Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 11:22, реферат
Пение птиц заметно повлияло на музыкальный фольклор и профессиональную музыку. Одно из самых знаменитых музыкальных произведений Возрождения — хоровая песня К. Жанекена «Пение птиц». От простого звукоподражания к эмоциональной передаче образов природы — такова эволюция «птичьего пения» в музыке Нового времени (Бетховен, Григ, Римский-Корсаков, Мессиан). Романсы «Жаворонок» Глинки и «Соловей» Алябьева, «Песня жаворонка» в фортепьянных циклах Чайковского «Времена года» и «Детский альбом», другие произведения русских композиторов созданы на основе мелодического рисунка, звучащего в песнях наших птиц.
Введение
1. Разнообразие и классификация звуков, издаваемых птицами
2. Эволюция голоса птиц
3. Принципы классификации голосов
4. Голосовые сигналы птицы
Заключение
Список литературы
Вологодский государственный технический университет
Кафедра геоэкологии и инженерной геологии
Реферат на тему:
«Биологическое значение пения птиц»
Вологда
2010
Содержание
Введение
1. Разнообразие и классификация звуков, издаваемых птицами
2. Эволюция голоса птиц
3. Принципы классификации голосов
4. Голосовые сигналы птицы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Пение птиц, одна из форм биокоммуникации, наиболее ярко выражена в сезон размножения. Данная форма общения состоит из сложных, специфичных для каждого вида мелодичных звуков. В широком смысле поют не только певчие птицы, но и птицы других отрядов (тетерева, чайки, журавли, кукушки и др.).
Биологическое значение пения птиц многогранно. В районы гнездования первыми обычно прилетают самцы. Они занимают наиболее удобные гнездовые участки и своим пением и ритуальным поведением демонстрируют другим самцам, что территория занята. Прилетевшие позже самки выбирают активно поющих самцов и образуют с ними пары. Пение самца синхронизирует физиологическую готовность партнеров для успешного спаривания и оставления жизнеспособного потомства.
В России издавна существовал промысел певчих птиц. Соловьев и других птиц содержали в неволе, собирались и слушали их пение. Знатоки и ценители птичьего пения тонко разбирались в качестве исполнения того или иного певца. Хорошие певцы стоили очень дорого.
Издавна предпринимались попытки записывать пение птиц, используя нотную азбуку, графически выражать пение при помощи специальных значков, передавать их слогами и фразами человеческой речи. Инструментальное изучение голосов птиц стало возможным с появлением звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. С начала 20 в. пение птиц стали записывать на граммофонные пластинки, позднее для этого начали использовать магнитофон.
Во многих европейских странах и США изданы сотни пластинок с записями песен птиц, созданы фонотеки голосов животных, основу которых составляют записи пения птиц. В наиболее богатой записями голосов птиц в России Фонотеке голосов животных имени Б. Н. Вепринцева в Пущино — около 10 тысяч оригинальных записей. На ее основе издано 25 грампластинок, в том числе «Птицы СССР. Определитель по голосам». Изданы каталоги этого лучшего в России архива записей песен птиц. Этой Фонотекой тиражируются и распространяются записи песен птиц на магнитной пленке.
Пение птиц — одна из самых радостных примет весенних ландшафтов России. Наполненный птичьим пением лес — прекрасная звуковая среда для человека, свидетельство благополучия в природе. Тревожные звуки, издаваемые птицами, — напоминание о грозящей опасности. По пению птиц наши предки судили об изменении погоды.
Пение птиц заметно повлияло на музыкальный фольклор и профессиональную музыку. Одно из самых знаменитых музыкальных произведений Возрождения — хоровая песня К. Жанекена «Пение птиц». От простого звукоподражания к эмоциональной передаче образов природы — такова эволюция «птичьего пения» в музыке Нового времени (Бетховен, Григ, Римский-Корсаков, Мессиан). Романсы «Жаворонок» Глинки и «Соловей» Алябьева, «Песня жаворонка» в фортепьянных циклах Чайковского «Времена года» и «Детский альбом», другие произведения русских композиторов созданы на основе мелодического рисунка, звучащего в песнях наших птиц.
1.Разнообразие и классификация звуков, издаваемых птицами
Охотники за птичьими голосами в основном коллекционируют весенние песни птиц, но это только начало работы. Голоса птиц нельзя понимать только как пение, поскольку у птиц существует особая система сигналов, позволяющая общаться им между собой на протяжении всего года.
Джулиан Хаксли и Людвиг Кох, авторы книги «Язык животных», переведенной на русский язык, считают, что у некоторых высших животных, в том числе и у многих птиц, степень разнообразия голосовой информации почти достигла уровня настоящей речи. Отдельные виды птиц, как иногда полагают, основываясь на сравнении сонограмм, могут использовать в качестве сигналов сотни разных звуков.
Однако, далеко не каждому звуку, издаваемому птицей и отличающемуся по акустической характеристике, строго соответствует определенная смысловая нагрузка. Поэтому, прежде чем сравнивать сонограммы голосовых реакций птиц, надо специально наблюдать за птицами в природе, чтобы определить состояние, при котором они издают тот или иной звук. Беспокойный крик самца зяблика у гнезда — хороший пример сигнала, различные видоизменения которого имеют одинаковое смысловое значение. Этот сигнал, как известно, у зяблика подвержен сильной географической и индивидуальной изменчивости. Например, на севере Карельского перешейка, помимо зябликов, регулярно издающих типичный дребезжащий свист («трю» или «рюм»), встречаются особи, у которых этот же сигнал звучит как «фюить»— почти неотличимо от крика беспокойства горихвостки. Доказательством того, что этот позыв является вариацией обыкновенного рюмения зяблика и отражает то же самое физиологическое его состояние, может служить следующее наблюдение: один и тот же зяблик, находясь в сильном волнении, иногда попеременно издает оба варианта сигнала.
Весьма изменчива и видовая песня птиц. Помимо того, что она меняется географически, она очень сильно варьирует и индивидуально. На это указывали все орнитологи, изучавшие пение зяблика или дрозда-белобровика. У этих видов разные варианты песни часто воспроизводятся одной и той же особью. Каждый может наблюдать это явление, если в продолжение некоторого времени последит за поющим самцом зяблика: иногда он двадцать раз подряд споет одну вариацию, а потом несколько раз повторит вторую и т. д. И вариации эти отличаются одна от другой как разные по звучанию фразы, имеющие один и тот же смысл. С помощью магнитофона и сонографа у некоторых воробьиных птиц удавалось получить сотни сонограмм, иллюстрирующих множественные изменения видовой песни в разных ее частях. Невозможно представить, чтобы все они имели самостоятельное биологическое значение.
В то же время самые
Голос птицы — зеркало ее
физиологического состояния.
У тех птиц, голоса которых
специально изучали в
Однако, характер подачи сигнала
у птиц различен, поэтому каждый
вид требует отдельного
2.Эволюция голоса у птиц
Видовые особенности голосовой
сигнализации возникли в
Большое значение в этом
Некоторое представление о
Если для сравнения взять
Вполне закономерно
Расширение функции голоса шло,
3. Принципы классификации голосов
Коллекционирование голосов птиц не будет иметь смысла, если не придерживаться определенной их классификации. Сравнивать можно лишь сопоставимое, то есть голоса, выражающие одинаковые состояния птиц. Поэтому в основу классификации должен быть положен функциональный признак. Однако этот принцип систематизации звуков не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что значение многих голосовых реакций остается для нас еще неясным и, для того чтобы определить их функцию, требуются тщательные наблюдения за птицами в природе. Кроме того, многие звуки разными людьми истолковываются по-разному. Поэтому до сих пор и не существует единой, общепризнанной системы голосов птиц, построенной по смысловому признаку.