Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование внешнеэкономической стратегии России на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
– показаны основные аспекты внешнеэкономической политики;
– рассмотрены внешнеэкономические стратегии РФ с Европейскими странами, странами СНГ, АТР, Ближнего, Среднего Востока и Африки.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты внешнеэкономической политики 7
2 Внешнеэкономические стратегии Российской Федерации 11
2.1 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами СНГ 11
2.2 Стратегия РФ в налаживании внешнеэкономических отношений с Европейскими странами 14
2.3 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) 17
2.4 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений с Соединенными Штатами Америки 20
2.5 Внешнеэкономическая стратегия РФ в отношении стран Ближнего и Среднего Востока, и Африки 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика и международные отношения.docx

— 254.41 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет »

ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

(ВПИ (филиал) ВолгГТУ)

 

Факультет «                                             Вечерний                                                      »

 

Кафедра «                                    Экономика и менеджмент                                      »

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Мировая экономика и международные отношения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент гр.

……………

Проверил

……………

 

Оглавление

Реферативная работа…………………………………………………………..

3

Тестовые задания……………………………………………………………...

26


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет »

ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

(ВПИ (филиал) ВолгГТУ)

 

Факультет «                                             Вечерний                                                      »

 

Кафедра «                                    Экономика и менеджмент                                      »

 

 

 

 

Реферативная работа

по дисциплине: «Мировая экономика и международные отношения»

на тему: «Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент гр. ВЭЗ-290

Ткачева Е.Ю.

Проверил

Ефимова О.М.

 

Оглавление

 

 

Введение

Современное качество жизни и уровень экономического, политического и социального развития Российской Федерации во многом определяется за счет тех действий, которые реализовывает государство не только внутри своего общества и своей страны, но и за ее пределами. Политические решения и изменения создают новые условия для экономического развития, а преобразования экономического характера закрепляют и стимулируют политические действия. Будущее России целиком и полностью зависит от проводимой ею масштабной модернизации внешнеэкономических деятельности и связей. Она непосредственно связана с обеспечением национальных интересов страны, национальной безопасностью, с укреплением позиций и расширением влияния России в современном мире.

Тема очень актуальна по своему содержанию, так как разносторонний анализ деятельности России в мировом аспекте, позволит сделать предпосылки дальнейшего развития экономической деятельности нашей страны.

Экономические процессы в России сложны и неоднозначны. В первой половине девяностых годов российская экономика пережила глубочайший спад, который был вызван последствиями масштабного перехода от централизованной экономики к рыночной. По своим внешнеэкономическим возможностям Россия резко отстала от многих стран мирового сообщества. Со второй половины девяностых годов началось некоторое оживление российской экономики, но, к сожалению, оно обусловливалось не модернизацией производства и введение новой системы внешнеэкономического сотрудничества, а использованием международных займов на организацию добычи и вывоза за границу природных ресурсов, на приобретение в других странах товаров народного потребления.

Только с началом XXI века в российской экономике начался реальный подъем, стал повышаться жизненный уровень населения, появилась финансовая стабилизация. Однако появление этих позитивных результатов в значительной степени связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители.

В таких условиях особенно важным мотивом всей внешнеэкономической деятельности становятся политические цели и задачи государства. Они существенно влияют на выбор направлений и конкретных партнеров по внешнеэкономическим связям, на характер и масштабы взаимоотношений с различными странами, на формы использования международного сотрудничества в интересах социально-экономического развития России. Исследование этих аспектов взаимодействия политики и экономики во внешней деятельности российского государства имеет актуальное значение. Оно позволяет глубже понять взаимодействие внутреннего развития страны с возможностями ее международной активности, оценить эффективность внешнеэкономической деятельности с позиций национальных интересов России.

Целью данной работы является исследование внешнеэкономической стратегии России на современном этапе.

Объектом исследования выступает Россия, проводящая внешнеэкономическую деятельность.

Предметом исследования является проблемы вызываемые при осуществлении внешнеэкономической деятельность Российской Федерации.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

– показаны основные аспекты внешнеэкономической политики;

– рассмотрены внешнеэкономические стратегии РФ с Европейскими странами, странами СНГ, АТР, Ближнего, Среднего Востока и Африки.

 

1 Теоретические аспекты внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика – государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Кроме того, внешнеэкономическая политика решает задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны, регулирует внешнеэкономическую деятельность, отличительным признаком которой является международная купля-продажа товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Этот обширный набор инструментов внешнеэкономической политики большинства стран позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнюю политику других стран. Этот арсенал инструментов внешнеэкономической политики можно определить как торгово-политический механизм.

Если рассматривать конкретную страну в отдельности, то для каждой из них она буде своя. В данном случае, нас интересует внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации.

Целью внешнеэкономической политики в соответствии со стратегией является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в МРТ и повышения глобальной конкурентоспособности её национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

– специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

– усиление позиции России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

– обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

– достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков

– реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и в сфере переработки сырья;

– усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;

– географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

– создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром ЕврАзЭС, а также обеспечением благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов РФ [4, с. 6];

– выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

– укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

– повышения эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

Не менее важным аспектом взаимосвязей между внутренними условиями и процессами с одной стороны, и внешней политикой – с другой, является соотношение между внешнеполитической стратегией и ресурсами, которые государство может выделить для ее реализации. Опыт показывает, что установление максимально точного соответствия между целями и потенциалом их воплощения в жизнь, является принципиально важной задачей организаций и институтов, разрабатывающих внешнюю политику государства и принимающих необходимые решения.

В том случае, если внешнеполитические ведомства и высшее руководство страны недооценивают собственные возможности, то ее внешняя политика во многих случаях становится излишне пассивной. Но если деятельность государства на международной арене и сопряженные с ней амбиции не подкреплены экономическими, политическими и военными ресурсами, то весьма вероятным становится внешнеэкономический и стратегический «тупик». В этой ситуации, как правило, возникают и нарастают кризисные явления сначала в экономике, а затем и в политической сфере, которые могут привести, в конечном счете, к краху режима или даже государства [3, с. 218].

Статистика показателей успешных внешнеэкономических отношений с прогнозом до 2020 года имеет весьма значительные результаты (таблица 1).

Таблица 1 – Целевая внешнеэкономическая стратегия РФ

 

2007 г.

(отчет),

млрд. долл.

2010 г.

(отчет)

млрд. долл.

2015 г.

(прогноз)

млрд. долл.

2020 г.

(прогноз)

млрд. долл.

Экспорт товаров

354

385

442

477

Экспорт топливно-энергетических товаров

226

230

247

232

Экспорт машин и оборудования

19,7

28

49

94

Импорт товаров

223,5

385

585

703

Экспорт транспортных услуг

11,8

13,1

23,4

41

Прямые инвестиции российских товаров за рубежом

16

46

93

216

Прямые иностранные инвестиции в Россию

47,1

64

108

209


 

 

2 Внешнеэкономические стратегии Российской Федерации

2.1 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами СНГ

Достижение стратегических целевых ориентиров предусматривает реализацию региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Широкая диверсификация внешнеэкономических связей – необходимое условие обеспечения глобального лидерства России, ее устойчивости по отношению к изменяющимся балансам сил между центрами мировой экономики, снижения рисков, связанных с перестройкой международного экономического порядка.

Важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе