Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 08:33, статья
В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб и такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Сберечь её - задача Человечества. Наиболее надёжным гарантом сохранения природы является уровень экологической культуры населения. Важнейшим механизмом формирования такой культуры выступает общее экологическое образование. Необходимо формировать у людей осознанную гордость за природные территории своей страны и начинать необходимо с детей.
«Экологическое воспитание обучающихся через программу
«Мой край любимый»»
МАРТЫНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА,
Почетный работник общего образования РФ,
Самарская область, Елховский район, с. Елховка,
ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка,
педагог дополнительного образования, E-mail: martnata64@mail.ru
В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб и такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Сберечь её - задача Человечества. Наиболее надёжным гарантом сохранения природы является уровень экологической культуры населения. Важнейшим механизмом формирования такой культуры выступает общее экологическое образование. Необходимо формировать у людей осознанную гордость за природные территории своей страны и начинать необходимо с детей.
Детей увлекает стремление самостоятельно сделать красивое изделие, которое доставит радость близким. Изделие, прошедшее через руки ребёнка, вносит в его жизнь радость творчества и созидания.
Процесс творчества развивает эстетический вкус у детей, приносит душевное равновесие, ощущение собственной ценности и значимости. Занятия проектной и научно-исследовательской деятельностью, ландшафтом, работа с природным материалом, бумагой развивают гармоничность.
Так как в школьной программе таких курсов нет, этим может и должно заниматься дополнительное образование, вводя ценностные ориентиры экологической культуры в контекст повседневного поведения. Человек, познавший радость созидания, творчества, красоты, уже не может оставаться безучастным к окружающему миру, будет стремиться делать его краше.
В названии «Мой край любимый» дополнительной общеобразовательной программы нашли отражение основные понятия, символика, философские позиции:
человек XXI века должен иметь экологическое мировоззрение, уметь сопереживать, слышать, видеть, понимать мир родного края, любить место своего рождения, желать сделать его лучше и уютнее. Это можно сделать без ущерба окружающей среде, а используя средства декоративно-прикладного искусства. Существует много различных техник, которые позволяют философско-эстетически и символически проникнуть в природу. В первую очередь, это работа с природным материалом, бумагой и т.д.
Миссия дополнительной общеобразовательной программы «Мой край любимый» (далее – Программа) - формирование экологического мышления, ответственности за состояние окружающей среды и творческого самовыражения детей.
Программа по степени авторства
является авторской; по уровню сложности
освоения содержания является базовой: то есть Программа
расширяет и углубляет школьные учебные
предметы: «Биология», «Окружающий мир»,
«Химия», «Изобразительное искусство»,
«Технология», «МХК», «ОБЖ», «Основы проектной
деятельности»; по концептуальному
подходу к ожидаемым результатам:
ориентирована на формирование экоцентричного
типа экологического сознания используя
средства декоративно-прикладного искусства
через создание оригинальных произведений
из природного и другого подручного материала,
отражающих творческую индивидуальность,
духовный мир детей и подростков; по степени углубленности
результатов программы: носит компетентностно-
Особенность Программы заключается в объединении нескольких предметов: «Мир природы в мире человека», «Особо охраняемые памятники природы», «Социальное экологическое проектирование», «Конструирование из природного материала», «Декоративно-прикладное творчество».
Главная идея Программы – воспитывающее обучение, которое стимулирует формирование экологического сознания экоцентрического типа у обучающихся; воспитывающее обучение как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных общеобразовательных программ - в целях личностного развития обучающихся, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую деятельность.
Цель реализации Программы – формирование и развитие экологического сознания экоцентрического типа у обучающихся и творческой личности обучающихся.
Для достижения поставленной цели в ходе образовательного процесса решаются следующие образовательные задачи:
Личностно-ориентированные воспитательные задачи:
Социально-ориентированные воспитательные задачи:
1.Формирование ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее улучшению, к своему здоровью;
2.Выработка ценностных ориентаций, формирование гражданственности и позитивной социальной активности;
3.Воспитание на основе взаимопонимания и сотрудничества между людьми.
Предметные задачи:
Метапредметные задачи:
Программа рассчитана на 4 года обучения и ориентирована на детей в возрасте от 11 до 18 лет.
Результатом образовательного процесса является модель выпускника - это свободная, творчески развитая, социально-ориентированная личность, обладающая экологической культурой, способная к саморазвитию и самореализации, пропагандирующая бережное отношение к природе и применяющая на практике полученные знания в повседневной жизни.
Продуктом образования по Программе является разработка
творческого, социального или учебно-исследовательского
проекта и его публичная защита.
В целях контроля и обобщения результатов образовательного процесса, а также анализа деятельности и отслеживания конечного результата проводятся тестирования или анкетирования обучающихся в начале, в середине и в конце учебного года, открытые занятия, промежуточная и итоговая аттестация (проекты, презентации); выставки; анализ учебно-исследовательских и проектных работ в процессе подведения итогов конкурсных мероприятий.
Также конечный результат помогает увидеть ведение альбома-летописи, в который помещаются дипломы, грамоты, полученные на конкурсах разного уровня, списки и фотографии групп, сценарии любимых праздников, отзывы и пожелания выпускников, отзывы родителей и т.д.
Для совершенствования образовательного процесса в целом и его воспитательной составляющей в частности, для наиболее полного определения результатов обучения систематически проводится педагогическое диагностирование: личности обучающихся; коллектива обучающихся (состав группы, актив группы, ее организованность, сплоченность, общественное мнение в группе, составляя как общую, так и социально-психологическую характеристику группы). Диагностирование включает в себя контроль, проверку и оценивание статистических данных, анализ, прогнозирование дальнейшего развития деятельности.
Большую роль в диагностике результатов играет целенаправленное наблюдение за поведением ребёнка на экскурсиях, во время проведения и подготовки к мероприятиям: как ребёнок общается со сверстниками, реагирует на проблемные ситуации и трудности (наличие агрессии, доброжелательности, пассивности, активности и пр.).
Эта работа способствует интеллектуальному, творческому развитию обучающихся, оказывает эффективную помощь в овладении, культурой общения, приобретению необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков.
С обучающимися и их родителями проводится анкетирование, которое позволяет педагогу узнать личность обучающегося, его семью, социум, помогает строить оптимальные отношения с ними. Педагог изучает воспитательные возможности семьи, социальное окружение обучающихся коллектива для дальнейшего построения взаимодействия и сотрудничества, а также изучает психологическую комфортность условий образовательного процесса для оптимального достижения образовательных результатов.
По результатам диагностического исследования группы обучающихся составляется аналитическая справка. Результаты диагностики фиксируются в личном портфолио педагога. Полученные данные обрабатываются, проводится анализ, при необходимости осуществляется коррекция образовательного процесса в целом или индивидуального маршрута обучения конкретного обучающегося.
Таким образом, диагностическая деятельность педагога способствует интеллектуальному и творческому развитию подростка, оказывает ему эффективную помощь в освоении социокультурных ценностей современного общества и культуры общения.
При изучении обучающихся педагог руководствуется рядом принципов: принципом целостного изучения ребенка, сравнение успехов и недостатков с его личным опытом, принцип учёта возрастных, половых особенностей, влияния специфики заболевания.
Результатом психолого-педагогического диагностирования обучающегося и детского коллектива являются характеристики обучающихся и детского коллектива. На их основе осуществляется прогнозирование развития детского коллектива, личности обучающегося, определение зоны его ближайшего развития, строится дальнейшая деятельность педагога.
Программа базируется на педагогических принципах: принцип вариативности воспитательных систем, принцип демократизма, принцип толерантности, принцип социальности, принцип сознательности и активности обучения, принцип личностно-значимой деятельности, принцип коллективного воспитания, принцип концентрации воспитания, принцип гармонизации и гуманизации образовательного процесса, принцип личностной самоценности, принцип природосообразности, принцип систематичности (системности), принцип последовательности, принцип научности, принцип доступности, принцип связи с жизнью, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип интеграции.
Программа действует по принципу адаптивности и выстроена педагогом, так, что все ее компоненты подстроены под индивидуальные особенности детей.
В зависимости от приоритета обозначенных целей и задач в учебной деятельности используются следующие виды занятий: теоретические занятия по формированию знаний, практические занятия, направленные на формирование умений применять знания на практике, отработку навыков, компетентностей; воспитательные, развивающие занятия; занятия - экскурсии, занятия - викторины и т.д.
Для реализации программы используются педагогические технологии
развивающего, дифференцированного, проблемного,
критического, компетентностно-
Приоритетной формой работы детского объединения является субъект-субъектные отношения: обучающийся - субъект самостоятельного познания, самостоятельно организованной деятельности, а педагог - консультант, организатор процесса обучения.
Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Воспитание - непрерывный процесс и идет он на каждом занятии как в рамках блока воспитательной работы в группе, так и на учебных занятиях в объединении «Мой край любимый». Этот процесс выстроен в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество и др.
Информация о работе Экологическое воспитание обучающихся через программу «Мой край любимый»