Программа «Экологическая тропа» экологического лагеря «Юный эколог»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Ведущая идея данной программы – показать детям, что рядом с человеком существует загадочный, многообразный мир природы, и способствовать развитию восприятия этого мира и формированию у детей эмоциональной мотивации к новым открытиям и знаниям. Необходимо, чтобы ребята осознано отказались от лозунга «Человек – царь природы» и поняли, что он лишь его малая частица.

Вложенные файлы: 1 файл

Программа «Экологическая тропа».doc

— 177.11 Кб (Скачать файл)

Согласовано:

Начальник Управления

образования Вожегодского муниципального  района ____________ О.П. Горюнова

«___» _____________2012 год

Утверждаю: Исполнитель:

Директор МБОУ «Верхне-Кубинская средняя общеобразовательная школа» _______________ С.А.Клевцов

«___» _____________2012 год


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Верхне –Кубинская средняя общеобразовательная школа»

Вожегодский район

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«Экологическая тропа»

экологического лагеря

«Юный эколог»

 

 

 

 

Возраст участников:

5-8 класс, 11-13 лет

Руководитель:

Школьникова Ольга Александровна-

учитель биологии и химии

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год 
Пояснительная записка

 

Основная проблема и ее актуальность

 

Экологическое образование, воспитание  и просвещение населения является основой формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития страны. Изучение  мира природы - одна из сторон деятельности человека.

Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по  отношению к природе.  Существующие формы экологического образования и воспитания школьников ставят своей  целью усвоение обучающимися систематизированных знаний о взаимодействии человеческого общества и природы.

Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка (ведь находясь на природе мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе; причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.

Наиболее полно познакомить обучающихся с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для обучающихся: предостаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления детей с природой родного края, организации дел по сохранению природы.

Научно-исследовательская деятельность является активным средством мотивации деятельности обучающихся на использование научных знаний для понимания и решения проблем экологии и охраны окружающей среды, а экологический лагерь это пример гармоничного существования детей с окружающей средой.

 

Цели программы:

 

=образовательный аспект- освоение школьниками – участниками лагеря методик полевых исследований, отработка практических навыков, обращение к специальной литературе; поддержка обучающихся, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе по экологии; изучение природных сообществ с целью выбора объекта мониторинга;

=воспитательный аспект- приобретение обучающимися опыта коммуникативной, эмоциональной, физической, умственной и трудовой деятельности, приобретение опыта творчества, а также опыта общественных и личностных отношений, формирование эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе. Воспитание у школьников экологического мировоззрения, любви к природе, расширение кругозора через изучение своего края;

 

= развивающий аспект- развитие потенциальных способностей школьников, укрепление их здоровья, развитие                                 творческого воображения, общественной активности, умения работать в группе, развитие познавательного интереса обучающихся.

 

Задачи, которые необходимо решать для достижения целей программы:

 

= в обучении - формировать у школьников знания и умения, необходимые для участия в экологическом лагере, навыки самостоятельной работы с полевым оборудованием и научной литературой, умения выполнять разнообразные действия по применению знаний в новых, нестандартных условиях. Расширить и углубить эколого-краеведческие знания о родном крае. Ориентировать  на выбор профессии, связанной с природоохранной деятельностью.

 

= в воспитании - научить подростка вести себя таким образом, чтобы он своими действиями не приносил вреда природе, окружающим его людям и самому себе, формировать экологическую культуру, коммуникативные качества, навыки здорового образа жизни у подрастающего поколения.

 

= в развитии - совершенствовать навыки жизни в новых условиях, проводить оздоровление детей, развивать исследовательские умения и навыки, умение творчески подходить к решению возникающих проблем, учить адаптироваться в различных условиях.

               

Актуальность данной программы:

 

= восполнение синдрома дефицита общения с природой у детей, который ведёт к ослаблению чувственного восприятия человека, как в физиологическом, так и в психологическом плане;

= расширение и углубление теоретических знаний по экологии,  зоологии, ботанике, географии и формирование социальной активности подростков;

= данная программа дополняет школьный курс по экологии и биологии;

= предоставляет возможность детям из сельской местности познакомиться с красивейшими уголками  природы родного края.

 

Научная новизна и практическая значимость

 

Естественно - научный подход- один из методов, позволяющих наиболее эффективно решать поставленные задачи. Необходимость охраны природы можно понять только на практике, при непосредственном общении с природой. Основной формой работы лагеря является самостоятельная учебно- исследовательская деятельность детей под руководством педагогов.

Актуальность работы состоит в том, что результаты исследовательской работы будут использованы на уроках биологии, географии, экологии, во внеурочной деятельности. Описание природных сообществ позволит выяснить, в каком состоянии они находятся, выявить территории, где произрастают растения, занесенную в Красную книгу Вологодской области и растения, требующие охраны.

 

Принципы деятельности лагеря:

 

1. Принципы самореализации подростков  в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

 

2. Принцип включённости подростков  в социально значимые отношения  предусматривает: обеспечение гарантии  свободного выбора деятельности  и права на информацию; создание  возможностей переключения с  одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставления возможности и право отстаивать своё мнение.

 

3. Принцип взаимосвязи педагогического  управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, созданий ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

 

4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой, спортивно-оздоровительной деятельностью подростков предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического

 

Содержание программы.

 

Методические подходы к реализации программы

 

Ведущая идея данной программы – показать детям, что  рядом с человеком существует загадочный, многообразный мир природы, и способствовать развитию восприятия этого мира и формированию у детей эмоциональной мотивации к новым открытиям и знаниям. Необходимо, чтобы ребята осознано отказались от лозунга «Человек – царь природы» и поняли, что он лишь его малая частица.

В отличие от телевизора природа не крадёт время, она раздвигает его границы. Природа залечивает раны ребёнка, которого не поняли дома и в школе. Она – тот чистый лист бумаги, на котором ребёнок рисует, превращая в образы свои фантазии. Природа побуждает ребёнка к творчеству, требуя наблюдательности и использования в полной мере всех органов чувств.

Общей особенностью программы является сочетание классических биологических  «полевых» знаний и навыков с постоянным развитием эмоционально-чувственного отклика и мотивации в получении новых знаний. Использование социально-привлекательных форм работы с детьми, учёт возможностей каждого ребенка, адекватность используемых форм и видов обучения избранным и заявленным цели и задачам педагога также является особенностью программы.

        Любая деятельность  в лагере должна быть посильной  и конкретной для личности  каждого ребёнка. Она должна быть  привлекательной, соответствовать  интересам личности, иметь чётко  выраженный результат, содержать  эффект новизны, способствовать  творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.

 

Основные вопросы.

  1. Правила техники безопасности: на занятиях и во время проведения полевого практикума.
  2. Особенности изучаемой природной территории, проблемы экологии.  Географическое положение изучаемой территории. Ландшафтное описание. Растительный и животный мир, почвы. Экологические проблемы данного региона.
  3. Методики изучения природного объекта. Методики изучения природных территорий (лес, река, луг, родник, поле, вырубка).
  4. Отработка методик. Проведение полевых исследований, первичная камеральная обработка. Отработка методик исследования на природном объекте. Изучение почв, растительности, животного мира. Гидрологические исследования. Описание растений и животных различных природных сообществ. Первичная камеральная обработка полученных результатов.
  5. Конференция по итогам исследования.  Подготовка докладов по итогам исследований.
  6. Краеведческие конкурсы и экскурсии. Проведение краеведческих конкурсов в условиях лагеря, экскурсионные поездки

 

    1. Направление

Учебно-исследовательская деятельность

 

 Родной дом, природа, Родина, Россия - это понятия близки каждому  человеку нашей страны. В курсе  изучения биологии, экологии и географии особое значение имеет региональный компонент. В настоящее время возникла необходимость в более близком изучении территории, на которой мы живем. Экологическая   тропа  это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования, воспитания, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

 

Цель работы: Составить описание маршрута школьной

экологической   тропы.

Задачи:

 

1.Показать познавательно-экологические  возможности тропы.

2. Провести фенологические наблюдения.

3. Выявить экологические проблемы  территории.

4. Определить видовой состав  растений и животных.

5. Провести мониторинг состояния  воды, почвы, воздуха на различных участках исследуемой территории.

6. Собрать материал и провести описание остановок  экологической   тропы .

7.Провести  встречи со старожилами села, собрать информацию об объектах   тропы

Маршруты рассматриваем таким образом, чтобы на небольшом отрезке пути можно было увидеть как можно больше разнообразных экологических, биологических и географических объектов и явлений.

Программу экологической тропы мы немного расширили, включив в неё вопросы не только из биологии и географии, но и из химии. Этим самым поставили задачу формировать у школьников целостный взгляд на окружающий мир, т. е. использовать межпредметные связи, объединяя родственные дисциплины в единую линию познания.

Информация о работе Программа «Экологическая тропа» экологического лагеря «Юный эколог»