Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:05, реферат
Ю. Одум утверждал, что экологию нужно рассматривать как науку о структуре и функциях природы. Вместе с тем экология использует методы и законы других наук – биологии, физики, химии, математики и т.п. В данном реферате рассмотрены всеобщие методы научного познания, общенаучные методы экологии, собственные методы экологии, подходы в экологии. Цель данного реферата – выявить специфику методологии экологии.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Экология как наука, ее предмет, задачи, цели и методы…………………...4
2. Методы научного познания…………………………………………………..6
2.1. Диалектический и метафизический методы познания………………….8
3. Методы естественно-научного познания……………………………………9
3.1. Всеобщие методы……………………………………………………….…9
3.1.1. Экологическая система………………………………………...………11
3.2. Общенаучные методы экологии………………………………….………13
3.3. Частнонаучные методы экологии………………………………………...14
4. Уровни организации живого от генов до экосистем………………………..15
4. 1. Подходы в экологии………………………………………………………16
4.2. Подходы: популяционный, экосистемный, эволюционный и исторический…………………………………......18
Заключение………………………………………………………………………20
Источники………………………………………………………………………..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экология как наука, ее предмет, задачи, цели и методы…………………...4
2. Методы научного познания………………
2.1. Диалектический и метафизический методы познания………………….8
3. Методы естественно-научного познания……………………………………9
3.1. Всеобщие методы……………………………………………………….…9
3.1.1. Экологическая система………………………………………...………11
3.2. Общенаучные методы экологии………………………………….………13
3.3. Частнонаучные методы экологии………………………………………...14
4. Уровни организации
живого от генов до экосистем……
4. 1. Подходы в экологии………………………………………………………
4.2. Подходы: популяционный,
экосистемный, эволюционный и исторический………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Источники………………………………………………………
Введение
Экология как наука вполне самостоятельна. Ей свойственны свои методы исследования объектов и систем, она базируется на своих законах, имеет и решает свои проблемы. Ю. Одум утверждал, что экологию нужно рассматривать как науку о структуре и функциях природы. Вместе с тем экология использует методы и законы других наук – биологии, физики, химии, математики и т.п.
В данном реферате рассмотрены всеобщие методы научного познания, общенаучные методы экологии, собственные методы экологии, подходы в экологии. Цель данного реферата – выявить специфику методологии экологии.
Термин «экология» впервые был введен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем в его книге «Всеобщая морфология организмов». Он состоит из двух латинских слов: «oikos» - дом, местообитание, жилище, и «logos» - наука. В дословном переводе - это наука об организмах у себя дома. Э. Геккель рассматривал экологию как науку, изучающую взаимодействие организмов со средой их обитания. В тот период организм считался самым сложным уровнем организации жизни. В ходе развития экологии выяснилось, что жизнь существует и в виде над организменных уровней организации. В этой связи представление об экологии как науке в настоящее время существенно расширилось. Чтобы ответить на вопрос, что является предметом экологии, необходимо рассмотреть уровни организации живой материи. С точки зрения современной биологии жизнь на планете Земля представлена следующими уровнями организации живой материи: ген - клетка - ткань - орган - организм - популяция - биоценоз (сообщество) - биогеоценоз (экосистема) - биом - биосфера. В этом жизненном спектре предметом экологии являются биологические системы от организма до биосферы. Исходя из этого, можно дать современное определение экологии как науки. Экология - это биологическая наука, изучающая формирование, структуру и функционирование биологических систем всех уровней от организма до биосферы и их взаимодействие с окружающей средой. Из данного определения вытекают задачи экологии.
Экология как наука должна решать следующие задачи:
1. Изучить законы
и закономерности
2. Изучить формирование, структуру и функционирование над организменных биологических систем (популяция, биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема), биом, биосфера).
3. Изучить законы и закономерности взаимодействия над организменных биологических систем (популяция, биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема), биом, биосфера) с окружающей средой.
Решение задач,
стоящих перед экологией,
1. Разработка оптимальных путей взаимодействия общества и природы с учетом законов существования природы;
2. Прогнозирование последствий
воздействия общества на
Для решения задач, стоящих перед экологией, она использует как свои собственные методы, так и методы других наук. Собственные методы экологии можно разделить на три группы.
1. Полевые методы - это
методы, позволяющие изучить влияние
комплекса факторов
2. Лабораторные методы - это
методы, позволяющие изучить влияние
комплекса факторов
3. Экспериментальные методы
- это методы, позволяющие изучить
влияние отдельных факторов
В зависимости от типа изучаемой
биологической системы в
2. Методы научного познания
Структура научного
исследования представляет
Понятие "метод" (греч. "methodos" способ познания, путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает
системой принципов,
Научный метод
отражает единство всех форм
знаний о мире. Познание в естественных,
технических, социальных и
Для анализа
и оценки различных методов
существует учение, называемое методологией.
Изучая закономерности
Таблица 1. Всеобщие методы научного познания.
2.1. Диалектический и метафизический методы познания
В истории познания
известно два всеобщих
Метафизический метод с середины ХIХ века начал вытесняться диалектическим методом.
Метафизический метод рассматривает вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, как результат дифференциации научного знания, расчленяющий природу на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Метафизический метод отражает односторонность в познании.
Диалектический
метод впервые представил весь
природный, исторический и
3. Методы естественно-научного познания
3.1. Всеобщие методы
Естественные науки используют диалектические методы:
Анализ занимает
важное место в изучении
Среди всеобщих методов все
более модным становится моделирование.
Модель – это имитация того или
иного явления реального мира,
позволяющая делать прогнозы. Под
моделированием понимается изучение экологических
процессов с помощью
В простейшей форме модель
может быть вербальной (словесной) или
графической, т.е. неформализованной. Если
необходимы достаточно надежные количественные
прогнозы, то модель должна быть формализованной,
строго математической. Но относиться
к математическому описанию работы
биосистем нужно с
Стратегия моделирования заключается в попытке путем упрощения получить модель, свойства и поведение которой можно легко изучать. В то же время модель должна иметь достаточное сходство с оригиналом, чтобы результаты ее изучения были применимы к оригиналу. Переход от модели к оригиналу называется интерпретацией модели.
Самыми важными моделями являются концептуальные модели. С помощью и на базе таких моделей строится современное мировидение во всех областях знаний. Каждая сегодняшняя модель всегда неокончательная, так как процесс познания непрерывен. В экологии в качестве такой концептуальной модели устройства мира принята модель – «экологическая система».
3.1.1. Экологическая система
Рассмотрим более подробно модель «экологическая система».
В природе виды растений и животных распределяются не случайно, они всегда образуют определенные сравнительно постоянные комплексы — сообщества, биоценозы.
Биоценоз (от гр. «биос» — жизнь + гр. «койнос» — общий) — сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимосвязанных в цепи питания и влияющих друг на друга.
Экологическая система — сообщества живых организмов и среды их обитания, составляющие единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии.
По способу получения и использования питательных веществ все организмы делятся на: