Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Внешнеторговая политика служит важным компонентом отраслевого регулирования. Импортно-экспортные потоки, демпинг, тарифы, субсидии квоты оказывают существенное влияние на развитие рынков внутри страны и на формирование их структуры.
Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами производства в разных странах и позволяющая использовать специализацию и повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения, налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают экономическое положение использующих их стран. История внешнеторговой политики противоречит столь упрощенной трактовке роли либерализма и протекционизма во внешнеэкономических отношениях. Практика показывает, что в ряде случаев использование импортных/экспортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести/усилить монопольную власть на зарубежных рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеторговая политика в условиях несовершенной.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Балтийская государственная  академия рыбопромыслового флота РФ

Институт прикладной экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Внешнеторговая политика в условиях несовершенной 

конкуренции на мировом рынке»

 

по учебной дисциплине:

«Управленческая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2го курса  магистратуры

направления «Менеджмент»

Лесовая Е.А.

Проверила Горбунова В.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012 г.

Внешнеторговая  политика служит важным компонентом  отраслевого регулирования. Импортно-экспортные потоки, демпинг, тарифы, субсидии квоты оказывают существенное влияние на развитие рынков внутри страны и на формирование их структуры.

Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами производства в разных странах и позволяющая использовать специализацию и повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения, налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают экономическое положение использующих их стран. История внешнеторговой политики противоречит столь упрощенной трактовке роли либерализма и протекционизма во внешнеэкономических отношениях. Практика показывает, что в ряде случаев использование импортных/экспортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести/усилить монопольную власть на зарубежных рынках.

В первом случае государство  использует элементы протекционизма для  повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к иностранным конкурентам, обладающим преимуществами в издержках. Инструментами государственного регулирования могут быть либо импортные тарифы, либо импортные квоты. Основной проблемой регулирования служит достижение компромисса между интересами потребителей, производителей и государственного бюджета.

Во втором случае государство  опирается на стимулирование экспорта для повышения прибыли отечественных производителей, используя экспортные субсидии. Эффективность такой политики определяется соотношением суммы субсидий и роста прибыли экспортеров.

Рассмотрим проблемы, связанные с проведением политики протекционизма и импортозамещения и политики стимулирования экспорта, используя модели:

  1. доминирующей зарубежной фирмы на внутреннем рынке;
  2. олигополии в международной торговле.

 

Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке

Будем предполагать, что  на внутреннем рынке действует множество  отечественных фирм-производителей товара, не обладающих монопольной властью. На рынке доминирует зарубежный производитель, обладающий преимуществом в издержках. Введение (повышение) импортного тарифа на товар предназначено для поддержки отечественных товаропроизводителей. (Рисунок 1)

Рисунок 1 – Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке: результат введения импортного тарифа.

Введение импортного тарифа повышает цену на внутреннем рынке на величину, равную половине ставки импортного тарифа. Объем продаж зарубежной доминирующей фирмы снижается с Q1 до Q2, объем продаж отечественного производителя растет с QD1 до QD2.  Рост продаж отечественной продукции будет меньше сокращения реализации импортной вследствие действия закона спроса. Изменение общественного благосостояния на внутреннем рынке складывается из следующих компонентов:

  • общественное благосостояние снижается в результате сокращения выигрыша потребителей из-за повышения цены на внутреннем рынке. Чем ниже ценовая эластичность спроса на внутреннем рынке, тем выше будут потери потребителей;
  • общественное благосостояние повышается в результате роста выигрыша отечественных производителей. Рост выигрыша производителей вызван, во-первых, импортозамещением, повышением доли отечественной продукции на внутреннем рынке, во-вторых, ростом прибыли благодаря увеличению цены на внутреннем рынке. Положительный эффект, связанный с выигрышем производителей тем сильней, чем больше ценовая эластичность предложения и, следовательно, чем существенней импортозамещение;
  • общественное благосостояние повышается за счет дополнительных поступлений в государственный бюджет в результате введения импортного тарифа. Чем выше импортозамещение, тем при прочих равных условиях меньше дополнительные поступления в государственный бюджет.

При достаточно высокой  ценовой эластичности спроса, предложения  отечественных производителей и первоначально низкой доле отечественных товаров на внутреннем рынке введение импортного тарифа может привести к росту общественного благосостояния.

Помимо импортного тарифа, в качестве инструмента протекционистской  внешнеторговой политики может использоваться импортная квота. Сравним результаты их использования. Предположим (Рисунок 1), что государство устанавливает импортную квоту в размере Q2. Зарубежная фирма – ценовой лидер, учитывая реакцию отечественных производителей на свою ценовую политику, установит цену в точности на уровне p1+t/2. Параметры равновесия внутреннего рынка будут в точности такими же, как и в результате установления импортного тарифа, за исключением дополнительных доходов государственного бюджета. Поскольку снижение потребительского излишка превосходит повышение выигрыша производителей, общее влияние введения импортной квоты на общественное благосостояние, в отличие от импортного тарифа, всегда отрицательное.

Влияние установленной импортной  квоты на параметры равновесия внутреннего  рынка будет отличаться от результата введения импортного тарифа, если на внутреннем рынке продажа товара контролируется производителем, обладающем монопольной властью (Рисунок 2). Предположим, продавец импортного товара играет роль ценового лидера по отношению к отечественному монополисту благодаря преимуществу в издержках. Результат введения импортного тарифа будет тот же, что и в случае множества конкурирующих производителей на внутреннем рынке.

Введение импортной квоты в  размере Q’ окажет принципиально иное влияние на равновесие внутреннего рынка. Остаточный спрос на товар отечественного монополиста снизится на величину импортной квоты. Максимизирующая прибыль фирма выберет объем продаж О3, что меньше количества О2, который она продавала бы в условиях введения импортного тарифа. Обладая возможностью влиять на цену, отечественная монополия выберет более высокий уровень цены, нежели установился бы в результате введения импортного тарифа. Таким образом, мы видим, что импортный тариф в качестве инструмента протекционистской политики обладает преимуществом перед импортной квотой.

Рисунок 2 – Доминирующая зарубежная фирма против монополии на внутреннем рынке: результат введения импортного тарифа/ квоты

Квотирование импорта  в определенных условиях может полностью  устранить конкурентную угрозу для  отечественной монополии. Предположим, что государство устанавливает импортную квоту как определенную пропорцию от объема продаж отечественной фирмы Q’ = aQdom. Средние и предельные издержки производства товара отечественной фирмой будем считать постоянными (АС=МС). Целью отечественного монополиста служит максимизация прибыли:

, или

 

Условие максимизации прибыли отечественного монополиста:

Совпадает с условием максимизации прибыли в отсутствии иностранной  конкуренции. Международная торговля не приводит к снижению цены на внутреннем рынке. Интуитивно полученный результат объясняется тем, что подобный механизм определения импортной квоты позволяет отечественному производителю эффективно контролировать объем продаж на внутреннем рынке. Монопольная власть сохраняется на уровне, свойственном экономике, изолированной от внутреннего рынка.

Олигополия в между  народной торговле.

Рассмотрим товар, производимый двумя фирмами в двух странах. Предположим, что функции издержек этих фирм одинаковы, средние издержки на производство товара постоянны. Если бы деятельность фирм была замкнута в национальных границах (например, вследствие очень высоких транспортных издержек или импортного тарифа), они выступали бы монополиями. Однако при относительно невысоких транспортных расходах и в отсутствие запретительных импортных тарифов установление монопольной цены одной из фирм на «собственном» внутреннем рынке создаст стимулы для другой фирмы импортировать товар.

Особенностью  стратегических решений продавцов  служит сегментация рынка: фирмы принимают решение не только об объеме продаж, но и об оптимальном распределении выпуска между двумя рынками. Предположим, что фирмы ведут себя так, как это предусматривает модель Курно: максимизирующий прибыль выпуск каждой фирмы зависит от объема продаж другой.

Пусть q – выпуск отечественной фирмы, реализуемый на внутреннем рынке; q* - выпуск той же фирмы, реализуемый на зарубежном рынке; уровень транспортных издержек на единицу продукции- Т. Средние и предельные издержки отечественной и зарубежной фирмы одинаковы и равны АС. Функция издержек отечественной фирмы tc(q+q*)=ACq+(AC+T)q*. Аналогично для зарубежной фирмы общие издержки TC(Q+Q*)=(AC+t)Q+ACQ*. Для простоты будем считать, что рыночный спрос на товар в обеих странах одинаков, функция спроса (обратная) P(q+Q).

Условием максимизации прибыли для обеих фирм служит выбор такого объема выпуска, чтобы предельная выручка была равна предельным издержкам:

- для отечественной  фирмы

- для зарубежной фирмы

Эти уравнения задают функции реакции для обеих  фирм. На рисунке 3 оптимальный объем продаж зарубежной фирмы на нашем внутреннем рынке положителен. То же самое относится и к внутреннему рынку страны – нашего конкурента. «Встречная торговля» выгодна для фирм-участников в том случае, когда равновесная цена на каждом из рынков в отсутствие иностранной конкуренции превышает сумму средних издержек производства товара и транспортных расходов на единицу продукции. Тогда при нулевом объеме продаж зарубежной фирмы на нашем внутреннем рынке (Q,=0) ее предельная выручка превышает предельные издержки производства дополнительной единицы продукции, что доказывает неоптимальность выбранного объема продаж.

Рисунок 3 – Равновесие в условиях «встречной торговли».

Встречная торговля (или  «встречный демпинг») приводит к выравниванию уровня цен в странах, участвующих в международной торговле. Однако фактически фирмы на внутреннем и внешнем рынке продают товар по разным ценам. цена, получаемая на зарубежном рынке, ниже цены, получаемой на внутреннем рынке, на величину импортного тарифа и транспортных расходов на единицу продукции. На первый взгляд, такая торговля служит растратой ресурсов - поскольку зарубежная фирма по сравнению с отечественной несет дополнительные затраты, по крайней мере транспортные. Однако она может привести к повышению благосостояния по сравнению с ситуацией рынков, изолированных от международной торговли, благодаря снижению цен на рынках стран, участвующих во «встречной торговле» по сравнению с их монопольным уровнем.

На рисунке 4 показано влияние встречной торговли на благосостояние внутреннего рынка. Проникновение на рынок зарубежного конкурента понижает цену с Ра до Р*, а объем продаже отечественной фирмы с q*а до q*. По сравнению с изолированным внутренним рынком с единой господствующей фирмой, устанавливающей свою цену, встречная торговля превышает излишек потребителя (сумма площадей А+В); прибыль отечественного продавца (сумма площадей А+D).

Рисунок 4 –  Изменение благосостояния на внутреннем рынке благодаря «встречной торговле»

Общее изменение  общественного благосостояния будет зависеть от разницы между ценой изолированного рынка и равновесной ценой в условиях встречной торговли,

Как повлияет на общественное благосостояние в условиях «встречной торговли» изменение - понижение или повышение - импортного тарифа? Предположим, первоначально государство практикует запретительный импортный тариф, лишающий зарубежного продавца стимулов входа на наш внутренний рынок.

Переход от закрытой к открытой экономике в результате отказа от запретительного импортного тарифа сопровождается как выигрышами, так и потерями благосостояния. Эффект чистого выигрыша возникает в результате понижения цены и соответствующего расширения потребительского излишка, а также увеличения объема собранных государством налогов; потери вызваны сокращением прибыли отечественной фирмы.

Влияние дальнейшего  снижения импортного тарифа на общественное благосостояние будет состоять из четырех эффектов:

  1. - повышение потребительского излишка вследствие снижения цены;
  2. - сокращение прибыли отечественной фирмы в результате экспансии зарубежного конкурента;
  3. - снижение поступлений в государственный бюджет из-за снижения импортного тарифа;
  4. - расширение поступлений вследствие расширения объема продаж зарубежной фирмы на внутреннем рынке.

Информация о работе Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке