Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 17:55, курсовая работа
Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Этот процесс происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен……….6
1.1. Уровень цен и исчисление средней цены……………………………………...6
1.2. Формы индексной оценки динамики цен……………………………………….9
Глава 2. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков...12
2.1. Определение типа рынка………………………………………………………...12
2.2. Конкурентная реактивность рынка и показатели
(индексы) рыночной концентрации товаров………………………………….22
2.3. Расчет индексов фондового рынка…………………………………………….32
Глава 3. Анализ конъюнктуры рынка и цен лесоматериалов………..……………….36
Заключение……………………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………………………..
Наибольшее значение индекса Ихх достигается при монополизации рынка одной фирмой (компанией, концерном), при этом Ихх = (100%)^2 = 10 000 ед. Если 1000 < Ихх < 1800, то рынок товаров считается умеренно-концентрированным, однако в этом случае с учетом дополнительной проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм. Если 1000 < Ихх < 2000, то рынок обладает средней степенью концентрации. Последняя становится очень высокой при Ихх > 2000 ед. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается.
Таким образом, при значении индекса Херфиндаля – Хиршмана, равных 1000 ед. и ниже, рынки считаются неконцентрированными. Они конкурентны, и в силу этого предложение товаров и их производство достаточно быстро реагируют на изменение ситуации на рынке.
Предложение (производство) товаров в этих условиях очень эластично, потому что вероятность реакции даже одной фирмы на изменившуюся конъюнктуру рынка достаточно высокая, а при небольших значениях Ихх может быть и весьма высокой. В этих условиях конкурентного рынка предложение товаров в зависимости от цены будет расти. Наоборот, чистая монополия, когда фирма не имеет конкурентов и является единственной на рынке, порождает неэластичность предложения, застой в производстве, при этом вероятность реакции последнего на изменяющиеся условия рынка невелика.
В современных условиях развития российской экономики для регулирования конкуренции и ограничения монополизма наиболее распространен метод расчета уровня концентрации на товарных рынках (в конкретной отрасли), основанный на определении индекса концентрации (ИCR) для трех наиболее крупных фирм (компаний, корпораций), занимающий большой удельный вес в общем объеме рынка (или в общем объеме отраслевого производства продукции), а также применяется метод расчета индекса Херфиндаля – Хиршмана.
Исходя из проводимого анализа качественных и количественных показателей (индексов), отражающих структуру рынка товаров, можно определять степень рыночной концентрации и уровень конкуренции на рынке, соответственно разрабатывать и формировать конкурентную среду на конкретном рынке.
Функционирование любого типа рынка, изменение уровня цен, объемов и издержек производства, соотношение спроса и предложения товаров в первую очередь зависит от конъюнктуры.
Поскольку к основным факторам, прежде всего влияющим на общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарного рынка, относятся концентрация производства, научно-технический прогресс, наличие капитала и инвестиций для развития экономики, квалифицированные кадры, международное и внутреннее положение, социальная обеспеченность населения, инфляция, природно-климатические условия и др., то в процессе изучения конъюнктуры важно определить их количественные показатели. Основными из них являются индексы промышленного производства, внутреннего товарооборота, кредитно-денежной сферы и внешней торговли, показывающие ВВП страны, индексы физического объема промышленной продукции и цен производителей, уровень безработицы, розничный товарооборот, личные доходы и потребительские расходы, дефицит государственного бюджета, показатели деловой активности, индекс потребительских цен и т.д. Статистические данные о них публикуются в различных российских изданиях (газетах, журналах, статсборниках), с помощью которых можно анализировать состояние рыночной экономики в целом, в том числе уровни стоимости и жизни населения страны (табл. 3 [7], табл. 4 [8]).
Год |
На сколько росли цены, % |
2000 |
20,2 |
2001 |
18,6 |
2002 |
15,1 |
2003 |
12,0 |
2004 |
11,7 |
2005 |
10,9 |
2006 |
9,0 |
2007 |
11,9 |
2008 |
13,3 |
2009 |
8,8 |
2010 |
8,8 |
2011 |
7,0 |
Страна |
Сентябрь 2001 г. (%) |
С начала года (%) |
Россия |
-1 |
+0,8 |
Германия |
+0,4 |
+1,1 |
Франция |
+0,2 |
+2 |
Италия |
+0,3 |
+1,7 |
Испания |
-0,1 |
+1 |
Финляндия |
+0,7 |
+2,1 |
Чехия |
+0,3 |
+0,6 |
Мальта |
+0,7 |
+1,5 |
Греция |
+0,1 |
+2 |
Кипр |
+0,6 |
+8,3 |
Например, индекс потребительских
цен (ИПЦ) – это относительный показатель динамики
стоимости корзины потребительских товаров
и услуг (продовольственных товаров, жилья,
промышленных товаров массового потребления,
электроэнергии, топлива и др.). Этот индекс
является основным показателем уровня
инфляции в стране, который рассчитывается
ежемесячно (табл. 5 [9]).
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен товаров и услуг, приобретаемых населением для непроизводственного потребления. ИПЦ измеряет отношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем и базисном периодах.
Индекс потребительских цен рассчитывается на основе информации об изменении цен и тарифов, полученной путем их регистрации на потребительском рынке, и данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год. При высоких темпах инфляции в течение года в структуру потребительских расходов могут вноситься соответствующие изменения.
Индексы потребительских цен в 2011 году.
Период В целом
В том числе на
Товары
Услуги
В % к В %
к В % к В % к В % к В % к В % к
В % к В % к
преды- декабрю
соот- преды- декабрю соот-
преды- декабрю соот-
дущему
2010 ветст- дущему 2010
ветст- дущему 2010 ветст-
месяцу
года вующему месяцу года
вующему месяцу года вующему
2011
месяцу 2011
месяцу 2011
месяцу
года
2010 года
2010 года
2010
года
года
года
декабрь 100,4 106,1 -
100,5 105,2 - 100,3
108,7 -
ноябрь 100,4 105,6 106,8
100,5 104,7 106,0 100,1 108,4
108,8
октябрь 100,5 105,2 107,2
100,6 104,1 106,5 100,1 108,3
109,0
сентябрь 100,0 104,7 107,2
100,0 103,5 106,6 99,9 108,1
108,8
август 99,8 104,7 108,2
99,5 103,5 107,8 100,3 108,2
109,0
июль 100,0 105,0
109,0 99,8 104,0 109,0 100,6
107,9 108,9
июнь 100,2 105,0
109,4 100,1 104,2 109,6 100,7
107,2 108,8
май 100,5 104,8
109,6 100,4 104,1 110,0 100,7
106,5 108,6
апрель 100,4 104,3 109,6
100,4 103,7 110,1 100,5 105,7
108,2
март 100,6 103,8
109,5 100,7 103,3 110,0 100,3
105,2 107,9
февраль 100,8 103,2 109,5
100,8 102,6 110,0 100,8 104,9
107,9
январь - 102,4
109,6 - 101,8 110,1
- 104,1 108,2
Наблюдение за уровнем цен и тарифов осуществляется работниками специальной государственной службы, входящей в систему органов государственной статистики. Оно проводится на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности (государственной, муниципальной, частной) на территории субъектов РФ. Информация собирается во всех столицах республик, краев, областей, автономного округа и выборочно в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами (услугами).
Источником информации о потребительских расходах населения являются данные, полученные в результате обследования домашних хозяйств, о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг (текущая статистика семейных бюджетов). Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным территориям РФ, индекс потребительских цен на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для конкретного региона, на федеральном уровне – в целом по РФ. Структура потребительских расходов определяется по категории «все население». Наряду с этим могут рассчитываться сводные индексы потребительских цен по отдельным группам населения. [2, 115-128]
Исследование динамики фондового рынка позволяет провести оценку рыночной конъюнктуры ценных бумаг для обоснованного определения цен инвестиционной значимости отдельных ценных бумаг и направлений развития экономики страны.
Фондовые индексы – это числовые показатели, характеризующие изменение биржевого курса ценных бумаг на определенную дату (период времени).
Индекс курсов ценных бумаг (индекс котировки) – средний показатель курсов важнейших ценных бумаг (акций, облигаций и др.) и валюты на бирже который рассчитывается по курсам наиболее крупных компаний и банков. В простейшем виде он определяется путем деления суммы курсов отобранной группы ценных бумаг на количество отобранных выпусков. Данный индекс помогает делать прогнозы об изменении стоимости ценных бумаг.
Котировка (от франц. сoter) – публичное предложение курса ценных бумаг, иностранных валют на фондовых биржах в соответствии с действующими законодательными нормами, правилами и сложившейся практикой. Котировка проводится обычно котировальным комитетом (комиссией) фондовой (валютной) биржи и публикуется в биржевых бюллетенях курсов ценных бумаг и курсов валют. Котировку могут проводить крупные компании и банки. Полная котировка – это установление цены, предлагаемой как продавцам, так и покупателям. Выделяют следующие виды котировок - котировка акций – установление рыночной цены акций на фондовой бирже;
- котировка валюты – установление рыночного валютного курса либо курса, определяемого центральным банком и нормативными правовыми актами правительства страны;
- котировка курсов – официальная государственная регистрация на определенный период курса иностранной валюты или ценных бумаг на основе рыночных курсов;
- котировка облигаций – установление курсовой цены облигаций, продаваемых и покупаемых на фондовой бирже;
- котировка официальная – единый курс (цена) валюты и ценных бумаг на определенный день, сообщаемый средствами информации вне биржи и используемый для внебиржевых расчетов;
- котировка твердая – котировка отдельных видов ценных бумаг, осуществляемая вне биржи наиболее важными участниками биржевого рынка, используемая ими для заключения немедленных сделок. [2, 129]
Основными в биржевом мире являются индексы ценных бумаг на крупнейших фондовых биржах США, Англии, Германии, Франции, Японии.
К числу наиболее часто применяемых индексов курсов ценных бумаг относится индекс Доу-Джонса (Dow – Jones Average), который является средним показателем курсов акций 65 крупнейших корпораций (компаний) США (30 промышленных, 20 транспортных, 15 коммунальных) и публикуется фирмой Доу-Джонса с 1884 г. Данный индекс рассчитывается раздельно по отраслевым компаниям и в сводном виде. Он представляет собой среднеарифметическую величину ежедневных котировок на Нью-Йоркской фондовой бирже на момент ее закрытия и определяется по следующей формуле:
где Pi - цена акций i-й корпорации; n – число корпораций; k – коэффициент, учитывающий корректировку количества корпораций при дроблении ими своих акций.
Индекс Доу-Джонса может вычисляться как в денежных единицах, так и в долях. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже курсы акций более двух долларов учитываются в долях кратных 1/8, а мене этой величины – в долях кратных 1/16. Постоянная корректировка индекса Доу-Джонса посредством коэффициента k необходима для обеспечения его сопоставимости до и после дробления корпорациями своих акций.
Доу-Джонс — мировой лидер по поставке деловой информации и бизнес-новостей, открывающий доступ к десяткам тысяч источников на 26 языках из 200 стран мира.
Информация о работе Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики