Социальная структура российского общества в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы - выделить, проанализировать и обобщить наиболее существенные связи и признаки исторических процессов и явлений.
В исторической литературе начало XVII века принято называть «смутой». В основе этого кризиса лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством.

Вложенные файлы: 1 файл

2 Социальная структура российского общества в XVII в..rtf

— 424.98 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная структура российского общества в XVII веке

 

 

Введение

 

В своей работе я рассматриваю социально-экономическое и культурное развитие России в XVII веке. Такой небольшой по протяженности период отечественной истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; иностранные претенденты на русский престол. Для России наступил трудный период, названный периодом смуты. Положение усугубляется вторжением в русские дела шведов и поляков. Интервенция привела к подъему освободительного движения, оформившегося в народное ополчение.

Цель моей работы - выделить, проанализировать и обобщить наиболее существенные связи и признаки исторических процессов и явлений.

В исторической литературе начало XVII века принято называть «смутой». В основе этого кризиса лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством. Активизировались не только верхи общества, аристократия, служилое дворянство и приказная бюрократия (как в «опричнине», (кризис 60-70 годов XVI в.)), но и другие социальные группы.

Смута поистине стала войной всех против всех, разделив российское общество на враждебные один другому слои.

- Боярство, запуганное и разоренное опричниной, было недовольно тем, что после пресечения династии Рюриковичей трон достался худородному Борису Годунову, который к тому же пытался править самовластно.

В 1601-1603 гг. страну поразил страшный голод - результат неурожаев. Правительство Б. Годунова принимало всевозможные меры, вплоть до бесплатной раздаче хлеба из государственных житниц, крестьянам вновь разрешили переход в Юрьев день. Однако все было тщетно, люди умирали десятками тысяч. Пустели города и села, жители разбредались куда глаза глядят. По лесам и дорогам орудовали разбойники. В этой обстановке всеобщего недовольства, усиленного голодом, все более упорными становились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия - младшего сына Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой, погибшего в Угличе в 1591 году, при загадочных обстоятельствах, в возрасте восьми лет.

Традиционно предположение, что в роли Лжедмитрия I выступал беглый монах Григорий Отрепьев, есть также мнение историков, что к роли самозванца готовило его московское боярство, недовольное Годуновым.

Появление самозванца было на руку польско-литовской шляхте. Король Сигизмунд III вынашивал планы отторжения от России ряда земель по ее западной границе, прежде всего Смоленска. Поэтому Лжедмитрий встретил поддержку в правящих кругах Речи Посполитой и у католической церкви. «Царевич» тайно перешел в католичество, щедро сулил своим покровителям, в том числе сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, всевозможные блага московского престола: земли, деньги, выгодные государственные должности. Вокруг авантюриста быстро собрались искатели легкой наживы и приключений.

В апреле 1605 году Борис Годунов внезапно умер, и на престол взошел его 16-ти летний сын Федор. В начале мая царские войска перешли на сторону Лжедмитрия, царь Федор и его мать вскоре были убиты, а 20 июня 1605 года самозванец торжественно въехал в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Интересы различных слоев общества, поддержавших Лжедмитрия, противоречили друг другу. Поэтому, удовлетворив желания одних, новый царь неизбежно вызывал недовольство у других.

По всей стране открыто говорили, что шапкой Мономаха завладел беглый монах. Бояре также более не нуждались в царе - авантюристе. Новому заговору предшествовала свадьба Отрепьева с Мариной Мнишек - католичка была увенчана царской короной православного государства. Москва при активной поддержке боярства забурлила. В ночь на 17 мая 1606 года началось восстание горожан. Заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I.

На престол через три дня вступил один из организаторов заговора Василий Шуйский (1606-1610). Он был избран Земским собором.

С воцарением Шуйского закончился первый период смуты и начался второй. Сразу после воцарения Шуйского пошли слухи о чудесном спасении Лжедмитрия I. Центром опять стала Северская земля, откуда летом 1606 года от имени спасшегося царя начал свой поход на Москву И. Болотников. В составе его войск - крестьяне, посадские, казаки, холопы. Цель восставших - свержение Шуйского и воцарение законного царя - Дмитрия. Через два месяца осады болотниковцы капитулировали перед царскими войсками в Туле.

В июне 1608 года Лжедмитрий II, с которым объединились польские авантюристы, отряды казаков, остатки болотниковцев, подошел к Москве и обосновался в селе Тушине, куда стали собираться все недовольные Шуйским.

В 1609 году польский король Сигизмунд III, окончательно убедившись в том, что Лжедмитрий не в состоянии овладеть Москвой, решил непосредственно вмешаться в русские дела. В обстановке распада тушинского лагеря бояре - тушинцы заключили с Сигизмундом III договор об избрании на московский трон его сына, королевича Владислава. В договоре была оговорена масса условий с тем, чтобы не ущемлялись права русских и Православной церкви.

В июле 1610 года дворяне, во главе с Захарием Ляпуновым свергли Шуйского, вынудив его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки Боярской думы, которая предложила трон Владиславу на условиях договора. Боярское правительство (семибоярщина) согласилось впустить в Москву польские войска во избежание бунта в поддержку Лжедмитрия. После его убийства, в декабре 1610 года смута приобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремились освободиться от польских интервентов.

Осенью 1612 года столица была освобождена от польского гарнизона, который разместился в ней после подписания договора о призвании польского королевича.

Последствия смуты:

- дальнейшее ослабление позиций боярства, могущество которого было подорвано еще в период опричнины;

- возвышение дворянства, получившего новые поместья и возможности для окончательного закрепощения крестьян;

- тяжелые экономические потрясения «смерть» и «запустение», финансовые проблемы, отсюда закрепощение посадского и сельского населения;

- у русских людей возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства, осознание того, что управление государством - не только личное дело царя и его советников, но и дело «земское», русское общество впервые ощутило возможность выбора монарха.

 

 

Россия в XVII веке

восстание социальны разин политика

Со времени «Публичных чтений о Петре Великом», с которыми выступил выдающийся российский историк С.М. Соловьев в 1872 году, в исторической науке утвердилась характеристика 17 века как века переходного. В конце столетия Россия перешла из древней истории в новую. Какие же явления социально-экономического и политического развития России в данный период подтверждают это?

Изменения произошли в политической сфере. Суть их состояла в постепенной эволюции российской государственности в сторону формирования абсолютной монархии. Со второй половины 17 века власть царя становиться менее деспотичной по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти помимо общеисторических вызывалось следующими конкретными фактами:

  • закрепощением населения и обострением социальных противоречий;
  • - завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;

- восстановлением экономики, позволявшим увеличивать налоговые поступления;

- усложнением системы управления, ростом аппарата чиновничества;

- появлением новых внешнеполитических задач.

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Для укрепления централизованной власти в государстве требовалась постоянная поддержка дворянства и верхушки городского посада. Поэтому «выборные по всей земле люди» из числа участников Земского Собора 1613 г. заседали в Москве практически беспрерывно, вплоть до 1622 г., своим постоянным присутствием в столице подкрепляя верховную власть самодержца новой царской династии. По мере упрочения позиций Михаила Фёдоровича и особенно его сына Алексея Михайловича, начинают отчётливо проявляться абсолютистские тенденции, которые выражались:

  • в изменении титула царя. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» после присоединения Украины он стал следующим: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великия и Малые и Белые Руссии самодержавец». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и её самодержавный характер.
  • в укреплении авторитета власти и престижа личности царя. Соборным Уложением преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма;
  • в принятии самого Соборного Уложения, систематизировавшего и кодифицировавшего законы.
  • в затухании деятельности Земских Соборов. После 1653 года, когда Земский Собор вынес решение о принятии Малороссии в Российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается. Правительство иногда созывало лишь выборных от какого-либо одного сословия, и эти комиссии рассматривали по его поручению некоторые вопросы,
  • в изменении состава и роли Боярской Думы. Постепенно роль Боярской Думы уменьшалась. Наряду с ней существовала так называемая ближняя или тайная Дума. В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых - по своему личному усмотрению, иногда и не членов «Большой» Думы (Романов И.Н., Черкасский И.Б., Шеин Н.Б., Лыков Б.М.).

- в развитии приказной системы. Расширение территории Российского государства и дальнейшая централизация государственного правления способствовала значительному росту бюрократического аппарата в виде приказов. Число приказов как постоянно действующих, так и временных на протяжении 17 века непрерывно увеличивалась. Так если в 1626 году общее число приказов составляло 44, то к концу века их было уже 55. При этом численность московской приказной бюрократии за данный период выросла почти в пять раз: с 656 до 2762 человек. Приказная служба становиться потомственной, а дьяческая верхушка всё более смыкается с боярством и дворянством, оказывая заметное влияние на государственное правление и получая за службу поместья и вотчины. Местничество постепенно отходило в прошлое. Всё чаще на важные государственные посты назначали «худородных людей».

Приказная система была очень запутанной. Поэтому постепенно устанавливается практика подчинения нескольких приказов одному наиболее влиятельному государственному деятелю - фактическому главе правительства, которого иностранцы называли «большим боярином». Важнейшим новшеством в системе приказного управления было создание по инициативе Алексея Михайловича Приказа тайных дел и Счётного. Приказ тайных дел подчинялся лично царю и был поставлен над всеми государственными учреждениями и лицами. Во главе его стояли приближенные царя - Ф.М. Ртищев и Д.М. Башмаков.

  • в укреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центра воевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты.
  • в начале реорганизации армии. Появились полки «иноземного строя», вытеснявшие дворянское ополчение и состоявшие из наемных русских солдат под командой офицеров - иностранных наёмников;
  • в усилении подчинения церкви государству в результате учреждения (согласно 13 главе Уложения) Монастырского приказа, на который возлагался суд над духовенством и зависимыми от него людьми, ограничение церковного землевладения (правда, под давлением церкви в 1677 году Монастырский приказ был упразднен), а так же в результате низложения патриарха Никона.

Таким образом, с середины 17 века российская государственность эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной. Однако в 17 веке существовали факторы, замедлявшие становление абсолютизма в России:

- экономическая отсталость,

- социальную незрелость дворянства,

- сохранение многих норм и органов традиционной системы; - местная система управления также сохраняла много архаичных черт. В некоторых местах сложилось своеобразное двоевластие, препятствовавшее осуществлению управленческих функций. Воевода содержался за счет местного населения, как и кормленщики до него;

- личность Алексея Михайловича оказывала противоречивое влияние на ход событий. Такие его качества, как созерцательность и пассивность, стремление перепоручить управление страной своим ближайшим приближенным, а главное - желание сохранить и улучшить традиционные порядки, предопределили непоследовательность политического курса.

Отмечая новые явления в политической сфере, следует отметить, что формирование абсолютизма в России имело свои особенности. Оно опиралось не на успехи новых слоев населения-буржуазии в первую очередь, а на специфические для нашей страны факторы: самодержавно-деспотические традиции, восходящие к временам монголо-татарского ига и эпохе борьбы за единство русских земель; необходимость держать в повиновении огромную территорию; соперничество боярской аристократии с дворянством и т.д.

Информация о работе Социальная структура российского общества в XVII веке