Антимонопольная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулированияв России на основе сложившейся экономической ситуации и действующихнормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольногозаконодательства и возможных путей их решения; определение источников проблемантимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольногозаконодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетомособенностей российской экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......4
ГЛАВА 1. Теоритические основы антимонопольного регулирования........ 7
Понятие антимонопольного регулирования………………………..….…..7
Конкурентные и монопольные рынки………………………………….....10
Государственное регулирование естественнных монополий………..….12
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в Российской Федерации………………………………………………………………...……....15
2.1. Становление антимонопольной политики в России…………………….....15
2.2. Особенности российского монополизма……………………………….…..17
2.3. Антимонопольная политика и её методы в России…………………….....18
ГЛАВА 3. Государственные программы антимонопольного
регулирования…………………………………………………………………....23
3.1. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного
законодтельства в решении проблем …………………………………………...23
3.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Задача …………………………………………………………………………..... 30
Список использованной литературы…………………….…………….……..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......4 

ГЛАВА 1. Теоритические основы антимонопольного регулирования........ 7                            

    1. Понятие антимонопольного регулирования………………………..….…..7
    2. Конкурентные и монопольные рынки………………………………….....10
    3. Государственное регулирование естественнных монополий………..….12

ГЛАВА 2. Антимонопольная  политика в Российской Федерации………………………………………………………………...……....15

2.1. Становление антимонопольной  политики в России…………………….....15

2.2. Особенности российского монополизма……………………………….…..17

2.3. Антимонопольная политика  и  её методы в России…………………….....18

ГЛАВА 3. Государственные  программы антимонопольного

регулирования…………………………………………………………………....23

3.1. Тенденции развития нормативной  базы антимонопольного

 законодтельства в решении проблем …………………………………………...23

3.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………..24

Заключение……………………………………………………………………….28

Задача …………………………………………………………………………..... 30

Список использованной литературы…………………….…………….……..30

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

   Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынкахпривлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широкихслоев населения.

   С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия

твердых и  последовательных мер против монополизма  нельзя надеяться на успехэкономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономическихпреобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системырегулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Внашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики инедопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

   В России процесс создания государственного контроля по недопущению

недобросовестной  конкуренции фактически начался  с нуля, так как

присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-

административная  система по своей сути исключала  наличие свободной

конкуренции в хозяйственной деятельности.

   Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствованиезаконодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов иконкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ вданной сфере.

Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынкахпривлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широкихслоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятияэкономических решений по разным вопросам.

Развитие     антимонопольного     регулирования  очень актуально для развития

российской  экономики, где степень монополизации  рынка выше, чем в

государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская

экономика унаследовала от советской экономики  высокий уровень концентрациипроизводства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночнойвластью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферахэкономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России»контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 %внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.   Антимонопольноерегулирование   в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства иорганизацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условийуспешного социально-экономического развития   России.

   Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта

антимонопольного  регулирования, а так же возможность  его применения в

российских  условиях, анализ основных принципов  антимонопольного регулированияв России на основе сложившейся экономической ситуации и действующихнормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольногозаконодательства и возможных путей их решения; определение источников проблемантимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольногозаконодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетомособенностей российской экономики

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические основы антимонопольного регулирования

 

      1. Понятие  aнтимонопольного регулирования

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой  экономической теории есть даже такое  понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:

1. С точки зрения рыночной  структуры

2. С точки зрения рыночного  поведения

3. С точки зрения рыночных  итогов.

   Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия - это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

   Монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов. При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

   Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

* монопольно высокими  ценами

* ограниченной готовностью  монополии к инновациям.

Но так как понятие  монополии очень важно для  основного предмета моей работы - антимонопольной политики, необходимо,описать это понятие более детально.

    Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический рынок  представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция  является уникальной (то есть  отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм на  рынок фактически невозможен  из-за барьеров.

4. Сложность в получении  полной информации обо всём  рынке.

     Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия - это  монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия  возникает в отрасли, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит  то, на которое рынок предъявляет  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в  основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны  монополии,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия - это  монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком  продукции, но не имеет специальной  юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать  фирмы, впервые вышедшие на рынок  с новой продукцией.

    Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

   Так же немаловажным, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

   Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

    Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

– контроль за ценами;

– контроль за слияниями компаний.

   Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

   Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Правительство предпринимает меры против того, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается.

1.2. Конкурентный  и монопольный рынки

   Рыночная экономика способна эффективно функционировать только в условиях наличия конкуренции между участниками рынка: товаропроизводителями, продавцами, предпринимателями и т.д. В более широком плане конкуренция распространяется на соперничающие в борьбе за покупателей, за сбыт товаров на рынке целыми отраслями, регионами, странами. Конкуренция представляет самый сильный способ возбуждения субъектов хозяйственной деятельности. Наличию конкуренции мир обязан ростом качества продукции и сдерживанием цен.  Согласно общепринятому определению конкуренция есть состязание, соперничество между разными производителями или продавцами, а в общем случае — между любыми субъектами, агентами экономической деятельности в борьбе за рынки сбыта, за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров и услуг на рынках с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

   Адам Смит впервые высказал утверждение о ключевой роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения, известную под названием равновесной цены.

   В дальнейшем представление о конкуренции значительно расширилось и углубилось, в результате чего выделились разные виды конкуренции, различающиеся, прежде всего, по признаку уровня концентрации на рынке соперничающих между собой продавцов однородного товара. Произошло расчленение общего понятия «конкуренция» на две его разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция».  Совершенная конкуренция, именуемая также чистой, идеальной, подразумевает соблюдение следующих условий:

   -наличие на рынке столь большого количества конкурирующих продавцов однородного товара и его покупателей, что ни один из продавцов не обладает способностью навязывать свою «ценовую» волю покупателям, так как они могут приобрести тот же товар у других продавцов;

   -свободный вход на рынок и выход из него продавцов и покупателей (отсутствие ограничений для проникновения на рынок и уход с него);

   -отсутствие внешнего контроля над ценами и ценового принуждения;

   -доступность для каждого участника рынка информации о ценах, спросе и предложении товара.

   Идеальный рынок, соответствующий указанным условиям, представляет своеобразный эталон, мысленную конструкцию, так что совершенную конкуренцию можно считать абстрактной моделью, к которой в той или иной степени способен приближаться реальный рынок.

   Несовершенная конкуренция, как явствует из ее названия, представляет вид конкурентной борьбы в условиях, заметно отличающихся от тех, которые характеризуют совершенную, чистую, идеальную конкуренцию. Несовершенная конкуренция разделяется на несколько разновидностей, отражающих в основном степень монополизации рынка, определяемую количеством конкурирующих продавцов близких по типу товаров.

   Монополистическая конкуренция, наиболее близкая к совершенной, характеризуется достаточно большим количеством продавцов и покупателей, свободным входом на рынок и выходом из него. Основное отличие от совершенной конкуренции заключается в дифференцировании товаров, предлагаемых покупателям конкурирующими фирмами, представленными на рынке. Тем самым конкуренты способны привлекать покупателя не только ценой, но и отличительными свойствами, качеством товара, видами обслуживания.

Информация о работе Антимонопольная политика в Российской Федерации