Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование асимметричности информации, неопределенности и рисков в экономике.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- исследование понятия асимметричной информации и неопределенности как характерных признаков рыночной экономики;
- рассмотрение эффектов асимметричной информации;
- анализ путей преодоления информационной асимметричности.

Содержание

Введение…………………….…………………………………………………..…4
1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации……………………………………………..……....6
1.2 Риск и способы его снижения. Страхование…………………………...….10
2. Эффекты асимметричной информации………………………………....…...19
3. Преодоление информационной асимметричности………………………....26
Заключение…...………………………………………………………………......29
Список использованных источников……….………………………..................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 186.19 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

На тему: Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике

 

 

 

 

 

                                            ________________________________________

ИСПОЛНИТЕЛЬФИО студента

                                            ________________________________________                                    

                                                                            факультет, курс, группа

 

                                            ________________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬФИО  руководителя

                                           ________________________________________

                                                                   ученая степень, ученое звание, должность

 

 

 

 

 

 

 

Горки   ____________

                                                                                                      (год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………….…………………………………………………..…4

1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации……………………………………………..……....6

1.2 Риск и способы его  снижения. Страхование…………………………...….10

2. Эффекты асимметричной информации………………………………....…...19

3. Преодоление информационной асимметричности………………………....26

Заключение…...………………………………………………………………......29

Список использованных источников……….………………………..................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существует множество разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.

На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к эффективным результатам. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской экономической теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены; конкурентные рынки ведут к эффективным результатам. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето - эффективному общему равновесию.

В настоящее время становится всё более очевидным, что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Это обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации.

Понятие асимметрии информации первоначально возникло в теории неопределённости и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике рассматривалась в работах зарубежных экономистов Дж. Акерлофа, С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, и др.

В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма широко. Не будет преувеличением сказать, что все рынки характеризуются той или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта степень мала, в других – наоборот, значительна. Условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом являются недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений. Другая проблема – это неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьёзные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.

Цель курсовой работы - исследование асимметричности информации, неопределенности и рисков в экономике.

Предмет исследования - ассиметричная информация; объект исследования - рыночная экономика.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

- исследование понятия  асимметричной информации и неопределенности  как характерных признаков рыночной  экономики;

- рассмотрение эффектов  асимметричной информации;

- анализ путей преодоления  информационной асимметричности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСИММЕТРИЧНОТЬ ИНФОРМАЦИИ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

 

1.Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации

При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

 Однако в реальной  жизни модель совершенной конкуренции  нарушается и возникает асимметричность  информации, под которой мы понимаем  ситуацию, когда отдельные участники  рынка имеют доступ к важной  информации, которого не имеют  остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности - недостатка информации о вероятных  будущих событиях.

В экономической теории существуют различные точки зрения относительно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна не многим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А.Хайек, не смотря на его явные рыночные взгляды." По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому: предприниматель, обладающий информацией, получает возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.

Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая. Скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником. Для понимания сути поставленной проблемы следует учесть два обстоятельства.

Первое из них состоит в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Существуют блага, качество которых может быть выявлено в момент покупки. Есть блага, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут обладать скрытыми дефектами, которые обнаружатся только в процессе эксплуатации. Но существует и третий тип благ, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Типичными примерами таких благ могут послужить лекарственные препараты и косметические средства, для которых трудно установить степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом. Два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками.

Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы ему не продавать менее качественный продукт по завышенной цене? Причем для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный может предпринимать действия( умышленные и неумышленные), которые, оставаясь не наблюдаемыми для страховщика, повлияют на наступление страхового случая.

Далее мы будем рассматривать в основном неоклассический подход как наиболее распространенный при анализе проблем неопределенности и асимметричности информации.

 С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации - одна  из причин фиаско, или несостоятельности, рынка. С чем это связано?

 В результате асимметричной  информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. Примеров интерналии множество: потребитель купил товар, а он оказался некачественным; одна из сторон безнаказанно нарушила договор (репетитор взял деньги вперед, обещая научить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); наниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования и т. д.

 В чем же причина  возникновения интерналии? Дело в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией. Как заранее узнать о качестве приобретаемого товара? Попросить сертификат качества? А если этот сертификат приобретен незаконным путем или является фальшивым? Позвонить или направить запрос на фирму-изготовитель? Но расходы на такие мероприятия могут оказаться очень большими, и время, потраченное на эти действия, может иметь слишком высокую альтернативную стоимость.

 Таким образом, в результате  асимметричности информации нарушается  сам принцип действия рыночного  механизма, поскольку ценовые сигналы  перестают отражать реальное  положение дел. Классический пример, вошедший во многие учебники  по экономике, изложен в статье  американского экономиста Джорджа  Акерлофа «Рынок лимонов» описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей.

 На рынке есть просто  подержанные автомобили, находящиеся  тем не менее в хорошем состоянии. За такой автомобиль покупатель  согласен уплатить 6000 долл., а продавец  согласен на любую цену выше 5000 долл. Но на этом же рынке  другие продавцы пытаются сбыть  так называемые «лимоны» - дефектные  автомобили, за которые они были  бы согласны получить цену  выше 2000 долл., а покупатели заплатили  бы за такой автомобиль не  больше 3000 долл. Если бы информация  распределялась симметрично, существовали  бы рынки и для тех, и для  других машин, а на каждом из  рынков — своя цена. Но в  том-то и дело, что симметрия  отсутствует. Только продавец знает  о своей машине все. Покупатель  же не знает о ней ничего. Устанавливается средняя цена: 4500 долл. = ( 3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

 Типичным примером  отрицательной селекции, или неблагоприятного  отбора, стал рынок страховых  услуг. Ситуация развивается по  тому же сценарию, что и на  рынке «лимонов». Это происходит  из-за асимметричности информации. Люди лучше любой страховой  компании знают состояние своего  здоровья. Те, кто имеет худшее  здоровье, более склонны прибегнуть  к услугам страхования. Доля не  очень здоровых людей постепенно  возрастает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это  повышает цену страховых услуг. При росте цены более здоровые  люди перестанут страховаться, и  доля больных будет увеличиваться. В конце концов может сложиться  ситуация, когда страхуются только  больные, а сама страховая деятельность  становится невыгодной. Мы наблюдаем  уже известный нам случай: некачественный  «товар» вытесняет с рынка  качественный. Страховая деятельность  становится невыгодной, но она  необходима. Поэтому часто страховой деятельностью занимается государство. Помимо трансакционных издержек, еще и асимметричность информации заставляет государство включаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности.

Информация о работе Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике