Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 04:23, реферат

Краткое описание

Почти любая деятельность человека требует определенных видов капитала, в том числе и финансового, на общегосударственном уровне основным инструментом по формированию общего финансового капитала общества является бюджет.
Под бюджетом мы будем понимать имеющую официальную силу, признанную или принятую роспись за определенный период времени (обычно за год)

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Бюджетный процесс .doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Управление финансовыми ресурсами и бюджетирование на уровне региона (муниципального образования)»

на тему: «Бюджетный процесс»

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень

2014

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Почти любая деятельность человека требует определенных видов капитала, в том числе и финансового, на общегосударственном уровне основным инструментом по формированию общего финансового капитала общества является бюджет.

Под бюджетом мы будем понимать имеющую официальную силу, признанную или принятую роспись за определенный период времени (обычно за год). Бюджет, как правило, составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия. Бюджет может выступать основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода капитала1.

Бюджет может оказывать влияние на различные сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и культурную. От наполняемости бюджета зависит социально-экономическое развитие страны, внешняя и внутренняя безопасность страны, уровень и качество жизни граждан.

Разработка бюджета осуществляется на один год и прогнозируемый бюджет на два года вперед. Такое планирование позволяет реализовывать долгосрочные программы правительства России. Для того чтобы государственному служащему принимать обоснованные и рациональные управленческие решения ему необходимо понять механизм принятия бюджета и его особенности. В данной работе будут рассмотрены: понятия и принципы бюджетного процесса, его участники, а также основные стадии бюджетного процесса.

 

Глава I. Понятие бюджетного процесса

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ под бюджетным процессом определяет «регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности»2.

В Бюджетном кодексе РФ выделяются следующие бюджеты: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов, местные бюджеты3. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм сбора и расходования денежных средств, по исполнению обязательств РФ, не допустимо. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (не учитывая межбюджетные трансферты между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ4.

Основы бюджетного процесса закладывается в Конституции РФ, подробно развиваются и рассматриваются нормы в Бюджетном кодексе РФ. Стадии бюджетного процесса, определяемые Бюджетным кодексом РФ, являются едиными для всех уровней бюджетной системы. Но регионы (субъекты РФ) и органы местного самоуправления могут конкретизировать порядок бюджетного процесса на своей территории. В Тюменской области основным документом, который конкретизирует порядок бюджетного процесса, является Закон Тюменской области от 12 октября 2001 года № 426.5

Стадии бюджетного процесса строго следуют друг за другом. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образовании. Бюджет действует один финансовый год с 1 января по 31 декабря.6 Выделяется: текущий финансовый год (год, в котором осуществляется исполнение бюджета), очередной финансовый год (год, следующий за текущим финансовым годом), плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом) и отчетный финансовый год (год, предшествующий текущий финансовому году)7.

Глава II. Основные участники и стадии бюджетного процесса

 

Основными участниками бюджетного процесса, согласно Бюджетному кодексу РФ являются8:

- Президент Российской  Федерации.

- Высшее должностное лицо  субъекта РФ, глава муниципального  образования;

- Законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного  самоуправления.

- Исполнительные органы  государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

- Центральный банк РФ.

- Органы государственного (муниципального) финансового контроля.

- Органы управления государственными  внебюджетными фондами.

- Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

- Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета. 

- Главные администраторы (администраторы) источников финансирования  дефицита бюджета;

- Получатели бюджетных  средств.

К основным этапам бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ относит9:

1) составление проектов  бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной  отчетности;

5) государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Первый этап -  составление проекта бюджета. Проект бюджета составляется на основе социально-экономического развития для исполнения бюджетных обязательств. Проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов РФ, а также проект бюджета субъекта РФ составляются и утверждаются на три года (очередной финансовый год и плановый период). Проект бюджета местного самоуправления составляется и утверждается на один или три года в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов, если это не регулируется законом субъекта РФ.10

Составление проектов бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администрации муниципальных образований.11

Составление бюджета РФ строится на основе следующих принципов12:

  1. Финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления с целью качественного составления проектов бюджетов.
  2. При составлении проектов бюджетов учитываются положения Послания президента ФС РФ, основные направления бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики, основных направлениях таможенно-тарифной политики РФ, прогнозе социально-экономического развития, бюджетном прогнозе, государственных (муниципальных) программах.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования разрабатывается на период не менее 3-х лет. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений13.

Прогнозирование доходов бюджета. Доходы прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов и муниципальных правовых актах представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ14.

Планирование бюджетных ассигнований производится в соответствии с методикой устанавливаемой соответствующим финансовым органом. Планирование осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств15.

Государственные программы РФ, государственные программы субъекта РФ муниципальные программы утверждаются в соответствии с уровнем Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ определяются компетентной структурой и в установленном порядке. По каждой государственной программе РФ, государственной программе субъекта РФ, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения оценки и ее критерии устанавливаются компетентным органом в зависимости от уровня власти (федеральная, региональная, местное самоуправление). По результатам оценки Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация муниципального образования может принять решение о прекращении или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе об изменении объема бюджетных ассигновании на обеспечение реализации программы16.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджета государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются Правительством РФ с соблюдением требовании установленных в Бюджетном кодексе РФ. Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законах о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу. Порядок и сроки составления проектов бюджетов РФ и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются в соответствии с Бюджетным кодексом и законами субъектов РФ. Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями в соответствии с Бюджетным кодексом и муниципальными правовыми актами17.

Второй этап – рассмотрение и утверждение бюджетов18. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные настоящим Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Третий этап - исполнение бюджетов19. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление на единый счет  бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

Информация о работе Бюджетный процесс