Антикризисные программы Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 17:20, реферат

Краткое описание

В истории развития мировой экономики наблюдалось большое количество экономических кризисов разного масштаба и природы. В современных условиях глобализации, усиления взаимосвязи экономик разных государств, активизации международных корпораций увеличивается вероятность того, что мировые финансовые и экономические кризисы станут повторяться с большей частотой. Экономические и финансовые кризисы существуют во взаимосвязи с внешними объективными условиями и воспроизводят ту финансовую ситуацию, в которой развиваются.

Содержание

Введение;
Понятие антикризисных мер правительства, их содержание и значение;
Антикризисные меры правительства Республики Казахстан;
Основные направления совершенствования антикризисных действий правительства республики Казахстан;
Сравнительный анализ антикризисных мер правительства Республики Казахстан с зарубежными странами;
Основные положения Концепции развития финансового сектора в посткризисный период;
Заключение;
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

оэт 8.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

Западно- Казахстанский Государственный Медицинский Университет имени Марата Оспанова

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

 

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Основы экономической теории

Кафедра: истории Казахстана и общественно- гуманитарных дисциплин

Курс: 1

Тема: Антикризисные программы Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса.

Форма выполнения: Реферат

 

 

Выполнил (а):

                                                       Группа:

                                                                       Принял (а):

                                                                                        Оценка:

  

 

Актобе 2015г.

Содержание

  1. Введение;
  2. Понятие антикризисных мер правительства, их содержание и значение;
  3. Антикризисные меры правительства Республики Казахстан;
  4. Основные направления совершенствования антикризисных действий правительства республики Казахстан;
  5. Сравнительный анализ антикризисных мер правительства Республики Казахстан с зарубежными странами;
  6. Основные положения Концепции развития финансового сектора в посткризисный период;
  7. Заключение;
  8. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

В истории развития мировой экономики наблюдалось большое количество экономических кризисов разного масштаба и природы. В современных условиях глобализации, усиления взаимосвязи экономик разных государств, активизации международных корпораций увеличивается вероятность того, что мировые финансовые и экономические кризисы станут повторяться с большей частотой. Экономические и финансовые кризисы существуют во взаимосвязи с внешними объективными условиями и воспроизводят ту финансовую ситуацию, в которой развиваются. Основные тенденции развития мировой экономики в современных условиях, а именно чрезмерно преувеличенная роль финансового сектора и несоответствие его реальному сектору экономики, изменяют экономическую природу кризисов.

Увеличение негативных и разрушительных последствий современного мирового экономического кризиса делает актуальными исследования, посвященные изучению взаимосвязи национальных и глобальных кризисов, выделению основных индикаторов и каналов их распространения, а также разработке и оценке основных антикризисных мер в современных условиях.

 

  1. Понятие антикризисных мер правительства, их содержание и значение

Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.

Рассмотрим понятие государственного антикризисного регулирования у различных авторов.

Так, Каймакова М.В. считает, что государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).

По мнению Успенской Л. и Шибанова-Роенко Е.А., антикризисное регулирование - это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис - это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.

Коротков М.Е. отмечает, что антикризисное регулирование представляет собой систему мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства по обеспечению экономической безопасности государства, по защите предприятий от кризисных ситуаций, по предотвращению банкротств, по обеспечению и правовому регулированию процедур банкротства.

Успенская Л., Шибанова-Роенко Е.А. выделяют две основные формы государственного регулирования:

I. Прямые, подразумевающие под собой непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение.

II. Косвенные, предполагающие опосредованное  воздействие государства. Примерами  прямого воздействия можно назвать  создание государственного сектора, перераспределение доходов и  программирование экономики; примерами  косвенного воздействия - соответствующая  деятельность кредитно-финансовой  и налоговой систем.

Правительство страны несет ответственность за происходящие события, поэтому именно от государственной политики зависит общая ситуация в государстве. Для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене государственные органы осуществляют меры защиты по следующим направлениям: правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая ситуация в мире в целом и той или иной стране нестабильна, необходимы постоянные изменения в установленной политике: коррекция налоговых ставок, внесение изменений в существующие законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.

Для государственного антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов (таблица 1):

Таблица 1 - Основные виды государственного антикризисного регулирования

 

Виды регулирования

Содержание

 

Правовое

Создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства

 

Методическое

Методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности

 

Информационное

Учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий

 

Экономическое и административное

Применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации

 

Организационное

Создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника

 

Социальное

Социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий

 

Кадровое

Поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации

 

Экологическое

Защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия

 
     

 

Основным предназначением механизма антикризисного регулирования является обеспечение эффективного функционирования национальной экономики. Следует отметить, что для этого необходимо определить основные рычаги механизма антикризисного управления, которые могут воздействовать на несколько участков объекта антикризисного управления одновременно, равно как и несколько рычагов могут воздействовать на один объект антикризисного управления (Приложение А).

Меры (методы) антикризисного государственного регулирования подразделяются на: административные и экономические. К административным рычагам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования обычно выделяют: налоговую политику, кредитно-денежную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно выделить собственное определение термина "государственное антикризисное регулирование", как процесса, при помощи которого государство воздействует на экономику с целью уменьшения сроков и глубины кризиса, а также смягчения его отрицательных социальных и экономических последствий. Государственное антикризисное регулирование выполняет следующие функции: выработка мер стабилизации экономики во время кризисных потрясений; защита ключевых предприятий, находящихся в стратегически важных отраслях, от кризисных процессов, протекающих в экономике.

  1. Антикризисные меры правительства Республики Казахстан

В 2008 году Правительство Казахстана выработало и приступило к реализации комплекса мер по поддержке отраслей экономики, утвердив Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 2008 года № 1085 "План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы". Антикризисная Программа Казахстана характеризуется высокой степенью проработанности, на ее реализацию были выделены средства в объеме 14 % от ВВП.

План содержит широкий спектр антикризисных мероприятий, в частности:

По стабилизации финансового сектора:

-дополнительная капитализация четырех системообразующих банков с целью утверждения ими адекватных резервов и усиления процесса кредитования внутри страны, с последующим выходом государства из их капитала на рыночных условиях;

-создание фонда стрессовых активов с целью реструктуризации активов банка посредством выкупа проблемных активов;

-предоставление дополнительных источников ликвидности на своевременное обслуживание обязательств банков;

-меры по усовершенствованию государственного регулирования финансовых рынков (изменение метода расчета капитализации банков, усиление требований к управлению рисками и внутреннему контролю);

-проработка механизма функционирования накопительной пенсионной системы в новых условиях.

По решению проблем на рынке недвижимости:

-реализация программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора, за счет средств которой будут предоставляться займы на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане через банки второго уровня;

-меры по обеспечению доступности жилья (право выкупа по установленной цене, финансирование строительства арендного жилья, предоставление приоритетным категориям населения предварительных жилищных займов по процентной ставке, не превышающей 4% годовых).

По поддержке малого и среднего бизнеса:

-кредитование предприятий малого и среднего бизнеса из Фонда "Самрук-Казына", в том числе микрокредитование предприятий сельской местности и сельских предпринимателей;

-предоставление доступа малым и средним предприятиям к государственным заказам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний в рамках действия нового закона "О государственных закупках";

-меры по снижению административных барьеров для развития предпринимательства.

По развитию агропромышленного комплекса и реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов:

-инвестиции на поддержку экспортно-ориентированных секторов: зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур (инвестирование в развитие аграрных предприятий и инфраструктуры);

-утверждение правительством предельных тарифов по группам энергопроизводящих организаций (на срок от 7 лет, с корректировкой на инфляцию);

-отмена платы за подключение к электросетям и дополнительный комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии.

По социальной защите населения:

-меры по сохранению реальных доходов населения, увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы (в 2009-2011 годах на 25%), социальных пособий (на 9% ежегодно);

-при необходимости, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости на общественных работах;

-продолжение формирования Правительством стабилизационных фондов товаров первой необходимости.

Информация о работе Антикризисные программы Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса