговли лесоматериалами г. Санкт-Петербурга.
Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен.
1.1. Уровень цен и исчисление средней цены.
Важным этапом при статистическом анализе применяемых цен является оценка уровня цен.
Уровень цен – это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров (продукции, работ и услуг), отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и конкретном предприятии. Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного (текущего) и какого-либо базисного периода по одинаковой или сходной продукции (т.е. по близким потребительским свойствам товаров) с применением соответствующих корректирующих коэффициентов. Таким образом осуществляется прямое изменение динамики цен по изменениям их уровня. [5, 182]
Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики.
Широко используется также и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, являющийся основным инструментом анализа уровней цен. Последние могут быть оценены и относительно, т.е. в сопоставлении с другими ценами (внутренними и внешними) или иными экономическими показателями. Рациональные внутри- и межотраслевые соотношения цен определяются в итоге согласно складывающимся уровням цен. Например, опережающий рост розничных цен и тарифов по сравнению с ростом доходов населения свидетельствует о снижении его жизненного уровня; меньший темп увеличения закупочных цен сельскохозяйственной продукции по сравнению с темпом повышения цен промышленных товаров, приобретаемых сельским хозяйством, говорит о неэквивалентности обмена.
Простая средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:
где Pi – цена товара; Qi – его объем.
Однако данная формула применяется редко, поскольку в ней не учитываются различия в составе товара.
Для анализа уровня цен наиболее широко применяют среднюю хронологическую, среднюю хронологическую взвешенную, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю гармоническую взвешенную цены.
Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:
где P1, P2, P3, …, Pt - цены определенного периода (на начало или конец каждого месяца); t – число месяцев в определенном периоде.
Эта формула может применяться в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга(например, моменты регистрации цен фиксированы на начало или конец каждого месяца).Как правило, указанная формула используется в основном при расчете средней цены в целом за год (или полугодие).
Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в основном в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:
где Pi - средняя цена за конкретный период; ti – число месяцев в определенном периоде.
Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):
где P – среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; Q – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).
Средняя гармоническая взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостной показатель (можно использовать, например, и число дней торговли). Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:
где P х Q – товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продажи).
Помимо изменения номинальных цен, на динамику средних цен значительно влияют неценовые факторы (изменения удельных весов и качества товаров, входящих в данную их группу, ассортимента, географической территории продаж и др.).
Следовательно, средняя цена товарной группы отражает не только показатели изменения цен товаров, но и реальное потребление продукции улучшенного качества по более высоким ценам.
Для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продаж, ассортимента товаров на изменение средних цен можно использовать постоянные веса и рассчитывать их в базисном и отчетном (текущем) периодах по следующим формулам:
P ср.б = Σ (Pб х Qо) / Σ Qо; P ср.о = Σ (Pо х Qо) / Σ Qо,
где P ср.б и P ср.о - цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах; Qо – объем проданных товаров в отчетном периоде.
В современных условиях развития экономики страны в качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость фиксированной корзины потребительских товаров и услуг. Этот показатель не только качественно объединяет различные уровни цен, но и отражает цену стоимости жизни и рассчитывается посредством индекса стоимости жизни. При этом также важен вычисляемый индекс уровня жизни, который характеризует изменение уровня реальных доходов населения, его определенных групп и определяется с учетом изменения денежных доходов населения и цен потребительских товаров и услуг.
Таким образом, указанные индексы, характеризующие динамику цен, в том числе потребительских товаров и услуг для населения, и изменения среднего уровня цен разных товаров во времени, по их назначению (формированию) и территориальному признаку, широко используются при статистическом учете и отчетности во всех отраслях национальной экономики страны, на предприятиях (в фирмах, компаниях, концернах, объединениях) различных форм собственности. [3, 303-309]
Информация о работе Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики