Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 13:31, дипломная работа
Правовая основа государственного регулирования цен заложена в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где говорится, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В остальных случаях цена должна устанавливаться соглашением сторон, что является отражением принципа свободы ценообразования.
Рынок лекарственных средств является одним из наиболее сложных с точки зрения процессов ценообразования.
Цель данной работы разъяснить актуальность вопроса государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Введение стр. 4
Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен стр. 5
Перечень ЖНВЛП стр. 9
Методы государственного регулирования цен стр. 17
Надбавки на предельные отпускные цены по Ленинградской облаcти стр.
Ответственность за нарушение дисциплины цен стр.
Заключение стр.
Список использованной литературы стр.
Приложения стр.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ. А.С. ПУШКИНА
Лужский институт (филиал)
Отделение среднего профессионального образования
Дипломная работа
Тема:
Практика государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Выполнил: Михайлова Е.В.
Группа _33___
Специальность:_фармация_______
Руководитель: Щегольков Д. А.
Работа допущена к защите «____» _____________________________
Зам. директора по СПО__________________________/
Дипломная работа защищена «_________»___________________
с оценкой «_____________________________
Председатель ГАК___________________________
Луга 2015 г.
Оглавление
Список сокращений
Введение
Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен стр. 5
Перечень ЖНВЛП
Методы государственного регулирования цен стр. 17
Надбавки на предельные отпускные цены по Ленинградской облаcти стр.
Ответственность за нарушение дисциплины цен стр.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список сокращений
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ЖНВЛП – жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты
ЖНВЛС - жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства
ЛенРТК - Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ЛС – лекарственные средства
МЗ РФ – Министерство здравоохранения Российской Федерации
НДС – налог на добавленную стоимость
МРОТ - минимальных размеров оплаты труда
Введение
Статья. 8 Конституции РФ гарантирует свободу экономической деятельности, т. е. подразумевает и свободу ценообразования. Ограничение свободы производителя (продавца) должно преследовать совершенно определенные экономические и социальные цели, и должно быть облечено в соответствующую юридическую форму.
Правовая основа государственного регулирования цен заложена в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где говорится, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В остальных случаях цена должна устанавливаться соглашением сторон, что является отражением принципа свободы ценообразования.
Рынок лекарственных средств является одним из наиболее сложных с точки зрения процессов ценообразования.
Цель данной работы разъяснить актуальность вопроса государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Т. к. обеспечение граждан доступными лекарственными препаратами является одним из социально значимых вопросов в сфере здравоохранения России.
Понятие, цели и задачи государственного регулирования цен
Великая депрессия основательно потрясла экономические основы капиталистического мира и привела к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития, рыночный механизм необходимо дополнить мерами госрегулирования.
Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами. Государственное регулирование цен – попытка с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной ситуации регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.
Государственное регулирование цен - это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление процесса государственного регулирования цен и контроля за их соблюдением1.
Государство устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены (регулируемые цены).
Политика государственного регулирования способствует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Система государственного регулирования цен обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, а также Федеральными органами РФ, в частности Департамента цен.
Основные цели государственного регулирования цен - это сдерживание роста цен на определенные группы товаров и мотивация повышения эффективности производства.
Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
Рыночная система в сфере лекарственного обеспечения была введена с начала 90-х годов
Задачей государственного регулирования цен на лекарственные средства является повышение доступности лекарственных средств для населения и лечебно-профилактических учреждений.
С одной стороны, порядок формирования цен на лекарственные средства является составной частью политики государства, учитывающей социальные и моральные аспекты.
С другой стороны, в определении стоимости лекарственных средств должны быть учтены экономические интересы производителя и продавцов.
Это объясняется следующими особенностями лекарственных средств как товара:
1. Лекарственные средства
2. Решение о покупке лекарственного средства зачастую не зависит от пациента, так как лекарственный препарат назначается врачом или рекомендуется фармацевтом.
3. Потребитель, покупающий лекарственное
средство самостоятельно, как правило,
не располагает необходимой
4. Желание скорее выздороветь побуждает человека приобретать дорогостоящие лекарственные средства. Поэтому даже при наличии конкуренции фармацевтические компании имеют возможность постепенно повышать уровень цен, предлагая потребителю все новые дорогостоящие лекарственные средства.
5. Существенная часть расходов на лекарственные препараты оплачивается за счет государственных средств. Их рациональное использование диктует необходимость обеспечения адекватного потребления лекарств и сдерживает рост цен на них.
6. Фармацевтическая продукция
7. Сильная монополизация
Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП; до 2011 года — «ЖНВЛС», Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства) — перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Основные задачи государственного регулирования цен:
Обеспечение равновесия интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов).
Определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.
Стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
Использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.2
Таким образом, процесс государственного регулирования цен является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста -- повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.
Принципы государственной ценовой политики
контроль уровня инфляции;
ограничение деятельности
содействие формированию
создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.
Можно выделить два направления государственной ценовой политики:
- Последовательное проведение либерализации цен и тарифов;
- Осуществление
Перечень ЖНВЛП
Понятие "основные, важнейшие лекарства" (essential medicines) достаточно давно сформулировано ВОЗ: Основными лекарствами являются те, которые удовлетворяют приоритетные потребности населения в медицинской помощи. Они выбираются с учетом их важности для общественного здравоохранения, доказанной эффективности и безопасности, а также сравнительной затратоэффективности. Предполагается, что основные лекарства должны иметься в наличии в любое время, в достаточных количествах; в соответствующих лекарственных формах; гарантированного качества, с достаточной информацией и по цене, доступной для каждого пациента и для населения в целом.
Практика стандартизации лечения вызывает споры среди наших врачей. С одной стороны, отсутствие этих стандартов порождает те вопиющие истории врачебных и диагностических ошибок. С другой стороны, жесткое требование лечить только согласно стандарту многим врачам кажется посягательством на врачевание как искусство.
Перечень ЖНВЛС оставляет врачам некоторую свободу, поскольку составлен по международным непатентованным названиям - то есть по химической формуле действующего вещества. А на каждую такую формулу приходится от нескольких торговых наименований до десятков - врач может выбирать. Пока в России создано около 500 стандартов стационарной и амбулаторной помощи.
Первый российский Перечень ЖНВЛС был утвержден МЗ РФ 3 января 1992 г. в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 68. Он был отнесен "к продукции, по которой обеспечиваются приоритетное развитие производства, первоочередное выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов, а также закупки по импорту".
В подготовке этого перечня принимали участие авторитетные деятели отечественной медицины. Тем не менее, он не отвечал предъявляемым к нему требованиям. Более поздние перечни отличались друг от друга количеством препаратов, структурой, принципом выбора наименований и другими параметрами. Менялось и название документа.
Сфера применения последующих вариантов перечня все более размывалась и в истекшем десятилетии свелась к регулированию цен.
До 2000 года перечень ЖНВЛС был сугубо внутриведомственным документом. С 2001-го ежегодно утверждается правительством "в целях эффективного использования бюджетных средств", как было сказано в правительственном постановлении РФ от 09.11.2001 №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
Приказом МЗ РФ от 02.08.2000 N 304 был создан Формулярный комитет, в функции которого входил, в частности, пересмотр Перечня ЖНВЛС и участие в подготовке Федерального руководства по использованию ЛС в целях рационализации выбора и использования лекарственных препаратов. Утвержденный в марте 2001 г. ОСТ "Государственный информационный стандарт лекарственных средств. Основные положения" содержал следующее определение понятия "Перечень ЖНВЛС":