Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование асимметричности информации, неопределенности и рисков в экономике.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- исследование понятия асимметричной информации и неопределенности как характерных признаков рыночной экономики;
- рассмотрение эффектов асимметричной информации;
- анализ путей преодоления информационной асимметричности.
Введение…………………….…………………………………………………..…4
1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации……………………………………………..……....6
1.2 Риск и способы его снижения. Страхование…………………………...….10
2. Эффекты асимметричной информации………………………………....…...19
3. Преодоление информационной асимметричности………………………....26
Заключение…...………………………………………………………………......29
Список использованных источников……….………………………..................
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике
ИСПОЛНИТЕЛЬФИО студента
РУКОВОДИТЕЛЬФИО руководителя
Горки ____________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………….…………………………………
1. Неопределенность как характерная
черта рыночной экономики. Понятие асимметричной
информации……………………………………………..…
1.2 Риск и способы его снижения. Страхование…………………………...….10
2. Эффекты асимметричной информации………………………………....…...
3. Преодоление информационной асимметричности………………………....26
Заключение…...…………………………………………
Список использованных источников……….……………………….......
ВВЕДЕНИЕ
Существует множество разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.
На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к эффективным результатам. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской экономической теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены; конкурентные рынки ведут к эффективным результатам. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето - эффективному общему равновесию.
В настоящее время становится всё более очевидным, что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Это обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации.
Понятие асимметрии информации первоначально возникло в теории неопределённости и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике рассматривалась в работах зарубежных экономистов Дж. Акерлофа, С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, и др.
В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма широко. Не будет преувеличением сказать, что все рынки характеризуются той или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта степень мала, в других – наоборот, значительна. Условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом являются недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений. Другая проблема – это неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьёзные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.
Цель курсовой работы - исследование асимметричности информации, неопределенности и рисков в экономике.
Предмет исследования - ассиметричная информация; объект исследования - рыночная экономика.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- исследование понятия
асимметричной информации и
- рассмотрение эффектов асимметричной информации;
- анализ путей преодоления
информационной
АСИММЕТРИЧНОТЬ ИНФОРМАЦИИ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ
1.Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации
При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.
Однако в реальной
жизни модель совершенной
В экономической теории существуют различные точки зрения относительно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна не многим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А.Хайек, не смотря на его явные рыночные взгляды." По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому: предприниматель, обладающий информацией, получает возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.
Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая. Скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником. Для понимания сути поставленной проблемы следует учесть два обстоятельства.
Первое из них состоит в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Существуют блага, качество которых может быть выявлено в момент покупки. Есть блага, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут обладать скрытыми дефектами, которые обнаружатся только в процессе эксплуатации. Но существует и третий тип благ, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Типичными примерами таких благ могут послужить лекарственные препараты и косметические средства, для которых трудно установить степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом. Два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками.
Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы ему не продавать менее качественный продукт по завышенной цене? Причем для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный может предпринимать действия( умышленные и неумышленные), которые, оставаясь не наблюдаемыми для страховщика, повлияют на наступление страхового случая.
Далее мы будем рассматривать в основном неоклассический подход как наиболее распространенный при анализе проблем неопределенности и асимметричности информации.
С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации - одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка. С чем это связано?
В результате асимметричной
информации возникают
В чем же причина возникновения интерналии? Дело в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией. Как заранее узнать о качестве приобретаемого товара? Попросить сертификат качества? А если этот сертификат приобретен незаконным путем или является фальшивым? Позвонить или направить запрос на фирму-изготовитель? Но расходы на такие мероприятия могут оказаться очень большими, и время, потраченное на эти действия, может иметь слишком высокую альтернативную стоимость.
Таким образом, в результате
асимметричности информации
На рынке есть просто
подержанные автомобили, находящиеся
тем не менее в хорошем
Типичным примером
отрицательной селекции, или неблагоприятного
отбора, стал рынок страховых
услуг. Ситуация развивается по
тому же сценарию, что и на
рынке «лимонов». Это происходит
из-за асимметричности
Информация о работе Асимметричность информации, неопределенность и риск в экономике