Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:03, контрольная работа
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка
Введение;
Значение труда в природе в развитии личности ребенка и формировании экологической воспитанности;
2.1.Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста, их значение, методика формирования
2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
2.3. Содержание труда по уходу за животными, выращиванию растений, природоохранительного труда в средней группе
2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах
2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 3 – 4 года жизни в природе
3.Заключение
4. Список используемой литературы
департамент образования города Москвы
гОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Среднего профессионального образования
пЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 15
контрольная работа
по ДИСЦИПЛИНЕ: тЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по теме: «Труд в природе как метод экологического воспитания детей средней группы»
Дата: 01.10.2013
Выполнила: Ремизова Ю. Е.
Проверила:
Оценка:
Москва, 2013
План:
2.1.Содержание
знаний о труде людей в
2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
2.3. Содержание труда по уходу за животными, выращиванию растений, природоохранительного труда в средней группе
2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах
2.5. Организация
и методика руководства
3.Заключение
4. Список используемой литературы
Введение
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Природа является
одним из основных средств эстетического
воспитания детей.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое
значение. Накопление реальных, достоверных
представлений, понимание взаимосвязей
явлений природы лежит в основе последующего
формирования у детей элементов материалистического
миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет
воспитателю организовать интересную
и полезную деятельность детей. В процессе
наблюдений, игр и труда в природе дети
знакомятся со свойствами и качествами
объектов и явлений природы, учатся замечать
их изменение и развитие. У них развивается
любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам
предлагается использовать на практике:
ребята увлажняют песок, поливают водой
снег для создания прочных построек, обмазывают
глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать
воду. В процессе этой деятельности происходит
дальнейшее совершенствование знаний
и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное,
влияние оказывает труд в природе. Это
наиболее доступный для детей вид труда,
имеющий ощутимый и значимый результат.
Ухаживая за растениями и животными, ребенок
проявляет заботу о природе. В труде идет
активный процесс познания и применения
полученных знаний. В процессе труда в
природе укрепляется здоровье ребенка,
происходит развитие его психики. При
этом очень важна роль педагога — его
умение создать условия, обеспечивающие
активность и самостоятельность каждого
воспитанника" при знакомстве природой.
Влияние природы на развитие личности
ребенка связано с формированием у него
определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Знания о природе помогают малышу ориентироваться
в качествах, признаках и свойствах различных
предметов. Поэтому если говорить о задачах,
стоящих перед воспитателем, знакомящим
детей с природой, то первой среди них
будет формирование у детей элементарной
системы знаний. Система знаний о природе
включает знания об ее объектах и явлениях
(их признаках, свойствах), а также связях
и отношениях между ними. Знания о природе
у детей дошкольного возраста формируются
на уровне представлений, в которых отражены
существенные, но внешне выраженные признаки,
связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие
у детей познавательного отношения к природе.
Оно проявляется в любознательности, стремлении
узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых
навыков и умений. Зная о потребностях
растений и животных, о том, что это — живые
организмы, о которых нужно заботиться,
ребенок будет стремиться овладеть различными
способами ухода за растениями и животными
и правильно выбрать их в том или ином
случае.
Знания о природе побуждают детей бережно
относиться к ней. Добрые дела и поступки
подкрепляются осознанием правильности
и необходимости такого поведения в целях
охраны природы. Однако бережное отношение
к природе невозможно сформировать только
на основе знаний. Труд в природе является
проявлением активной заботы о ней.
Отсюда вторая задача — формирование
у детей трудовых навыков и умений. Понимание
детьми необходимости создания тех или
иных благоприятных условий, основанное
на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми
навыками и умениями, создает основу для
подлинной любви к природе. Трудовые навыки
и умения, приобретенные в детстве, не
разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются,
превращаясь в более сложные виды труда.
Труд детей в природе дает реальные результаты.
Этим он и привлекает к себе детей, вызывает
радость и желание ухаживать за растениями
и животными.
Третья задача — формирование у детей
любви к природе. Эта задача вытекает из
гуманистической направленности воспитания
в нашем обществе и необходимости охраны
природы — насущной заботы всего человечества.
Бережное отношение к природе предполагает
проявление добрых дел и поступков в тех
случаях, когда это необходимо, а для этого
дети должны знать, как ухаживать за растениями
и животными, какие условия создавать
для их благоприятного роста и развития.
Особое значение для формирования бережного
отношения к природе имеют знания о живом
организме, умение отличать его от объектов
неживой природы.
Бережное отношение к природе связано
с развитием наблюдательности, т. е воспитывая
у ребенка чувство любви к природе, нужно
стремиться к тому, чтобы малыш не проходил
мимо того или иного явления, вызывающего
тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу
о природе.
Формирование бережного отношения к природе
зависит и от способности эстетически
воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать
красоту природы. Эстетическое восприятие
обеспечивается непосредственным «живым»
общением детей с природой. Наблюдение
красоты природных явлений — неисчерпаемый
источник эстетических впечатлений. Важно
показать детям эстетические качества
природных явлений, научить их чувствовать
прекрасное, высказывать оценочные суждения,
связанные с переживанием красоты наблюдаемых
явлений.
Все перечисленные задачи, стоящие перед
воспитателем, тесно взаимосвязаны —
необходимо рассматривать и решать их
в комплексе. Сложность и многообразие
этих задач требуют от педагога умения
использовать разнообразные методы работы
с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение
и рассказывание, организация опытов,
беседа и т. д.) в их взаимосвязи.
Значение труда в природе в развитии личности ребенка и формировании экологической воспитанности
Воспитывать
трудолюбие и бережное отношение детей
к природе — одна из важных задач общей
работы по охране окружающей среды.
Труд в природе имеет большое воспитательное
значение. В процессе труда у детей с нарушениями
речи (НР) формируют бережное, заботливое
отношение к природе, способствует воспитанию
ответственного отношения к своим обязанностям.
Ухаживая за растениями и животными, дети
с НР убеждаются в его необходимости. Но
воспитать ответственное отношение к
труду в природе возможно лишь при условии,
если дети владеют трудовыми навыками,
понимают значение своего труда. Труд
в природе создает благоприятные условия
для сенсорного воспитания дошкольников.
Педагог учит ребят при достижении целей
и результатов труда ориентироваться
на характерные признаки предметов. В
процессе труда дети с НР осознают зависимость
состояния растений от условий их произрастания,
узнают о том, что изменение среды закономерно
влечет за собой изменение в состоянии
растений. Освоение этих связей и зависимостей
оказывает влияние и на отношение к труду:
он становится более осмысленным и целенаправленным.
У детей с НР формируются устойчивый интерес
к труду, трудолюбие. Труд в природе является
одним из способов развития наблюдательности.
Воспитание умения малышей принять цель
наблюдения, осознать его результат будет
эффективнее, если наблюдение связано
с трудом. Помимо воспитательных, в процессе
труда в природе решаются и образовательные
задачи. Дети с НР получают представления
об объектах труда, свойствах и качествах
растений, их строении, потребностях, основных
стадиях развития, способах выращивания,
сезонных изменениях в жизни растений;
о животных, их внешнем виде, потребностях,
способах передвижения, повадках, образе
жизни и о его сезонных изменениях. Они
учатся устанавливать зависимость между
средой обитания, образом жизни животного
в природе и способами ухода за ним в уголке
природы.
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста, их значение, методика формирования
Одним из путей формирования
у ребенка стремления к трудовой деятельности
является ознакомление с трудом взрослых.
Сюда включаются элементарные знания
о труде окружающих ребенка людей, видах
и орудиях труда, труде людей в природе,
сельском хозяйстве. Знания о трудовой
деятельности людей являются центральным
звеном знаний о социальной действительности.
Эти знания имеют решающее значение в
социализации личности ребенка. Они обеспечивают
понимание задач общества и каждого человека.
Знания о труде людей и понимание значения
трудовой деятельности обусловливают
развитие интереса к трудовой деятельности,
положительного отношения к труду и его
результатам уже в детском возрасте.
"Знания о труде, отношениях к нему
взрослых, мотивах, направленности труда,
отраженные в образах, начинают регулировать
поступки детей, перестраивать их мотивы
и отношения к собственному труду, труду
взрослых, предметам, созданным людьми.
Отсюда знания о труде взрослых должны
занимать одно из ведущих мест в образовательной
работе детского сада…", — пишет В.И.Логинова.
Знания о мотивах, направленности
труда регулируют поступки детей, перестраивают
их отношение к собственному труду, к труду
взрослых, а также к предметам, созданным
людьми.
Формирование у детей правильных представлений
о труде взрослых, привитие интереса и
уважения к людям труда, положительного
эмоционального отношения к трудовой
деятельности окружающих людей — важнейший
компонент психологической готовности
к труду.
Ребенок-дошкольник обладает высоким
уровнем познавательной активности и
очень рано начинает интересоваться трудовой
деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает
в определенной социальной среде, в которой
он ежедневно имеет возможность наблюдать
труд взрослых, накапливать впечатления,
а затем в играх и в быту стремится подражать
взрослым. Поощрение этого интереса, утоление
жажды знаний о труде взрослых, создание
условий для получения максимального
объема такой информации и наиболее эффективного
ее усвоения имеет первостепенное значение.
Знания о профессиях дети получают от
родителей, воспитателей, старших братьев
и сестер, дедушек и бабушек и других членов
семьи, от сверстников, из собственных
наблюдений, а также с помощью средств
массовой информации (кино, радио, телевидения,
литературы и т. п.). Усвоение детьми определенных
знаний о труде людей различных профессий
приводит к возникновению у них нового
типа поведения, который опосредуется
сложившимися представлениями о трудовых
и общественных функциях людей, об отношениях
к труду и друг к другу.
В. И. Глотова указывает в своем исследовании
на то, что дети старшего детского возраста
не имеют ясных представлений о содержании
труда работников сельского хозяйства,
его разнообразии. Почти никто не смог
рассказать о последовательности выращивания
овощей, пшеницы. Смутными и наивными были
представления о быте сельских жителей,
о связи тружеников города и села, об использовании
техники в сельскохозяйственном труде.
Огромную роль в формировании правильных
представлений о труде играет семья. В
семье создается наиболее благоприятная
обстановка для выполнения задач трудового
воспитания детей. Ребенок видит, как родители
и другие члены семьи проявляют интерес
к трудовым успехам друг друга, помогают
друг другу полезными советами, восхищаются
передовыми людьми нашей страны. Дети
повседневно видят трудовой пример старших
у себя дома.
Если детей включают в совместный
со взрослыми и доступный труд, они трудятся
с большим желанием, стремятся выполнить
работу лучше и сделать больше. Объясняется
это тем, что на них сильно воздействует
пример окружающих, в котором по-настоящему
раскрываются трудовые взаимоотношения.
Вот почему важно учитывать этот фактор,
использовать его для воспитания у детей
положительного отношения к труду, формирования
нравственных качеств, положительных
взаимоотношений в процессе труда.
Включение детей в труд взрослых на практике
реализуется двумя путями: во время наблюдений
и экскурсий, когда даются сведения о работе
тружеников ближайшего окружения, и при
организации совместной трудовой деятельности
со взрослыми. В детском саду имеются все
возможности для ознакомления детей с
разнообразным трудом взрослых: няни,
повара, дворника, шофера, почтальона,
комбайнера, садовода. В этом труде с ярко
выраженным общественным характером дети
могут принять непосредственное посильное
участие. Поэтому, рассказывая о работе
взрослых в детском саду и за его пределами,
необходимо находить возможность и для
включения детей в него.
Тот факт, что разнообразная работа взрослых
постоянно протекает на глазах у детей,
оказывает положительное влияние на их
воспитание, у них формируются представления
об этом труде, его общественной значимости,
уважение к труженикам. Одновременно необходимо
вызывать у детей желание трудиться, работать
так же старательно и ответственно, как
делают это взрослые.
Если дети могут удовлетворить свою потребность
в деятельности, принять хотя бы небольшое
участие в труде взрослых, эмоциональность
наблюдения повышается, так как в процессе
труда они лучше познают суть тех или иных
явлений. Почувствовав радость трудового
усилия, ощутив результаты своих действий,
дети с особым воодушевлением будут выполнять
и в детском саду небольшие обязанности,
трудовые поручения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы
организовать участие детей в труде взрослых
в процессе наблюдений и экскурсий. Это
можно осуществить почти всегда, нужно
только уметь найти формы и способы включения
детей в посильный для них труд.
Для детей наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.
Дети наблюдают осенью за уборкой участка. Они видят, как дворник подметает дорожки, сгребает листья и на тачке увозит на хозяйственный двор. Воспитатель отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке участка. Им дают маленькие корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок.
Информация о работе Труд в природе как метод экологического воспитания детей средней группы