Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Разнообразны и результаты сотрудничества, к наиболее значимым из которых следует отнести создание международных норм в области охраны окружающей среды как юридически обязательного (императивного), так и рекомендательного характера, разработку программ сотрудничества по различным вопросам охраны окружающей среды и др. Как только осознается значимость решения соответствующей проблемы и «как только стремление и интересы превышают средства, народы начинают искать удовлетворение их за пределами своего государства, они должны вступать и поддерживать отношения с другими народами».

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………..3
1.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды…5
2. История……………………………………………………………………….
3.Международные организации в области охраны окружающей среды…... 7
4.Международно – правовая охрана атмосферы земли, около земного и космического пространства……………………………………………………14
5. Международно – правовая охрана водной среды 16
6. Международно – правовая охрана флоры, фауны и экосистем17
7. Международно – правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами 18
8. Российская Федерация и ее участие в международном сотрудничестве
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 27

Вложенные файлы: 1 файл

экгологияяяяяяяяяяяяяяяя).docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение. ………………………………………………………………………..3

1.Международное сотрудничество  в области охраны окружающей  среды…5

2. История……………………………………………………………………….

3.Международные организации  в области охраны окружающей среды…... 7

4.Международно – правовая  охрана  атмосферы земли, около земного и космического пространства……………………………………………………14

5. Международно – правовая охрана водной среды 16

6.  Международно – правовая охрана флоры, фауны и экосистем17

7. Международно – правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами  18

8. Российская Федерация и ее участие в международном сотрудничестве

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды совершенно разнообразно по формам и направлениям его реализации.

Разнообразны и результаты сотрудничества, к наиболее значимым из которых следует отнести создание международных норм в области  охраны окружающей среды как юридически обязательного (императивного), так  и рекомендательного характера, разработку программ сотрудничества по различным вопросам охраны окружающей среды и др. Как только осознается значимость решения соответствующей  проблемы и «как только стремление и интересы превышают средства, народы начинают искать удовлетворение их за пределами своего государства, они должны вступать и поддерживать отношения с другими народами».

 

Следовательно, проблема охраны окружающей среды не является проблемой  отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередь предопределяет активизацию международного сотрудничества при решении экологических проблем.

 

Международные природоохранные  организации играют огромную роль на данном этапе развития общества. Их создание было вызвано катастрофическими  изменениями в окружающей среде, они были призваны защитить природу  и, по существу, должны спасти, прежде всего, самого человека. Я считаю, что с  помощью всех этих международных  природоохранных организаций человек  защищает, прежде всего, себя от результатов  собственной деятельности. Ведь громкие  заявления о том, что близится глобальная катастрофа, и что если мы не примем меры по спасению окружающей среды, то жизнь на планете погибнет, мягко говоря, не соответствуют действительности. Что бы ни случилось, жизнь на планете  не погибнет. Ведь наша Земля за 5 миллиардов лет своего существования переживала и не такие катастрофы. И случись  сейчас даже ядерная война, то Жизни, пускай в виде бактерий и спор, все  равно сохранится. И через сотни  миллионов лет опять возродится в не меньшем, чем сейчас разнообразии .

 

Современный опыт показал, что  меры предосторожности, которые предпринимаются  в отдельных государствах по охране окружающей среды, являются недостаточными для защиты от вредных последствий  все более интенсивной эксплуатации природы человеком. Эффективная  охрана окружающей среды требует  сотрудничества государств с учетом интеграции и глобализации условий  жизни людей. В этом контексте  создается новая цивилизация  с новыми проблемами, которые требуют  новых путей и методов решения.

 

Таким образом, если мы хотим  выжить, то в первую очередь мы должны позаботиться об окружающем нас мире, а сделать это мы можем лишь сообща. И первыми шагами в этом направлении и является деятельность различных международных природоохранных организаций. Сейчас в мире существует огромное количество различных организаций, объединений, форумов, которые ставят перед собой цель защитить природу.

 

Однако, как ни странно, мы, зачастую, даже не представляем чем  занимается та или иная организация, а многие никогда даже не слышали  о большинстве из них. А в литературе, как я убедился на собственном  опыте, чаще всего можно встретить  лишь две крайность: или простое  упоминание названия какой либо организации, или полная характеристика деятельности какой либо из них.

Именно глобальные меры, которые принимаются и которые будут приниматься в целях смягчения и решения экологического кризиса, должны основываться на договоренности заинтересованных государств.

 

1.Международное  сотрудничество в области охраны  окружающей среды

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:

1) создание норм, охраняющих  отдельные природные объекты; 

2) осуществление надзора  государства или международной  организации за тем, чтобы та  или иная деятельность осуществлялась  с учетом последствий данной  деятельности для окружающей  среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктику и почву.

 

2. История

Первым международно-правовым документом в области охраны животного  мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвященная охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта  Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.

Современная система международной  охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году, хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны еще до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.

Стокгольмская конференция  привела к созданию ЮНЕП (Программа  ООН по окружающей среде). В настоящее  время эта организация выполняет  административные функции по семи крупным  конвенциям, а также по ряду региональных соглашений.

Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду 1977 года обязывает  участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (пред­намеренному управлению природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

Генеральная Ассамблея ООН  создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в своем докладе «Наше  общее будущее» 1987 года впервые сформулировала концепцию устойчивого развития, целью которого является улучшение  условий жизни человека, достигаемое  в гармонии с природой.

В 1991 году под эгидой Европейской  Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Европейская Экономическая  Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).

Через двадцать лет, в 2012 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция  ООН по устойчивому развитию Рио+20. На конференции вырабатывалась концепция  того, как можно сократить бедность, содействовать развитию социальной справедливости и обеспечить надлежащие меры по охране окружающей среды. Итоговый документ конференции -«Будущее, которого мы хотим».

Ниже приводятся источники  по разделам международного права охраны окружающей среды, соответствующим  различным объектам регулирования.

 

3. Международные организации в области охраны окружающей среды

Возрастающий интерес  международного сообщества к проблемам  ОС после Второй мировой войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, по священных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем. По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные (субрегиональные).

Важную роль в области  ООС играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры), образованная в 1945 г., уже  в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа “Человек и биосфера” (МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран.

ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и  сельского хозяйства), образованная в октябре 1945 г., является специализированным учреждением ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и раз вития сельского хозяйства  в целях улучшения условий жизни народов мира. В соответствии с своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Забота о здоровье людей  – главная цель ВОЗ (Всемирная  организация здравоохранения), что  всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической  информации, связанной с охраной  здоровья людей, участвует в исследовательской  работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая  организация) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции  ВМО связаны прежде всего с глобальным мониторингом ОС. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли.

По договору с ООН осуществляет свою деятельность МАГАТЭ, учрежденное в 1957 г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атом ной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой ОС от опасности радиоактивного заражения.

Проблемы  ОС, обострившиеся  в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными  организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в  международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий  и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.

В ООС и регионального  планирования Совет Европы осуществляет:

-обеспечение охраны и  бережного отношения к окружающей  среде в Европе;

-сохранение и улучшение  среды обитания, деятельности человека;

-планирование развития  территорий;

-создание сети охраняемых  заповедников.

Европейская конференция  министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения  проблем. В работе Конференции участвуют  представители всех государств-членов Совета Европы.

Европейская хартия регионального  планирования выдвинула глобальную и долгосрочную концепцию регионального  планирования с целью: улучшения  условий повседневной жизни; гармоничного социально-экономического развития регионов; повышения ответственности в  вопросах управления при родными ресурсами; ООС и рационального использования земли.

Для сохранения редких и  находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование  промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята  Конвенция по сохранению живой природы  и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует  Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных  стихийных бедствиях и технологических  катастрофах. Создана сеть из 12 европейских  специализированных центров для  слежения за извержениями вулканов, землетрясениями  и т. д.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области  экологии и охраны окружающей природной  среды странами СНГ. Государства  СНГ согласились создать Международный  Экологический Совет и при  нем Межгосударственный Экологический  фонд для выполнения согласованных  межгосударственных экологических  программ, в первую очередь для  ликвидации последствий экологических  катастроф.

Следует отметить, что в  настоящее время в мире насчитывается  более 500 неправительственных международных  организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная  роль в этой сфере принадлежат  некоторым специализированным и  зарекомендовавшим себя высокой  активностью организациям, таким  как Международный союз охраны природы  и природных ресурсов (МСОП) и  Всемирный фонд охраны дикой живой  природы (WWF).

МСОП создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г. в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира.

Информация о работе Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды