Экологическое обоснование строительства мостов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 05:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа имеющейся нормативно-правовой базы предоставить Экологическую Экспертизу для ОВОС по проекту "Строительство технологического моста через залив Чайво (о. Сахалин)"
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Предоставление общего литературного обзора по истории становления Экологической Экспертизы в России.
2. Анализ и рассмотрение нормативно-правовой базы для проведения Экологические Экспертизы. Анализ правовых источников, определяющих как теоретическую базу экологической экспертизы, так и процедуру проведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1 Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
3.1 Правовая и нормативно-методическая база экологической экспертизы в России
3.2 Теоретические основы экологической экспертизы
3.3 Цели экологической экспертизы
3.4 Задачи экологической экспертизы:
3.5 Принципы экологической экспертизы
3.6 Виды и типы экологической экспертизы
3.7 Субъекты государственной экологической экспертизы
3.8 Объекты экологической экспертизы
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПО ИССЛЕДУЕМОМУ ПРОЕКТУ "СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МОСТА ЧЕРЕЗ ЗАЛИВ ЧАЙВО (О.САХАЛИН)"
4.1 Основные этапы и условия прохождения ОВОС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 72.58 Кб (Скачать файл)
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В РОССИИ
  • ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  • 2.1 Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
  • 3.1 Правовая и нормативно-методическая база экологической экспертизы в России
  • 3.2 Теоретические основы экологической экспертизы
  • 3.3 Цели экологической экспертизы
  • 3.4 Задачи экологической экспертизы:
  • 3.5 Принципы экологической экспертизы
  • 3.6 Виды и типы экологической экспертизы
  • 3.7 Субъекты государственной экологической экспертизы
  • 3.8 Объекты экологической экспертизы

ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПО ИССЛЕДУЕМОМУ ПРОЕКТУ "СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МОСТА ЧЕРЕЗ ЗАЛИВ ЧАЙВО (О.САХАЛИН)"

  • 4.1 Основные этапы и условия прохождения ОВОС
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия очевидно наблюдается  нарушение равновесия в биосфере, что в состоянии привести к  необратимым последствиям. Это связано  с развитием промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства  и других видов деятельности человека.

В то время, как развитие человеческого общества сопровождается все возрастающим уровнем потребления, продолжают использоваться старые технологии, которые необходимо реконструировать; угрожающей стала проблема отходов, их нелегального ввоза, и транспортировки  иной вредоносной продукции. За последнее  время увеличилось количество частных  инвесторов, чьи хозяйственные проекты  не продуманы с позиции минимизации  вредного воздействия на окружающую среду, имеют низкий уровень разработки и рассчитаны на сиюминутную выгоду. Вот почему создание эффективного механизма  экологической экспертизы как препятствия  для возможного неграмотного, вредоносного природопользования стало одной  из самых актуальных государственных  задач.

Все вышеперечисленные  факторы подтверждают актуальность и практическую значимость выбранной  нами темы для написания данной работы.

Установление государственного санкционирования на начало ведения  любых видов хозяйственной и  иной деятельности в России было вызвано  обострением экологических проблем  и усилением внимания общества к  вопросам охраны окружающей среды. Предвидение  последствий от осуществления планируемой  деятельности, их прогностический анализ представляют собой одно из важных средств обеспечения экологической  безопасности. С его помощью возможна корректировка или запрещение той  или иной деятельности. Формирование превентивного экологического контроля осуществлялось в России с учетом наступившего экологического кризиса, проявившегося в загрязнении  Ладожского озера, Чернобыльской аварии, строительстве ЦБК на озере Байкал, канала Волга-Чаграй, превращении в  непригодные для жизни города - Нижнего Тагила, Магнитогорска, Березников хищническим использованием природных  ресурсов и др.

Тема данной работы - Экологическая  Экспертиза по проекту "Строительство  технологического моста через залив  Чайво (о. Сахалин)".Рассмотрение данного  объекта в рамках ОВОС позволяет  не только ознакомиться с основными  основных этапами прохождения экологической  экспертизы, но также дает представление  о некоторых климатических и  территориальных особенностях строительных работ на о.Сахалин.

Предметом исследования в  нашей работе будет выступать  анализ оценки воздействия на окружающую среду на примере строительства  выбранного нами объекта.

Цель работы состоит  в том, чтобы на основе анализа  имеющейся нормативно-правовой базы предоставить Экологическую Экспертизу для ОВОС по проекту "Строительство  технологического моста через залив  Чайво (о. Сахалин)"

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

1. Предоставление общего  литературного обзора по истории  становления Экологической Экспертизы  в России.

2. Анализ и рассмотрение  нормативно-правовой базы для  проведения Экологические Экспертизы. Анализ правовых источников, определяющих  как теоретическую базу экологической  экспертизы, так и процедуру проведения.

3. Оценка материалов, предоставляемых  для Экологической Экспертизы. Анализ  их достоверности.

4. Непосредственный анализ  и рассмотрение ОВОС по объекту  "Строительство технологического  моста через залив Чайво (о.  Сахалин)".

Отдельную благодарность  при написании данной работы автор  хотела бы выразить доктору биологических  наук по специальности "Экология", профессору Сахалинского государственного университета, декану естественнонаучного  факультета СахГУ и заведующего  кафедрой ботаники и экологии (г. Южно-Сахалинск); Ефанову Валерию Николаевичу, за предоставленные подлинные данные, полученные при проведении экологической  экспертизы по выше упомянутому объекту.

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И  РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЕ В РОССИИ

Традиционно экологически значимые хозяйственные решения  принимались в России путем их согласования с государственными природоохранительными  органами. Согласование выражалось в  том, что уполномоченное лицо соответствующей  государственной структуры ставило  подпись на подготовленном документе. Разумеется, данное лицо могло не подписать  этот документ, что влекло за собой  либо корректировку материалов, представленных на подпись, либо привлечение для  подписания другого лица.

Причем согласование оставалось основным инструментом принятия решения  даже тогда, когда в природоохранительной практике России уже применялась  государственная экологическая  экспертиза. Такая экспертиза развивалась  в 70-80-е гг. в рамках Госплана и  Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) и регулировалась актами этих ведомств. Можно предположить, что  на том этапе государственная  экологическая экспертиза также  играла положительную роль при подготовке экологически значимого хозяйственного решения. Важно подчеркнуть, что  эта роль могла проявляться при  подготовке решения, а не при его  принятии. Государственная экспертиза не влияла на принятие решения потому, что ее заключения носили рекомендательный характер. В условиях всевластия хозяйственных  ведомств эти заключения игнорировались.

Ситуация изменилась с  принятием Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", впервые  в отечественной практике урегулировавшего на законодательном уровне требования по проведению государственной экологической  экспертизы. Несмотря на дефекты ряда норм, содержащихся в гл. V Закона, очевидно, что к оценке значимости экологической  экспертизы был проявлен качественно  новый подход. Правда, Закон предусмотрел лишь ряд наиболее общих правил, касающихся экологической экспертизы.

В истории становления  и развития отечественного института  государственной экологической  экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 "О коренной перестройке  дела охраны природы в стране". Этот документ, провозгласившим (в частности) о создании "союзно-республиканского" Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возлагал на данный комитет и "осуществление  государственной экологической  экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил  страны и отраслей народного хозяйства", а также "проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие  на состояние окружающей среды и  природных ресурсов". Важной вехой  на этом поприще явилось и постановление  Верховного Совета СССР от 27.11.1989 г. № 72 "О неотложных мерах экологического оздоровления страны", предписывающее начиная с 1990 г. "открывать финансирование работ по всем проектам и программам только при наличии положительного заключения государственной экологической  экспертизы", а также "обеспечить независимость экологической экспертизы". В структурах созданных Госкомприроды  СССР и Госкомприроды РСФСР были сформированы специализированные управления ГЭЭ, использовавшие формы и принципы работы государственных экспертиз, ранее проводившихся в Госстрое и Госплане СССР.

В принятом в конце 1991 г. Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" ГЭЭ был посвящен целый раздел. В частности, Закон  закрепил принципы проведения ГЭЭ: обязательность, научная обоснованность, законность выводов, вневедомственность, гласность, участие общественности.

Наконец, в ноябре 1995 г. принимается  Федеральный закон "Об экологической  экспертизе" еще одно событие  исторического масштаба в деле становления  государственных институтов охраны окружающей среды и регулирования  природопользования. Будучи законом  прямого действия, он стал основополагающим актом в данной сфере. В преамбуле  этого закона отмечается, что он регулирует отношения в области  экологической экспертизы и направлен  на реализацию конституционного права (статья 42) граждан Российской Федерации  на благоприятную окружающую среду  посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и  иной деятельности. Следует подчеркнуть, что, несмотря на потенциальный конфликт экологической экспертизы и сферы  бизнеса, данный Федеральный закон  не претерпел сколь-нибудь существенных изменений на протяжении последующих 11 лет.

Требования обязательности и гласности ГЭЭ являлись мощнейшим  стимулом для заказчиков и проектных  организаций в подготовке материалов экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ стали одним из немногих эффективных механизмов в сфере  охраны природы, реально обеспечивающие реализацию конституционного права  граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной  информации.

Особо нужно отметить позитивную роль ГЭЭ в обеспечении принятия обоснованных решений, связанных с  осуществлением хозяйственной деятельности в границах особо охраняемых природных  территорий (ООПТ). Так, например, в том  числе и благодаря институту  ГЭЭ в конечном итоге был "отвергнут" проект строительства высокоскоростной магистрали "Москва-Санкт-Петербург", угрожающий фрагментацией территории Валдайского национального парка.

Безусловно, система ГЭЭ  имела и значительные изъяны. Это -- и ее известная коррупционная  составляющая, и управляемость (особенно -- путем формирования экспертных комиссий), и зачастую декларативность принципа независимости, и необоснованный максимализм  перечня объектов экспертизы, и длительные сроки проведения. Но при всем при  этом ее позитивная роль в обеспечении  экологической безопасности страны признается подавляющим большинством специалистов-экологов. В целом, не будет преувеличением сказать, что  формирование и развитие института  ГЭЭ стало одним из наиболее ярких (если не единственным) достижений экологической  политики России, проводимой с начала 90-х годов прошлого века.

Однако немало представителей бизнеса и связанных с ним  государственных структур видели в  институте ГЭЭ исключительно  административный барьер. Соблазн избавиться от него нарастал с каждым годом (особенно после ликвидации в 2000 г Госкомэкологии России с последующим существенным ослаблением института государственной  экологической экспертизы и встраиванием Росприроднадзора в систему МПР  России). Идея "сворачивания" этого  института стала активно лоббироваться, в том числе, увы, с участием ряда чиновников из природоохранной сферы. Ситуация осложнялась еще и тем, что государство не определилось в полной мере с полномочным органом, ответственным за ГЭЭ, ее могли проводить  и Росприроднадзор, и Ростехнадзор. Такое положение провоцировало  образование чиновничьего "рынка  услуг", создавало запутанность процедур. Все это вкупе грозило самыми серьезными последствиями. И эти  последствия не заставили себя ждать  особенно долго.

18 декабря 2006 г. принимается  Федеральный закон № 232-ФЗ "О  внесении изменений в Градостроительный  кодекс Российской Федерации  и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации". В  пояснительной записке к нему  было указано, что данный закон  направлен на устранение административных  барьеров в целях увеличения  объемов жилищного строительства,  а также на совершенствование  механизмов вовлечения в хозяйственный  оборот земельных участков для  жилищного строительства. На практике  вступление в силу этого закона  привело к фактической ликвидации  ГЭЭ как основного природоохранного  института. Кроме того, принятый  Закон внес изменения в значительное  число федеральных законов, в  том числе "Об экологической  экспертизе", "Об охране окружающей  среды", "О защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера", "Об использовании  атомной энергии", "Об охране  озера Байкал", и ряд других, явно не имеющих отношения  к жилищному строительству. Закон  исключил из перечня объектов  государственной экологической  экспертизы документацию, обосновывающую  градостроительную деятельность, а  именно документы территориального  планирования, и практически все  объекты строительства (кроме  объектов, указанных в федеральных  законах "О континентальном  шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической  зоне Российской Федерации", "О  внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской  Федерации"). Помимо объектов градостроительной  деятельности из объектов экологической  экспертизы исключалась документация  на изменение функционального  статуса, вида и характера использования  территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие  перевод лесных земель в нелесные.

Информация о работе Экологическое обоснование строительства мостов