Мониторинг состояния природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:02, реферат

Краткое описание

Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга.

Содержание

1.Введение_____________________________________________стр.4
2.Теоретическая часть____________________________________стр.5
2.1. Система мониторинга_______________________________стр.5
2.2.Виды мониторинга__________________________________стр.6
2.3. Схема классификация мониторинга___________________стр.7
3. Мониторинг состояния природных ресурсов_______________стр.8
4. Организация мониторинга окружающей среды_____________стр.10
5.Инвентаризация источников выбросов_____________________стр.16
5.1.Сварочный пост_____________________________________стр.16
5.2.Авторемонтные мастерские___________________________стр.17
5.3.Котельная__________________________________________стр.17
6.Разработка программы регулярных наблюдений____________стр.18
7.Вывод_______________________________________________стр.19
8.Используемая литература_________________________________стр.20

Вложенные файлы: 1 файл

мониторинг (3).docx

— 195.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Введение_____________________________________________стр.4

2.Теоретическая часть____________________________________стр.5

  2.1. Система мониторинга_______________________________стр.5 
  2.2.Виды мониторинга__________________________________стр.6

  2.3.   Схема классификация мониторинга___________________стр.7

3. Мониторинг состояния природных ресурсов_______________стр.8

4. Организация мониторинга окружающей среды_____________стр.10 
5.Инвентаризация источников выбросов_____________________стр.16 
  5.1.Сварочный пост_____________________________________стр.16 
  5.2.Авторемонтные мастерские___________________________стр.17 
  5.3.Котельная__________________________________________стр.17

6.Разработка программы регулярных наблюдений____________стр.18 
7.Вывод_______________________________________________стр.19 
8.Используемая литература_________________________________стр.20

 

1.Введение

Мониторинг-комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза измерений за состоянием окружающей среды под воздействием антропогенных факторов.

Термин «мониторинг» впервые  появился в рекомендациях специальной  комиссии

СКОПЕ (научный комитет  по проблемам окружающей среды) при  ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде). Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга.

 

 

2.Теоретическая  часть

 

2.1 Система мониторинга

Система мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

- о состоянии окружающей среды;

- о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e. об источниках и факторах воздействия);

  - допустимости изменений  и нагрузок на среду в целом;

  - о существующих резервах биосферы.

 

Таким образом, в систему  мониторинга входят наблюдения за

состоянием элементов  биосферы и наблюдения за источниками  и факторами

антропогенного воздействия.

Государственный доклад "О  состоянии окружающей природной  среды в РФ в 1995 г." определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей

природной среды и экологической  безопасностью.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему

функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:

-   наблюдения за  факторами воздействия и состоянием  среды;

 - оценку фактического состояния среды;

 - прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга  не включает

деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Термин контроль, нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.

Построение систем мониторинга

При проведении мониторинга  программы необходимо отслеживать  следующие элементы:

   1 использование ресурсов (соответствие потраченных ресурсов  плану);

   2 процесс выполнения  программы (соответствие содержания  и сроков мероприятий графику  выполнения работ, соблюдение  технологий, методов, процедур);

   3 результаты проведения  программы ( на сколько достигаются поставленные цели);

   4 влияние проведения  программы (как проведение программы  влияет на ситуацию, в чем заключается  ее влияние).

 

2.2Виды мониторинга

-Экологический;

-Геофизический;

-Геохимический;

-Климатический;

-Биологический;

 

Экологический мониторинг-(мониторинг окружающей среды) — это комплексная  система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений  состояния окружающей среды под  воздействием природных и антропогенных  факторов.

 Его объектами также  выступают живые организмы и  их сообщества. Он является важнейшим  методом исследования окружающей  среды и приобретает особое  значение для оценки состояния  биосферы в глобальном масштабе, при этом часто включает в  себя мониторинг биологический,  геофизический и др. Экологический  мониторинг является, по-видимому, более  универсальным, охватывающим вопросы  и биологического, и геофизического  мониторинга в их тесной связи.  Это особенно важно, когда наблюдение  осуществляется на уровне экологических  систем. При организации экологического  мониторинга используются специальные  спутники и спутниковые системы,  ведущие наблюдения за различными  компонентами биосферы.

 

 

К геофизическому мониторингу  относится определение данных о  загрязнении, мутности атмосферы, выборочных метеорологических и гидрологических  характеристик среды. В эту подсистему можно включить мониторинг различных  элементов неживой составляющей биосферы, в том числе конструкций, зданий, созданных человеком

 

Геохимический мониторинг-Слежение за региональным и локальным антропогенным  воздействием в местах кризисных  экологических ситуаций. Современные  исследования ведутся по следующим  направлениям:

1) анализ закономерностей  формирования техногенных потоков  загрязняющих веществ в различных  ландшафтных зонах; 

2) изучение реакций отклика  почв и природных ландшафтов, эколого-геохимических систем в  целом на техногенное воздействие;

3) изучение в модельных  опытах влияния загрязняющих  веществ на почвы и процессы  трансформации загрязняющих веществ;

4) определение индикаторов  загрязнения почв в целях мониторинга,

5) обоснование мероприятий  по прогнозу и снижению отрицательного  воздействия техногенеза на почвы.

 

МОНИТОРИНГ КЛИМАТИЧЕСКИЙ , система (служба) контроля, оценки прогноза и изменений и колебаний климатич. системы атмосфера — океан — поверхность суши (включая реки и озера) — криосфера — биота.

 

Биологический мониторинг,  играет главенствующую роль среди всех типов экологического мониторинга, т.к. возникновение самой биосферы на Земле, ее развитие, устойчивость, возможность  продолжения цивилизации зависят  от деятельности биоты.

 

 

 

 

 

2.3.  Схема классификация мониторинга

 
       
       

     
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

 

 

 

 

 

3. Мониторинг состояния природных  ресурсов

Атмосферный воздух практически не учитывается как природный ресурс, и контроль за его компонентами, за исключением диоксида углерода, не ведется. В то же время отмечаемое снижение содержания кислорода в промышленных центрах нарушает нормальное клеточное дыхание живого организма, осложняет ведение технологических процессов, в частности, в металлургической промышленности.

Водные  ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за режимом велись на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета по единой в стране системе. Роскомвод обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод, осуществляя учет использования вод.

Несмотря  на существующие стандартные формы  отчетности, методологические несоответствия и технические сложности учета  водозабора и водосброса приводят к  значительному расхождению величин  одних и тех же показателей, представляемых различными ведомствами.

Государственный учет подземных вод (в том числе  и эксплуатационных запасов) осуществляют организации Министерства природных  ресурсов Российской Федерации.

Контролю  подлежат количество отбираемых питьевых и технических вод и распределение  этого отбора по видам использования. В связи с тем, что водопользователи отчитываются нерегулярно, а водозаборы обследуются периодически (один раз  в 5-6 лет), получаемые данные приблизительны.

Наблюдение  за запасами и состоянием минеральных  вод и лечебных грязей, а также  контроль этих запасов ведут режимно - эксплуатационные станции территориальных советов профсоюзов. Они отмечают почти повсеместное истощение гидроминеральных ресурсов, ухудшение их качества и угрозу деградации.

Земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и государственными землеустроительными органами. Инвентаризация земель, проводится один раз в 5 лет.

Сведения  государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв и экономической  оценки земель фиксируются в Государственном  земельном кадастре.

В результате перераспределения земель наблюдаются  выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий и ухудшение их качества.

Минерально-сырьевые ресурсы. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях  их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входят в компетенцию органов Министерства природных ресурсов РФ. Надзорную  деятельность в области рационального  использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор  России. Последний представляет собой  специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в  промышленности надзор за соблюдением  порядка пользования недрами  при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.

Мониторинг  лесных ресурсов включает в себя учет лесного фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологический контроль и контроль за рубкой и восстановлением лесов, а также специализированный мониторинг производственно-территориальных комплексов, зон экологического неблагополучия, северных территорий и др. Мониторинг строится на двух уровнях: региональном и локальном. Учет лесного фонда и фоновый мониторинг осуществляют при проведении непрерывного и периодического лесоустройства.

Функционально-технологическая  структура национального уровня системы мониторинга лесов включает лесоустроительные предприятия, службу лесопатологического мониторинга, а так же специализированные предприятия  и станции по защите леса, ПО «Авиалесоохранная», ВНИИЦ лесресурс, в состав которого входят аэрокосмическая экспедиция и спец предприятие, научно-исследовательские институты отрасли и вузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Организация мониторинга окружающей среды

Эффективность любой системы (вида) мониторинга  определяется организацией, что представляет собой сложную, многоплановую задачу.

Прежде всего сложность организации мониторинга зависит от его уровня. Мониторинг окружающей среды может охватывать локальные территории (район, область) - локальный уровень, отдельные регионы (округа) - региональный уровень, а земной шар в целом - глобальный уровень. При этом с учетом уровня мониторинга должна быть создана значительная сеть станций, пунктов, постов наблюдений, оснащенных самым современным оборудованием, использующих новейшие технологии.

 

Наблюдения и контроль за загрязнением воздуха проводят на постах, которые подразделяются на : 
- Стационарные посты, служащие для систематических наблюдений - это специальные павильоны, оснащенные оборудованием и приборами для отбора и анализа проб воздуха и определения метеорологических параметров; 
- Передвижные посты, служащие для разовых наблюдений над дымовыми и газовыми факелами;

Источники загрязнения  атмосферного воздуха

Сброс загрязняющих веществ  может осуществляться в различные  среды: атмосферу, воду, почву. Выбросы  в атмосферу являются основными  источниками последующего загрязнения  вод и почв в региональном масштабе, а в ряде случаев и в глобальном.

Промышленные источники  загрязнения атмосферного воздуха  подразделяются на источники выделения  и источники выбросов. К первым относятся технологические устройства (аппараты установки и т.п.), в процессе эксплуатации которых выделяются примеси. Ко вторым - трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари и другие устройства, с помощью которых примесь  поступает в атмосферу.

Информация о работе Мониторинг состояния природных ресурсов