Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Экологическая экспертиза в данном законе рассматривается как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и на человека. С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду .

Содержание

Введение 3
1. Порядок назначения государственной экологической экспертизы 4
2.Правила проведения государственной экологической экспертизы 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическая экспертиза (реферат).doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)


12

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

1. Порядок назначения государственной экологической экспертизы

 

2.Правила проведения государственной экологической экспертизы

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Новым институтом обеспечения надлежащей окружающей среды становится государственная экологическая экспертиза, проводимая с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Среди принципов ее осуществления - обязательность (как мера охраны среды, предшествующая принятию хозяйственного решения, реализация которого может оказать вредное воздействие на природу), широкая гласность и участие общественности (нуждающиеся, как и другие провозглашенные принципы, в обеспечении правовыми актами, правоприменительной практикой, активностью общественных отношений).

В Федеральном законе 1995 года "Об экологической экспертизе" [1]установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности (ст.3). Предприятие, потребляющее природные ресурсы и размещающее в окружающей природной среде попутные продукты, приводит к ухудшению экологических и санитарно-эпидемиологических условий жизни человека.

Экологическая экспертиза в данном законе рассматривается как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и на человека. С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду[2].

Положительное решение экологической экспертизы представляет собой необходимую предпосылку начала любой не запрещенной законом предпринимательской деятельности. Выводы экологической экспертизы обладают силой надведомственного нормативного акта и обязательны к исполнению. Начало хозяйственной деятельности без положительного заключения экологической экспертизы, как и осуществление намеченной хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, на основании которой было получено положительное решение экологической экспертизы, является нарушением требований экологического законодательства и преследуется по закону.

 

 

 

 

1. Порядок назначения государственной экологической экспертизы

 

В нормативных актах специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды предусматриваются: а) доведение до общественности через средства массовой информации результатов государственной экологической экспертизы, б) проведение госэкоэкспертизы во взаимодействии с общественными органами, в) возможность организации общественных слушаний по проектам и заявлениям о воздействии на окружающую среду.

Основные полномочия граждан и общественных объединений при проведении государственной экологической экспертизы предусматриваются Федеральным законом Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. (далее Закон от 23 ноября 1995 г.). Согласно указанным в нем нормам граждане и общественные объединения имеют право:

              выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

              направлять в письменной форме Минприроды и его органам аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

              получать от Минприроды и его органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г.);

              обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арбитражный суд.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений, а также органов местного самоуправления общественными объединениями, основной целью деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке.

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. общественная экологическая экспертиза тех же объектов может проводиться независимо от государственной. Это означает, по нашему мнению, что она может проводиться до, одновременно либо после государственной экологической экспертизы.

Общественные объединения при этом имеют право:

              получать от заказчика предусмотренную законом документацию, подлежащую экологической экспертизе;

              знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

              участвовать в качестве наблюдателей (через своих представителей) в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Ст. 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусматривают следующие условия проведения общественной экологической экспертизы:

              государственную регистрацию заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

              порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

              форму и содержание заявления о проведении экологической экспертизы;

              обязанности общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

              исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Учитывая зависимость силы заключения общественной экологической экспертизы от авторитета участников и мотивированности доводов, важно обеспечить ее правильную процедуру и персональный подбор комиссии. В принципе, требования к ним адекватны проведению государственной экологической экспертизы, однако скрупулезность и тщательность их выполнения особо значимы в связи с отсутствием обязательности заключения. Так, состав экспертов по их научной квалификации и компетентности должен быть по уровню не ниже зкспертов государственной экспертизы - иначе их доводы, даже более мотивированные, не будут должным образом восприняты.

Тщательное выполнение всех требований, упомянутых выше, в последние годы, к сожалению, воспринимается как формализм, бюрократизм, хотя является непременным условием качественного экспертного заключения общественности.

Получение мотивированного и обоснованного заключения является важной частью дела, но главное - довести мотивированное заключение до принимающих решение органов и должностных лиц, сделать его альтернативным, равноправным, наряду с заключением государственной экологической экспертизы, мнением официальных организаций. Поэтому целесообразно довести содержание общественной экологической экспертизы до сведения максимально широкого, заинтересованного в этом круга лиц путем: рассылки, опубликования в средствах массовой информации, организации лекций, "круглых столов", дискуссий, обсуждений[3].

Работа экспертов в общественных комиссиях не исключает платности - за счет экологических фондов, пожертвований, иных поступлений, не запрещенных законом. Может использоваться и самообложение граждан, предусмотренное российским законодательством. В зарубежных странах весьма распространены практика временного объединения граждан для решения таких проблем, как общественная экологическая экспертиза, приглашение юриста для консультации или выступления в суде, сбор средств исключительно для этих локальных и ограниченных по времени нужд.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Минприроды и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации экологической экспертизы, органам местного самоуправления, передается другим заинтересованным лицам, может публиковаться в средствах массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Правила проведения государственной экологической экспертизы

 

Целесообразно остановиться на некоторых процедурных правилах проведения государственной экологической экспертизы и компетенционных нормах, показывающих, кто за что должен отвечать.

Так, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы (ст. 5 Закона от 23 ноября 1995 г.).

К ведению субъектов Российской Федерации относится делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях государственных экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах (ст. 6 Закона от 23 ноября 1995 г.).

Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:

              получают бесплатно от государственных органов независимо от их принадлежности необходимую информацию, имеют доступ к базе данных о состоянии окружающей среды и возможных последствиях негативного воздействия на нее;

              направляют в банковские организации представления о приостановке (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

              предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

              организуют информационное обеспечение государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объектов экологической экспертизы и о негативном воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду;

              предоставляют для ознакомления общественным объединениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экспертизы;

              направляют органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, представившим аргументированные предложения, материалы об их рассмотрении при проведении государственной экологической экспертизы, информацию об ее заключении;

              предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

Территориальные органы Минприроды обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации и ее субъектов, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответствующие материалы по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об экологической экспертизе. Ближе всех к населению находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области могут:

              делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания государственных экспертных комиссий, причем не только по объектам, расположенным на своей территории, но и на других, в случаях возможного воздействия на окружающую среду их хозяйственной и иной деятельности;

              принимать и реализовывать, в пределах своих полномочий, решения на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических объединений и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

              организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

              организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

              информировать органы прокуратуры, специально уполномоченные территориальные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, органы государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Информация о работе Экологическая экспертиза