Отношение к природе в буддизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 16:40, реферат

Краткое описание

1. Буддизм как религиозно-философское учение.
2. Феномен Будды.
3. Отношение к природе

Вложенные файлы: 1 файл

отношение к природе в буддизме.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

 

1 Основные сведения  о буддизме

    1. Буддизм как религиозно-философское учение

 

 

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»; кит. 佛教 fójiào) – это религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова буддизм - распространённая во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Древней Индии в 65 вв. до н. э. на основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития.

Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели (в том числе Далай-лама XIV) определяют буддизм как «науку о сознании».

Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью – праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Возраст буддизма - более 2500 лет, сейчас это религиозное учение разделяет 250 млн. человек. Поклонники буддизма имеются в 86 странах, насчитывается 18 направлений буддизма. Возможно, в ближайшее время можно будет сказать о рождении нового направления в буддизме - экобуддизма.

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

 

 

 

 

 

    1. Феномен  Будды

 

Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в Индии (623-544 до н.э.). Мальчик воспитывался в роскоши, но испытал сильное потрясение, когда узнал о страданиях мира, от которых он был огражден. Так, он долгое время не мог прийти в себя, когда увидел своими глазами нищего и дряхлого старика, который умирал на улице от голода. После подобных сцен на улицах города Будда решил посвятить свою жизнь поискам путей избавления человечества от страданий. Он вел суровую аскетическую жизнь отшельника. Будда основал постулаты буддизма, которые основывались на принципах нестяжательства, воздержания, душевного мира, спокойствия, любви к людям и всему живому, непризнания жертвоприношений животных. Буддизм исповедует веру в перевоплощение человека в животное и наоборот.

Отношение к другим живым существам занимает центральное место в учении Будды. Главный принцип буддизма – не причиняй вреда никому. Никто  не имеет права намеренно отнимать жизнь даже у червяка или муравья.

Философия Будды оказала колоссальное влияние на мировоззрение многих поколений людей, живших в этой части земного шара. Со временем эта философия проникла и в западные страны, где нашлось немало сторонников философско-нравственного учения о непричинении зла никому.

 

 

  1. Отношение к природе

2.1 Человек в  буддизме

 

 

Согласно идеям буддизма, люди являются интегральной частью природной системы. Буддисты рассматривают себя не доминирующим видом, а членом сообщности. Буддизм указывает на фундаментальное различие между потребностью и жадностью. Основы буддизма не столько в вере, сколько в мудрости, основанной на понимании настоящей ценности природы.

В отличие от иудо-христианских религий, буддизм не ставит человека на вершину пирамиды мироздания. В буддизме он скорее занимает место где-то на полпути между низшими формами бытия (мученики адов) и высшими (совершенные Будды), или, говоря более простым языком, на полпути между полным неведением и полным Просветлением. Буддизм также не наделяет человека бессмертной душой, претендующей на то, чтобы вкушать вечное блаженство в раю, или же обреченной на вечные муки ада. Как и все живые существа, человек постоянно либо прогрессирует в направлении полной самореализации, либо деградирует, скатываясь в направлении адов в соответствии с созданными им самим причинами и условиями, в соответствии со своей собственной кармой.

 

 

 

 

 

2.2 Буддизм и природа

 

Буддизм не антропоцентричен или теоцентричен, а экоцентричен (считается, что наиболее экологичен сейчас североамериканский буддизм). Согласно буддизму многие части природы являются святыми. Как и в джайнизме, все природные объекты являются членами морального сообщества. Согласно некоторым разновидностям буддизма, не только животные, но и растения, и даже камни имеют «природу Будды», то есть душу, и значит, священны сами по себе.

Забота о благе природного мира всегда являлась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все существа в ней внутренне находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадания, действуя в естественной реакции и взаимозависимости. Многие этики видят в буддийских верованиях мягкую, глубокую и могучую модель взаимодействия между природой и человеком.

Буддизм отстаивает мягкое, неагрессивное отношение к природе. Человек должен собирать природные богатства подобно тому, как пчела собирает нектар с цветка. Пчела не вредит красоте и благоуханию цветка, она собирает нектар, который превращается в сладкий мед.

Буддизм призывает уважать не только жизнь людей, но и животных, растений, минералов и самой Земли.

Проснувшись утром, я улыбаюсь, 
Передо мной 24 новых часа, 
Я обязуюсь жить каждый момент 
полной жизнью 
и смотреть на все существа с сочувствием, -

такие стихи читают буддийские монахи. Рассказывают, как однажды один монах срубил ветку дерева. Дух дерева пожаловался Будде, что монах отрубил руку его ребенка.

Будда и его последователи считают красоту природы источником огромной радости и эстетического удовлетворения. Святые, очистившиеся от чувственных удовольствий, ценили природную красоту по-особому. Для обычного поэта природа служит средством обогащения его образного языка. Для буддийского святого красота природы ценится сама по себе, без всяких дополнительных чувственных ощущений. Буддисты также рассматривают каждое творение как красивое само по себе и красивое во взаимоотношениях со своими соседями. Буддизм и его разновидности предполагают преклонение горам, священным рощам и другим природным объектам. Западный практик тибетского буддизма Лама Анагарика Говинда полагает: «Власть  священной горы так велика и в то же время так тонка, что без принуждения людей тянет к ней из близка и издалека, как бы силой какого-то невидимого магнита; и они согласны подвергаться несказанным трудностям и лишениям в своем необъяснимом стремлении подойти к центру этой священной силы и поклониться ему. Никто не придавал титула священности такой горе, и все же каждый признает его... Люди ошеломлены присутствием такой горы и не могут выразить своих чувств по-другому, чем почитанием».

Буддисты почитают священные горы и другие природные объекты как место поклонения, увековечивая жизни святых и божеств. Они поднимаются на пик Адама, чтобы поцеловать отпечатки ног, оставленных Буддой. Китайские буддисты имеют четыре священные горы: Путошань - на востоке страны, Вутаишань - на севере, Омеишань - на западе, Чиухуашань - на юге. Паломник, забирающийся на одну из этих гор, получает благословение. Гора Вутаишань стала главным центром буддизма в Китае, местом медитации и получения божественной мудрости. Отношение буддизма к некоторым природным объектам как священным поддерживает идею заповедного дела.

Одной из самых священных гор у паломников буддизма является сказочная гора Меру. Она - главный центр буддизма, и является, по легенде, центром структуры десяти тысяч миров, пиком, уходящим в космос, источником благословления и стабильности, огромной золотой горой.

Буддисты полагают, что в космосе действует пять законов, согласно которым человек и природа связаны причинными взаимоотношениями. Изменение в одном обязательно приводит к изменению в другом.

В средневековой Японии существовал древний буддийский обычай освобождать животных. Рыб, птиц и зверей отпускали из неволи в дикую природу с обетом двухнедельного их неубийства.

Сейчас в Японии действует еще один симпатичный буддийский обычай: если кто-то увидит, что мирской человек убивает животное, то должен всеми надлежащими средствами постараться спасти и защитить его от бед и опасностей. Это потому, что живые существа низших царств являются нашими родителями и их убийство эквивалентно убийству родителей. Рассказывают, как Будда спас 10 тысяч рыб из пересыхающего водоема, позвав слонов долить туда воды. После этого он объявил праздник спасения рыб. А участок земли, где проводился этот ритуал, стал священным.

Согласно буддизму, просвещенными или духовными становятся люди, умеющие сострадать другим существам. Когда Будда увидел пашущего крестьянина, он подумал о страданиях микроорганизмов в земле, переживал и плакал о них. Рассказывают, что Будда так сострадал всем живым существам, что его голова раскололась на 11 голов.

Большое значение в буддизме уделяется медитации, которая способствует развитию качеств, высоко ценимых в природоохране: она ослабляет эгоизм, усиливает чувство прекрасного, развивает сочувствие к другим существам, помогает устранить состояние суеты, создает ощущение единства с миром.

Однажды Будда дал обезьяне молитву, цитата из которой звучит так: «Моя любовь к безногим, моя любовь к двуногим, моя любовь к четырехногим, моя любовь к многоногим. Пусть безногие, двуногие, четырехногие, многоногие не вредят мне, и пусть все чувствующие существа без исключения будут счастливы и не ведают никакого зла».

Буддисты принимают обет «наруна» - сострадания ко всем существам: «Я принял обет спасать все существа. Я должен освобождать всех существ. Весь мир живых существ я должен спасать от ужасных сторон жизни и смерти. В моих помыслах я ограничусь собственным освобождением. Ибо при помощи лодки всезнания я должен спасать всех существ из потока Самсары».

Некоторые западные буддисты дополнили четыре завета буддиста пятым: «чувственных существ множество: я буду делать все возможное для их спасения».

Существует несколько буддийских правил, запрещающих монахам загрязнять зеленую траву и воду отходами. Будда серьезно осуждал и шум. Однажды за шумное поведение он приказал группе монахов покинуть монастырь. Также монахам запрещено пить сырую воду, не процедив ее через марлю. Будда запрещал монахам странствовать в сезон дождей, так как это время зарождающейся новой жизни. Он хотел свести до минимума гибель жизни растаптывающими ногами странствующих монахов.

Буддистов всегда заботит вопрос чистоты воды, реки, пруда, колодца, а также тишины. Тишина вдохновляет тех, кто чист помыслом и способствует качественной медитации.

Буддизм учит ненасильственному отношению к растительному миру. Нельзя отломать ветку, например, от дерева, дающего тень. Особенно почитаются буддистами деревья прошлых Будд - дерево сала, фиговое и железное дерево.

Примером буддийского экологизма является принятие монахами Таиланда ненасильственной стратегии ритуального освящения деревьев и облачение их в святые оранжевые одеяния, в которые обычно одеваются монахи. Для буддиста Таиланда убийство посвященного монаха непростительно. Святая одежда, которой оборачиваются деревья, должна сберечь их от рубки. Благодаря буддийским монахам, выжило дерево гинкго (настоящее живое ископаемое), которое они выращивают в своих храмах.

Правительство Таиланда предполагало строить плотину, которая зальет единственный большой участок древнего леса. Дабы защитить его, там поселились монахи-буддисты. Они пошли на это, зная, что затопление леса убьет и их, монахов, что по буддийским законам является наихудшим грехом буддиста. Таким религиозным способом они решили защитить дикий лес.

Буддисты рассматривают других существ как спутников на пути к буддийскому царству и нирване. Они призывают к непричинению вреда и безграничной любви - доброты ко всем живым существам.

Буддизм отстаивает уважение, сострадание и альтруизм в отношении всей жизни, включая беспозвоночных животных.

Медитировать буддисты любят больше всего в лесах, где имеется максимум существ. Именно в лесах буддисты чаще всего строят храмы, и окружающий лес становится святым пространством, которое следует сохранять, а не эксплуатировать. Буддист созерцает природу, а не использует ее утилитарно.

Информация о работе Отношение к природе в буддизме