Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Под внешнеэкономической политикой государства понимается государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин и тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Внешнеэкономическая политика государства

 

1.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

 

В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Под внешнеэкономической политикой государства понимается государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин и тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика государства является одним из макроэкономических инструментов, применяемых либо для ускорения, либо для замедления экономического роста внутри страны. Ее главной задачей считается создание благоприятных внешних условий для расширения производства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой государства.

В соответствии с Законом о внешнетороговой деятельности, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь строится на основных принципах:

1.       реализации внешнеторговой политики как составной частии единой  внешней политики Республики Беларусь;

2.       обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

3.       единства таможенной территории Республики Беларусь;

4.       приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

5.       невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

6.       обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

7.       применение в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

8.       выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

9.       обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

10.   гарантирования прав на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

11.   гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. [6]

Число методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности постоянно растет, поскольку в международный обмен постоянно вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. В свою очередь это предполагает использование более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструметов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ ( Генерального соглашения по тарифам и торговле – GATT, General Agreement of Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX в.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь. Таможенный тариф является основой государственного воздействия на сферу внешнеторговой деятельности. Функция тарифного регулирования — защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны иностранных товаров.

В соответствии с Законом о таможенном тарифе, основными целями Таможенного тарифа Республики Беларусь являются :

1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь;

2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;

3.создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь;

4.защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5. обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику [5]

Тарифные методы являются наиболее распространенными в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

1. тарифы промышленно развитых государств. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения.

2. тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

1. Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

2.   Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

3. Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

По способу взимания различают следующие пошлины:

• адвалорные (определяются в процентах от цены товара);

• специфические (исчисляются со штуки, объема или веса);

• комбинированные (включают оба способа установления величины пошлины);

• сезонные ( взимаются в определенное время года)

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

• фискальные (призваны увеличить доходы государственного бюджета);

• протекционистские ( используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров);

• преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

• льготные пошлины (вводятся для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров);

• уравнительные (дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства);

• компенсационные (используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером);

• антидемпинговые (применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии) [14, с.263-268]

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа на существует ( в США его введение запрещено Конституцией). Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта, к примеру кофе в Бразилии, какао в Гане или нефть в России. Основными функциями экспортного тарифа являются:

1.                            фискальная. Она представляет собой сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

2.                            балансировочная. В случаях наличия больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. [8, c.222]

У тарифного метода регулирования внешнеэкономической деятельности существуют как недостатки, так и достоинства.

К недостаткам тарифов относятся:

1. тарифы замедляют экономический рост. Экономическое благосостояние малой страны в любом случается снижается от введения импортного тарифа. Экономическое благосостояние большой страны также снижается, кроме одного случая, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери связанные с введением тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния

в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно,

поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

2. одностороннее введение тарифов может привести к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

3. тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

4. тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию  производства и обострению проблем занятости.

5. тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта