Объекты изучения и методы экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.
Основные задачи могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах. Главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.

Содержание

Введение…………………………………………………..………………………2
I. Объекты изучения и методы экологии……………….……………………….6
1.1 Объекты изучения экологии……………………………………………...6
1.2 Методы экологии………………………………………………………….8
II. Определение экологической сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии. Отличительные особенности природных и антропогенных сукцессий………………………………………………………………….……..12
2.1 Определение экологической сукцессии………………………….……12
2.2 Первичные и вторичные сукцессии……………………………….……15
2.2.1 Первичные сукцессии………………………………………..…….…..15
2.2.2 Вторичные сукцессии………………………………………………….25
2.3 Отличительные особенности природных и антропогенных сукцессий……………………………………………………………………..26
III. Понятия «природопользование», «нерациональное природопользование», «рациональное природопользование», «охрана окружающей природной среды». Основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей природной среды……………..28
3.1 Понятия «Природопользование»……………………………………….28
3.2 Рациональное природопользование…………………………………...30
3.3 Нерациональное природопользование…………………………………31
3.4 Охрана окружающей природной среды……………………………..32
3.5 Основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей природной среды……………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Экология.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

                                                Содержание

 

Введение…………………………………………………..………………………2

I. Объекты изучения и методы  экологии……………….……………………….6

1.1 Объекты изучения экологии……………………………………………...6

1.2 Методы экологии………………………………………………………….8

II. Определение экологической  сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии. Отличительные особенности природных и антропогенных сукцессий………………………………………………………………….……..12

2.1 Определение экологической  сукцессии………………………….……12

2.2 Первичные и вторичные сукцессии……………………………….……15

2.2.1 Первичные сукцессии………………………………………..…….…..15

2.2.2 Вторичные сукцессии………………………………………………….25

2.3 Отличительные особенности природных и антропогенных сукцессий……………………………………………………………………..26

III. Понятия «природопользование»,    «нерациональное  природопользование»,   «рациональное   природопользование»,    «охрана      окружающей природной среды». Основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей природной среды……………..28

3.1 Понятия  «Природопользование»……………………………………….28

3.2 Рациональное   природопользование…………………………………...30

3.3 Нерациональное  природопользование…………………………………31

3.4 Охрана      окружающей природной среды……………………………..32

3.5 Основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей природной среды……………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы………………………………………………………………37

 

 

 

Введение

 

1. Экология - наука, изучающая взаимодействие между организмами и окружающей их живой (биотической) и неживой (абиотической) средой. 
Термин "экология" (от греч. oikos- жилище, место обитания и logos- наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. До сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии 
Экология - это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Конечной целью экологических исследований является выяснение путей, с помощью которых вид сохраняется в постоянно меняющихся условиях среды. Процветание вида заключается в поддержании оптимальной численности его популяций в биогеоценозе. Основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики.

Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.

Основные задачи могут  быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах. Главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.

2. Несмотря на то что биогеоценоз является саморегулирующейся системой, стремящейся к устойчивому состоянию, последнее полностью не достигается. Этому препятствует непостоянство условий внешней среды, а также изменения, возникающие в процессе жизнедеятельности организмов, составляющих биогеоценоз (экосистему). В результате ни один биогеоценоз не существует вечно, рано или поздно он сменяется другим. Способность к сменам — одно из важнейших свойств биогеоценозов. Длительное существование популяций на одном месте изменяет биотоп так, что он становится малопригодным для одних видов, но пригодным для других. В результате на этом месте развивается другой, более приспособленный к новым условиям биоценоз. Такая последовательная, необратимая, направленная смена одного биогеоценоза другим называется сукцессией. В зависимости от состояния и свойств среды различают первичные и вторичные сукцессии.

Для возникновения сукцессии  необходимо свободное пространство. В зависимости от первоначального  состояния субстрата, различают  первичную и вторичную сукцессии. Первичная сукцессия — формирование сообществ начинается на первоначально свободном субстрате, а вторичная сукцессия — это последовательная смена одного сообщества, существовавшего на данном субстрате, другим, более совершенным для данных абиотических условий.

3.  На протяжении многих тысячелетий человечество использовало разнообразные природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, не нарушая естественных эволюционных процессов в биосфере. Научно-техническая революция XX в. вызвала радикальные изменения энерговещественных потоков в системе "природа-общество", которые проявились в существенных антропогенных изменениях природных ландшафтов и развитии социально-экологических кризисов. Так, в настоящее время около 15% территории России относятся к районам с неблагоприятной экологической обстановкой. Это по площади превышает территорию Западной и Центральной Европы и дестабилизирует глобальные процессы в биосфере.

Природопользование как  особый вид деятельности осуществляется в целях:

• использование энергий природной среды;

• отчуждения возобновимых и невозобновимых природных ресурсов

• создания из природных  материалов средств производства и  жизнеобеспечения человека;

• размещения отходов  производства и жизнедеятельности  в окружающей среде;

• обустройства природной среды в целях создания благоприятных условий для существования и развития человека;

• организации природной  среды в целях её устойчивого  развития;

• управления всеми перечисленными действиями.

К середине XX в. стала очевидной насущная необходимость комплексного анализа взаимодействия хозяйственной и природной систем в процессе потребления или эксплуатации тех или иных природных ресурсов, т. е. в процессе природопользования. Результаты такого анализа требуются для экологической, экономической и социальной оптимизации систем природопользования, которое в идеале должно стать неистощающим природные ресурсы. Такое природопользование, наряду с другими факторами, обеспечивает устойчивое развитие. Синтез результатов исследований естественных и гуманитарных наук, направленных на планирование и оптимизацию различных видов природопользования, осуществляет новое направление науки, зародившееся в последней четверти XX в., — рациональное природопользование. Объектом исследования этой науки является процесс взаимодействия природных и хозяйственных систем, что предопределяет необходимость синтеза географических, экономических, экологических, социальных знаний, характеризующих этот процесс.

Главная цель природопользования как научного направления — поиск и разработка путей оптимизации взаимоотношения общества и природы, которые должны способствовать созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека. Это особенно актуально для современной России, перед которой стоит задача перехода к устойчивому развитию. На протяжении длительного периода экстенсивное развитие экономики страны, ведомственный (монопольный) характер использования природных ресурсов, неадекватная их экономическая оценка формировали систему природопользования, которая не отвечает критериям, обеспечивающим устойчивое развитие. Природно-ресурсный потенциал России, т. е. та часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность при существующих технических и социально-экономических возможностях общества при условии сохранения нормальных условий жизни человека, используется нерационально. Дальнейшее цивилизованное использование природных ресурсов России представляет собой важнейшую социально-экономическую и экологическую задачу, решение которой прямо направлено на сохранение природы как основы жизни на нашей планете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Объекты изучения  и методы экологии

1.1 Объекты изучения экологии

 

Основной частью экологии, ее фундаментом является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды. Предметом изучения общей экологии являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой. В связи с этим выделяют следующие основные разделы экологии:

♦ экология организмов (аутэкология), которая изучает индивидуальные связи отдельной особи или групп особей одного вида с окружающей средой;

♦ экология популяций (демэкология), в задачи которой входит изучение структуры, динамики популяций отдельных видов (механизмы регуляции численности организмов, оптимальная плотность, допустимые нормы их изъятия и др.);

♦ экология сообществ, или биоценология (синэкология), которая изучает взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой, структуру и механизмы функционирования биогеоценозов.

Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования. Например, выделяют экологию растений, животных, экологию микроорганизмов. В структуре современной экологии выделяют следующие направления:

♦ глобальная экология (основным объектом изучения является биосфера как глобальная экосистема);

♦ экология человека (рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающей средой);

♦ социальная экология (изучаются взаимоотношения в системе «человеческое общество – природа»);

♦ урбоэкология (экология города), наука о взаимодействии человека и окружающей городской среды;

♦ прикладная экология (инженерная, медицинская, агроэкология, строительная и др.).

В последние годы сформировалось новое направление – экологическая  безопасность – это состояние  защищенности природной среды и  жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (Закон «Об охране окружающей среды»).

Таким образом, экология как наука основана на разных разделах биологии (физиологии, генетике, биофизике, зоологии, ботанике и др.) и связана  с другими науками (например, с физикой, химией, географией, психологией, педагогикой, правом). Только на основе интеграции этих дисциплин возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, выработать новый тип экологического сознания, мышление, коренным образом меняющее поведение людей по отношению к природе.

Главная цель экологии: изучить, как работает экосфера. Объекты изучения: 5 уровней организованной материи:

  • живые организмы,
  • популяция,
  • сообщества,
  • экосистемы,
  • экосфера.

Живой организм - это любая  форма жизнедеятельности. Сущ. от 3-х  до 20-ти категорий живых организмов. Обычно подразделяют все организмы  на:

  1. растения;
  2. животных
  3. деструкторов-редуцентов.

Популяция - это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе. Вид - это совокупность популяций, представители которых фактически или потенциально дают полноценное потомство в естествен. условиях. Сообщество. Каждый организм или популяция имеет свое место обитания. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое экологическое сообщество.

Экосистема - это взаимосвязь  сообществ с химическими и  физическими факторами, создающими неживую (абиотическую) среду. К физическим факторам относятся:

  • солнечный свет,
  • тень,
  • испарение,
  • ветер,
  • температура
  • водные течения.

Хим. факторам являются питательные  элементы и их соединения в атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые  в больших или малых количествах для существования, роста и размножения организмов. Все экосистемы Земли составляют экосферу.

 

1.2 Методы экологии

 

Экология использует широкий набор методов исследования. Методы экологических исследований – это пути и способы изучения экологических явлений, которые подразделяются на полевые и лабораторные (Пономарева И. Н. Экология. – М., 2001).

Полевые способы предполагают изучение экологических явлений в природной среде. Они помогают установить взаимосвязи организмов, видов и сообществ со средой, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности биосистем. Полевые методы, в свою очередь, подразделяются:

Информация о работе Объекты изучения и методы экологии