Антимонопольное регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Цель данной работы - рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Сущность антимонопольного регулирования……………………………4
Понятие монополии…………………………………………………………...4-7
Антимонопольная политика…………………………………………………7-11
Понятие антимонопольного регулирования………………………………11-13
Особенности монополизма в РФ. Антимонопольная политика и регулирование в РФ…………………………………………………………13-19
Цели антимонопольного регулирования в России………………………..19-20
Методы и результаты антимонопольного регулирования в России……..20-25
Особый исторический тип советской монополии и проблемы монополизированной экономики…………………………………………..25-28
Глава 2. Основные нормативно- законодательные акты........................................29
2.1 Федеральный закон « О защите конкуренции»…………………………...29-40
Глава 3. Статьи и статистические данные………………………………………...41
3.1 Противоречия антимонопольного регулирования………………………...41-52
3.2 Антимонопольное регулирование с точки зрения общественного выбора……………………………………………………………………………52-57
Заключение………………………………………………………………………58-60
Литература…………………………………………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 827.52 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»

на тему: «Антимонопольное регулирование в РФ»

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

                     

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Сущность антимонопольного регулирования……………………………4

    1. Понятие монополии…………………………………………………………...4-7
    2. Антимонопольная политика…………………………………………………7-11
    3. Понятие антимонопольного регулирования………………………………11-13
    4. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольная политика и регулирование в РФ…………………………………………………………13-19
    5. Цели антимонопольного регулирования в России………………………..19-20
    6. Методы и результаты антимонопольного регулирования в России……..20-25
    7. Особый исторический тип советской монополии и проблемы монополизированной экономики…………………………………………..25-28

Глава 2. Основные нормативно- законодательные акты........................................29

2.1 Федеральный закон « О защите конкуренции»…………………………...29-40

Глава 3. Статьи и статистические данные………………………………………...41

3.1 Противоречия антимонопольного регулирования………………………...41-52

3.2 Антимонопольное регулирование с точки зрения общественного выбора……………………………………………………………………………52-57

Заключение………………………………………………………………………58-60

Литература…………………………………………………………………………..61

Приложение ……………………………………………………………………..62-63

 

 

 

Введение

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.

Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Цель данной работы - рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Глава 1. Сущность антимонопольного регулирования

1.1. Понятие монополии

Термин "монополия" означает исключительное право государства, предприятия, организации на осуществление какой - либо хозяйственной деятельности.

В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий:

а) естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю..). Кроме того, естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок  в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превышает тот его объем, на который предъявлен спрос по цене достаточной для покрытия издержек производства;

б) искусственная монополия, которая имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму.

Случайная монополия возникает, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар в лучших условиях производства и временно благоприятном соотношении спроса и предложения.

Устойчивая монополия возникает, когда рынки сбыта захватывают крупные предприятия. Известны такие формы устойчивых монополий как картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты.

Картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;

Синдикаты. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;

Тресты. Трест - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;

Концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

Конгломерат (от лат. Conglomerates - скопившийся, собранный) - объединение фирм, иногда - юридическое лицо, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам, а также многопрофильным компаниям.

Как правило, конгломераты образуются путём поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах, как правило, с дисконтом к чистой стоимости их активов.

Всеобщая монополия появилась во второй половине 19 века, когда объединенные предприниматели совместно с государством или с его помощью становятся основными либо покупателями, либо продавцами.

Иногда говорят о существовании закрытой и открытой монополии:

в) закрытая монополия возникает в результате имеющихся - законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу деятельности, либо не допускают возможность использовать чужую интеллектуальную собственность. На защите последней стоит патентное право или иной институт авторских прав;

г) открытая монополия возникает в том случае, если фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта не в результате каких - то мер по защите от конкурентов, как в случае с закрытой и естественной монополией, а благодаря новизне, предлагаемого товара или услуги.

Приведенные классификации весьма условны, потому, что отдельные предприятия при благоприятных условиях могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. Например, фирмы, обслуживающие системы телефонной связи, электрохозяйство, газовое хозяйство сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии, предопределяемой уровнем технического развития отрасли, и закрытой монополии, связанной с появлением юридических барьеров для вступления в отрасль, и всеобщей монополии.

Кроме того, из приведенной классификации монополий, можно заключить, что, во-первых, монополией называют крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национальной экономики и, во-вторых, монополией становится фирма, осуществляющая особое экономическое поведение. В этом случае монополистом может оказаться даже небольшая фирма, производящая уникальный продукт, для которого нет заменителя. И, напротив, крупная фирма может не осуществлять монополистического поведения.

В произведениях экономистов начала века монополия в основном трактовалась как крупная фирма, вытеснившая конкурентов. Экономисты - современники характеризуют монополию, опираясь прежде всего на экономическое поведение фирмы, которое предполагает:

- контроль за объемом предложения;

- установление монопольной цены;

- получение монопольной прибыль;

- создание барьеров для вступления в отрасль, иногда через подкуп законодателей.

До середины 19 века для экономики развитых стран была характерна почти свободная конкуренция. Монополии только зарождались, были малоустойчивы и быстро распадались. В период промышленного подъема 1896-1910 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни. Монополии явились следствием концентрации и централизации производства. Концентрация производства объективный процесс, она означает укрупнение производства за счет накопления капитала. Централизация производства означает слияние мелких и средних предприятий в одно крупное. Слияния могут происходить путем поглощений, в процессе конкурентной борьбы, одним предприятием других, или путем создания акционерных обществ.

Концентрация и централизация производства связаны с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии. Данные по концентрации и централизации производства и появлению крупных предприятий анализируются  В.И. Лениным в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» по статистическим материалам России, Англии, Германии, Франции, США.

1.2. Антимонопольная политика

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

Существуют различные подходы к характеристикам направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В- третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В- четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.

В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

1)активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;

2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.

Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены или “справедливой нормы прибыли”. Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п.

Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в РФ