Анализ рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Одним из инструментов совершенствования безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.09 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одним из инструментов совершенствования безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. Пластиковые карты являются эффективным средством расчетов за товары и услуги, системы электронных платежей способствуют снижению затрат на обслуживание наличных средств, повышению прозрачности финансовых потоков, росту и улучшению экономики в целом.

Для российских банков весьма актуален вопрос предоставления населению и юридическим лицам полного спектра услуг на рынке банковских пластиковых карт. Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается тем, что Банком России с целью сокращения налично-денежного обращения в сфере розничных платежей будет совершенствоваться нормативная база, способствующая внедрению и дальнейшему расширению безналичных расчетов, в том числе использования в расчетах платежных карт на основе применения современных информационных технологий.

Российский рынок пластиковых карт еще очень молод. Изучение накопленного опыта западных стран позволяет выбрать и использовать в России только наиболее эффективные и перспективные карточные платежные системы.

Предметом исследования дипломной работы являются теоретические и практические вопросы, связанные с пластиковыми картами, их сущностью, особенностям эмиссии и обращения, принципами осуществления расчетов, а также перспективами развития рынка пластиковых карт в России.

 

 

1. Теоретические основы исследования  и использования пластиковых    карт.

1.1 История развития пластиковых  карт и платежных систем

Первое теоретическое упоминание об использовании карт как платежного средства появилось в Англии и относится к концу XIX в. Идею кредитных карт выдвинул Джеймс Беллами. Первая кредитная карта была выпущена в 1914 г. Карты использовались для оплаты при торговле нефтепродуктами. Так они быстро завоевали популярность. Владелец карты получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара. С увеличением числа пользователей встал вопрос об учете и регистрации продаж по каждой эмитированной карте, что вызвало к жизни процесс эмбоссирования карт (теснение номера карты, данных клиента, срока действия карты). Первые карты с эмбоссированием изготавливались из металла, но затем они были вытеснены пластиковыми картами, так как последние оказались более практичными. Эти карты еще не были платежным средством. Это были так называемые "клубные" карты, которые подтверждали принадлежность пользователя к той или иной системе учреждений сферы обслуживания. Эти карты имели строго ограниченное распространение. Достаточно много систем с "клубными" картами работает в России. Однако в этот период широкого развития карты не получили из-за кредитных ограничений, введенных федеральным правительством США в период Великой депрессии в 1929 г., а затем из-за последовавшей за депрессией  Второй мировой войны. Но уже после войны наблюдается резкий скачок в их эмиссии, и в настоящее время в мире используется свыше несколько миллиардов платежных карт. Фактически это можно считать моментом рождения нового инструмента безналичных расчетов. Первая банковская карта была выпущена в 1951 г. Маленьким нью-йоркским банком, и с тех пор началось бурное развитие этого вида услуг.  В начале выпуск карт часто оказывался нерентабельным для банков, и это приводило к многочисленным финансовым потерям. Для того чтобы карточная технология стала рентабельной, банк-эмитент должен быть признан широким коммерческим сектором, однако, для того, чтобы это стало возможным, банк должен обладать большим количеством клиентов, принявших новые банковские услуги. Для достижения этой цели большое количество карт было разослано по почте, хотя на практике это привело к многочисленным злоупотреблениям. Такой массовый запуск нового продукта происходил в США в 1960-1965 гг. Причем часть банковских учреждений предлагала карты своим клиентам бесплатно, однако по истечении года или двух, иного без всякого предупреждения, накладывала на их карты годовую пошлину. Первым советским эмитентом международных карт стал Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. "золотые" карты платежной системы Eurocard. Их было выпущено очень ограниченное количество, и предназначались они для узкого круга лиц. Держателями первых выпущенных карт стали несколько руководителей государства, а также председатель правления Внешэкономбанка. Первым российским коммерческим банком, выпустившим собственную карту с логотипом VISA, стал "Кредо Банк"(1991). На сегодняшний день свыше 700 российских банков выпускают карты или работают с ними. Сегодня уже созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на банковских картах: это STBCard, UnionCard, "Золотая корона", ACCORD. В технологическом аспекте карты прошли в своем развитии несколько стадий. Первые карты изготавливались из картона и металла, а затем их стали выпускать в виде пластиковых карт так как являлись более удобными для пользователей. С возникновением новых электронных средств регистрации и сбора информации появилась возможность заносить и считывать информацию на карту при помощи магнитного кодирования. Начало применения пластиковых карт с магнитной полосой датируется 1969 г. В комбинации с эмбоссированием такие карты широко используются до сих пор. Следующий этап развитии пластиковых карт связан с именем французского журналиста Ролана Морено, который в 1974 г. предложил использовать карты с электронной микросхемой.  Пластиковые карты со встроенными в них микросхемами называют еще "интеллектуальными", микропроцессорными, чип или смарт-картами. Появление пластиковых карт со встроенной в них микросхемой оценивается западными специалистами карточного бизнеса как революционное. На сегодняшний день смарт-карты- наиболее динамично развивающийся тип пластиковых карт. Таким образом была рассмотрена эволюция пластиковых карт от времен создания до наших дней.

1.2 Понятие "пластиковая карта", её сущность, роль и место в современной системе денежного оборота.

Пластиковая карта – это персональный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских банкоматах. Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки. Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" – товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время. Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация – на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS – Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры – секретный ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством – банкоматом, который и проводит авторизацию. При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом лимитов. Характер лимитов и условия их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям. Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления или увеличения лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет. Для обеспечения платежей держатель карточки может не вносить предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Подобная схема реализуется при оплате посредством кредитной карточки. В этом случае лимит связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель карточки может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карточки происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части. Как кредитная, так и дебетовая карточки могут быть также корпоративными. Корпоративные карточки предоставляются компанией своим сотрудникам для оплаты командировочных или других служебных расходов. Корпоративные карточки компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карточки могут иметь разделенный и неразделенный лимиты. В первом случае каждому из держателей корпоративных карт устанавливается индивидуальный лимит. Второй вариант больше подходит небольшим компаниям и не предполагает разграничение лимита. Корпоративные карточки позволяют компании детально отслеживать служебные расходы сотрудников. Семейные карточки в определенном смысле аналогичны корпоративным – право произведения платежей в рамках установленного лимита предоставляется членам семьи держателя карточки. При этом дополнительным пользователям предоставляются отдельные персонализированные карточки.

1.3 Классификация пластиковых  карт и механизмы их применения.

Пластиковые карты выполняют функции одновременно депозитного, расчетного, кассового и кредитного инструмента. Безналичные расчеты ПК занимают значительное место в системе расчетов многих промышленно развитых стран. В настоящее время различные виды ПК применяются и в России. Основная функция пластиковой карточки – обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы. Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты. 

По материалу, из которого они изготовлены:

- бумажные (картонные);

- пластиковые;

- металлические.

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. В то же время, в отличие от металла пластик легко поддается термической обработке и давлению, что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

По общему назначению:

- идентификационные;

- информационные;

- для финансовых операций.

Это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая:

- является пропуском, разрешающим  проход в определенные зоны  предприятия – идентификационная  функция;

- на той же карте может  быть записана в кодированном  виде какая-либо важная информация  о держателе карты – информационная  функция;

- кроме того, такая карта может  использоваться еще для расчетов  в столовых и магазинах данной  компании – расчетная функция.

Система с использованием многофункциональных карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что объединение многих функций в одной пластиковой карточке является перспективным, так как такая многофункциональная карта удобна для эмитента и для держателя.

На основании механизма расчетов:

- двусторонние системы – возникли  на базе двусторонних соглашений  между участниками расчетов, при  которых владельцы карт могут  использовать их для покупки  товаров в замкнутых сетях, контролируемых  эмитентом карт (универмаги, бензоколонки  и т. д.);

- многосторонние системы – предоставляют  владельцам карт возможность  покупать товары в кредит у  различных торговцев и организаций  сервиса, которые признают эти  карты в качестве платежного  средства. Многосторонние системы  возглавляют национальные ассоциации  банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и  развлечений (например, American Ехрress).

По виду проводимых расчетов:

- кредитные карты, которые связаны  с открытием кредитной линии  в банке, что дает возможность  владельцу пользоваться кредитом  при покупке товаров и при  получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты и разовый лимит на сумму одной покупки, в пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;

- дебетовые карты предназначены  для получения наличных в банковских  автоматах или для оплаты товаров  с расчетом через электронные  терминалы. Деньги при этом списываются  со счета владельца карты в  банке. Дебетовые карты не позволяют  оплачивать покупки при отсутствии  денег на счете.

Некоторые авторы выделяют в особую категорию платежные карты как разновидность кредитных карт. Отличие стоит в том, что общая сумма долга при использовании платежной карты должна погашаться полностью в течение определенного времени после получения выписки без права продления кредита.

По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:

- обычные карты;

- серебряные карты;

- золотые карты;

Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard). Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес- картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов.

По характеру использования:

- индивидуальная карта, выдаваемая  отдельным клиентам банка, может  быть "стандартной" или "золотой";

- семейная карта, выдаваемая членам  семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность  по счету;

- корпоративная карта выдается  юридическому лицу, на основе  этой карты могут выдаваться  индивидуальные карты избранным  лицам (руководителям, главному бухгалтеру  или ценным сотрудникам). Им открываются  персональные счета, "привязанные" к корпоративному карточному  счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.

По принадлежности к учреждению-эмитенту:

- банковские карты, эмитент которых  – банк или консорциум банков;

- коммерческие карты, выпускаемые  нефинансовыми учреждениями;

- коммерческими фирмами или  группой коммерческих фирм;

- карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно  является эмиссия пластиковых  карт и создание инфраструктуры  по их обслуживанию.

По сфере использования:

- универсальные карты – служат  для оплаты любых товаров и  услуг;

- частные коммерческие карты  – служат для оплаты какой-либо  определенной услуги (например, карты  гостиничных сетей, автозаправочных  станций, супермаркетов).

По территориальной принадлежности:

- международные, действующие в большинстве стран;

- национальные, действующие в пределах  какого-либо государства;

- локальные, используемые на части территории государства;

- карты, действующие в одном  конкретном учреждении.

По времени использования:

- ограниченные каким-либо временным  промежутком (иногда с правом  пролонгации);

- неограниченные (бессрочные).

По способу записи информации на карту:

Графическая запись

Эмбоссирование

Штрих-код

Магнитная полоса

Чип

Лазерная запись

 

 самая простая форма  записи информации

наносится фамилия, имя, образец подписи и информация об эмитенте

позволяет значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа

применялся до изобретения магнитной полосы

низкая секретность

в платежных системах распространения не получил

один из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на карту

очень популярна в платежных системах

очень дорогая технология

наиболее надежное хранение информации

чиповые

технология записи на них

схожа с записью

на лазерные

диски

в банковских

технологиях распространения

не получили

 

 

 

 




 

На лицевой стороне карточки указываются:

Информация о работе Анализ рынка пластиковых карт в России