Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Российское законодательство. В порядке подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия провела и проводит большую работу по корректировке и развитию своего законодательства, касающегося регулирования внешнеэкономической деятельности.
Одна из главных задач на этом направлении - обеспечить правовой инструментарий, необходимый для защиты российской экономики от нечестной конкуренции (практики) со стороны иностранных предприятий, иностранной продукции

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок и процедура проведения антидемпинговых расследований.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО

 

Российское законодательство. В порядке подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия провела и проводит большую работу по корректировке и развитию своего законодательства, касающегося регулирования внешнеэкономической деятельности.

Одна из главных задач на этом направлении - обеспечить правовой инструментарий, необходимый для защиты российской экономики от нечестной конкуренции (практики) со стороны иностранных предприятий, иностранной продукции.

Большую угрозу отечественным предприятиям может представить зарубежная продукция, которая поставляется в Россию по так называемым демпинговым ценам, т.е. ценам ниже нормальных. В результате российские предприятия сталкиваются с проблемой сбыта, вынуждены сокращать или останавливать производство.

Зачастую и российские предприятия обвиняются на иностранных рынках в демпинге. Иногда под предлогом демпинга российским товарам просто-напросто закрывают путь на иностранный рынок. Государства вообще часто использовали (и используют) с ярко выраженным протекционистским уклоном введение антидемпинговых процедур в качестве нетарифных барьеров в отношении нежелательного импорта.

Наиболее активно антидемпинговые процедуры применяются в США, ЕС, Канаде, Австралии, Бразилии, ЮАР, Мексике, Индии, Республике Корея, Турции и др.

Словом, проблема демпинга и применения государствами антидемпинговых мер носит комплексный и важный характер. В этой проблеме сталкиваются интересы производителей и потребителей, интересы различных государств, взаимодействующих на товарных рынках. Разрешение конфликта интересов на многостороннем межгосударственном уровне в значительной степени обеспечивается посредством права ВТО.

На основе права ВТО государства принимают собственные нормативные акты, в том числе в сфере использования антидемпинговых мер, и тем самым унифицируют регулирование порядка и условий доступа товаров на рынки других государств, защиты национального рынка.

Одним из важнейших российских законов, устанавливающих порядок применения антидемпинговых мер в отношении иностранных товаров, являются законы: «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года; «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 года.

Положения законов развиты и дополнены несколькими подзаконными актами, в частности:

Постановлением Правительства РФ от 16.02.1999 г., № 183, которым утверждено Положение об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта;

Постановлением Правительства РФ от 11. 03. 1999 г., № 274, «О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер»;

Приказом Минторга РФ (его правопреемником в настоящее время является Министерство экономического развития и торговли - МЭРТ) от 03.09.1999 г., № 396, которым утверждено Положение о порядке предоставления заинтересованным лицам информации, полученной в ходе расследования и не являющейся конфиденциальной, - и некоторые другие.

Практика применения указанных нормативных актов пока небогата. В значительной степени это объясняется тем, что сами российские предприятия – производители отечественной продукции не всегда знают об имеющихся возможностях, о тех правовых инструментах защиты, которые можно включить с помощью государства.

В проблематику антидемпингового регулирования задействован также Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года (например, статья 9 Закона).

Нормы российского законодательства сформулированы в значительной степени уже с учетом права ВТО, хотя Россия еще пока не является членом ВТО, а ведет переговоры о вступлении в нее.

Вопросам демпинга и применения государствами антидемпинговых мер посвящены положения ряда соглашений из «пакета» ВТО - прежде всего статья VI ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) и специальное Соглашение по применению статьи VI ГАТТ. Данное Соглашение получило название «Антидемпингового кодекса» (далее - АК).

 

Стадии антидемпингового процесса по праву ВТО. Международные правила применения антидемпинговых мер (комплекс этих норм условно можно назвать «антидемпинговым правом») - это сложный, комплексный международно-правовой институт, который, в свою очередь, частично содержит в себе нормы нескольких других международно-правовых институтов, подотраслей и отраслей: права ВТО, международного торгового права, международного административного права, международного процессуального права, международного антимонопольного (конкурентного) права и др.

Фактически «международное антидемпинговое право» диктует, каким должно быть «внутригосударственное антидемпинговое право». Тем самым международное право устанавливает и унифицирует внутригосударственный правовой режим в определенной сфере. Антидемпинговая сфера - один из наиболее ярких примеров взаимодействия (переплетения) двух правовых систем: международного права и внутреннего права государств.

Нормы антидемпингового права в изложении нормативных актов «пакета ВТО» кажутся запутанными и сложными и, конечно же, нуждаются в комментариях и пояснениях. Без такого разъяснения российские предприятия не скоро усвоят науку применения антидемпинговых мер в России или защиту от антидемпинговых мер на иностранном рынке.

Кратко суть «антидемпингового права» ВТО можно выразить в нескольких правилах (нормах):

демпинг, наносящий ущерб, осуждается; обращает на себя внимание, что демпинг как таковой (сам по себе) не запрещается, а осуждается; причем осуждается лишь такой демпинг, который имеет своим следствием определенный материальный ущерб;

если все же такой демпинг имеет место, государство вправе применить антидемпинговые меры; таким образом, антидемпинговые меры разрешаются международным правом (правом ВТО) в качестве контрмеры в ответ на факт демпинга, наносящего ущерб;

прежде чем применить такие меры, необходимо провести антидемпинговое расследование и установить факт ущерба от демпинга;

пока идет расследование, государство вправе применить некие временные меры;

срок применения антидемпинговых мер должен быть ограниченным;

государство, задетое антидемпинговыми мерами, вправе в той или иной форме вмешаться в антидемпинговый процесс.

Все остальные правила ВТО, содержащиеся в статье VI ГАТТ и Соглашении по ее применению, направлены на конкретизацию этих норм.

Кстати, английская версия названия Соглашения к статье VI ГАТТ звучит следующим образом: Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994. В российской правовой литературе встречается различный перевод этого названия:

а) Соглашение по применению статьи VI ГАТТ – 1994 (т.е. ГАТТ в редакции 1994 года); разновидность данного перевода: «Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – 1994»;

б) Соглашение об имплементации статьи VI ГАТТ – 1994; (разновидность перевода: по имплементации);

в) Соглашение о толковании статьи VI ГАТТ – 1994 (разновидность перевода: по толкованию);

г) Соглашение об интерпретации статьи VI ГАТТ – 1994 (разновидность перевода: по интерпретации).

Думается, что первый из указанных переводов как наиболее распространенный и точный по сути может быть взят за основу.

С точки зрения внутригосударственного права, весь антидемпинговый процесс - это часть административного процесса. Антидемпинговый процесс можно подразделить на следующие стадии:

возбуждение антидемпингового дела (инициирование антидемпингового расследования);

стадия расследования и принятия решения по результатам расследования;

исполнение решения, принятого по результатам расследования;

пересмотр решения о введении антидемпинговых мер в административном порядке;

процедуры обжалования в судебном порядке.

Как видно, содержательная сторона антидемпингового процесса очень напоминает судебный процесс. Кстати, в основу антидемпингового права ВТО (как, впрочем, и многих нормативных актов «пакета ВТО») положена многолетняя национальная антидемпинговая практика США.

Рассмотрим основные особенности каждой стадии и конкретные нормы, регулирующие весь ход антидемпингового процесса, с точки зрения права ВТО и российского законодательства.

 

Возбуждение антидемпингового дела. Возбуждение антидемпингового дела (инициирование расследования) - первая стадия процесса. На этой стадии соответствующие частные лица и уполномоченные государственные органы осуществляют действия, предшествующие антидемпинговому расследованию.

Прежде всего констатируется факт демпинга. Согласно статье VI ГАТТ демпинг состоит в том, что «товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров…», т.е. по цене, не имеющей экономического или коммерческого обоснования.

Чаще всего демпинг - это когда предприятие продает товар на иностранном рынке по цене ниже той, которая превалирует на его собственном внутреннем рынке или на рынке страны-импортера.

Предприятие в целях максимизации прибыли повышает внутренние цены «у себя дома» и одновременно за счет этого понижает экспортную цену, т.е. цену этого, или аналогичного/подобного, товара на «чужом рынке». Овладевая таким образом товарным рынком, данное предприятие получает дополнительную (монопольную) прибыль. Другими словами, демпинг - некая разновидность ценовой дискриминации, нечестного поведения.

Целью демпинга может быть и продажа временных излишков экспортных товаров на зарубежных рынках; сохранение уровня производства в условиях спада спроса («спорадический демпинг»); конкурирующее сбивание цен и захват рынков, ликвидация конкуренции («грабительский демпинг»).

В итоге дополнительная прибыль на одном рынке оборачивается занижением предприятиями цен на других рынках. Государства вынуждены вступать в эту «ценовую игру предприятий», изыскивать противодействующие меры, чтобы обеспечить порядок и честную конкуренцию на международных (транснациональных) товарных рынках.

Сопоставление нормальной цены и экспортной цены выводит на так называемую демпинговую маржу. Она-то и является основой для установления демпингового импорта. Если цена товара в стране-экспортере 10 условных единиц, а в стране-импортере на аналогичный/подобный товар – 9 условных единиц, налицо демпинг.

Демпинговые цены, как правило, нравятся потребителю, но наносят ущерб национальным производителям страны-импортера, которые вынуждены либо снижать цены и нести финансовые убытки, либо уступить свою долю рынка иностранному поставщику.

Итак, демпинг становится неправомерным, когда демпинговая практика причиняет (или только угрожает причинить) ущерб. Однако не любой ущерб.

Важно определиться с двумя понятиями:

что такое нормальная цена и какими методами она выявляется?

что такое ущерб? О каких формах и размерах ущерба идет речь?

В ст. VI ГАТТ и в «Антидемпинговом кодексе» (ст.ст. 2.1. – 2.5. АК) предусматривается несколько альтернативных критериев/способов определения нормальной цены:

в качестве нормальной может считаться цена на аналогичный/подобный товар на национальном рынке производства. В этом случае сравнивается цена на национальном рынке страны производства и экспортная цена демпингового товара (средневзвешенные цены);

(при отсутствии  внутренних цен в стране производства) нормальной может считаться цена товара на рынке третьей страны. Данный метод получил название метода суррогатной страны. В этом случае сравнивается цена товара на рынке третьей страны и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере; либо

нормальной может считаться цена, которая учитывает себестоимость производства в стране происхождения с добавлением «разумной наценки» в возмещение расходов по продаже, а также прибыли в умеренном размере. В этом случае сравнивается такая цена и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере;

нормальной ценой (при отсутствии экспортных цен либо когда эти цены не фиксируются) считается средневзвешенная цена продаж независимому покупателю. Другими словами, в этом случае индивидуальная цена на одном рынке сравнивается со средневзвешенной ценой на другом;

если товар поступает не из страны происхождения, а из промежуточной страны (транзитом через третью страну), в качестве нормальной может считаться цена, действующая в этой третьей – промежуточной – стране, стране экспорта;

если товар поступает из страны, не являющейся страной происхождения, то в качестве нормальной может считаться цена на аналогичный/подобный товар в стране происхождения товара.

Цена считается ниже нормальной, если она на иностранном рынке ниже сравнимой цены на аналогичный («подобный») товар - так говорится в «Антидемпинговом кодексе» (ст. 2.1., 2.6. АК).

Возникает вопрос: что считать аналогичным (подобным) товаром? Таким товаром является идентичный товар, т.е.:

а) во всех отношениях схожий с данным товаром или (в отсутствие схожего)

б) другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам данного товара.

Проблем относительно того, какой же товар можно считать аналогичным/подобным (чтобы сравнивать цены), на практике может оказаться предостаточно. Японское сакэ и французское красное сухое вино - это аналогичные/подобные товары? Примерно такой спор продолжался несколько лет между ЕС и Японией. Эта сторона антидемпингового процесса, по всей видимости, будет подвергаться дальнейшему развитию на базе практики, которой будут придерживаться государства.

В российском законодательстве наряду с термином «аналогичный товар» используется также термин «непосредственно конкурирующий товар» (Постановление Правительства № 274 от 11. 03. 1999 г.).

Когда решается вопрос об ущербе, следует принимать в расчет следующие соображения и требования:

Информация о работе Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО