Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Внешняя торговля России - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается большим влиянием внешней торговли на экономику России. Настоящая работа посвящена анализу внешней торговли России и тенденциям, которые имеют место в ней, рассматриваются такие важные для экономики государства показатели.
Актуальность данного анализа определила следующие цели и задачи:
- Определить основы внешней торговли России;
- Определить торговые барьеры России на мировом рынке;
- Проанализировать инструменты государственного регулирования внешней торговли;
- Проанализировать экспорт и импорт Российской Федерации;
- Предложить пути развития внешней торговли России.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическо – методические основы внешней торговли 5 1.1 Сущность и основные направления внешней торговли 5
1.2 Торговые барьеры для РФ в мировом рынке 6
1.3 Инструменты государственного регулирования внешней торговли 10
2 Анализ торговых отношений России и процессы регулирования внешней торговли в современной России 12
2.1 Анализ экспорта РФ 12
2.2 Анализ импорта РФ 16
2.3 Проблемы развития внешней торговли и недостатки ее регулирования 18
3 Пути развития внешней торговли России 20
3.1 Основные направления развития внешней торговли России 20
3.2 Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление международной торговли РФ 22
Заключение 26
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая НЭ.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

 

                                   Министерство образования и науки РФ

                                           Филиал ФГБОУ ВПО

 «Ростовский государственный  экономический университет (РИНХ)»

в пос. Матвеев Курган Ростовской области

 

Дисциплина: «Национальная  экономика»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность»

 

  

 

 

 

                                                                                         Выполнил:

                                                                                                   Студент  3 курса

                                                                                     131-ВПО                             

                                                                                      Муха В.В.

                                                                                 

                                                                                                   Руководитель:

                                                                                                     д.э.н., профессор

                                                                                                   Черненко О.Б.

                                 

                                               

 

 

                                                Матвеев Курган

                                                          2012

                                 

                                              Содержание

                                                                                                                                      С.

Введение                                                                                                                      3

1  Теоретическо – методические основы внешней торговли                               5                                                                                           1.1 Сущность и основные направления внешней торговли                                    5                   

1.2 Торговые барьеры для  РФ в мировом рынке                                                     6

1.3 Инструменты государственного  регулирования внешней торговли              10

2 Анализ торговых отношений России и процессы регулирования внешней торговли в современной России                                                                               12

2.1 Анализ экспорта РФ                                                                                            12

2.2 Анализ импорта РФ                                                                                             16

2.3 Проблемы развития внешней  торговли и недостатки ее регулирования      18

3  Пути развития внешней торговли  России                                                          20

3.1  Основные направления  развития внешней торговли России                         20

3.2 Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление                 международной торговли РФ                                                                                   22

Заключение                                                                                                                 26

Список использованной литературы                                                                       28

Приложения                                                                                                                30

                        

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

       Показатели  внешней торговли любой страны  определяют уровень ее участия  в мировой торговле. Чем выше  эти показатели, тем выше уровень  экономического развития этой  страны, и соответственно, выше уровень  влияния на глобальные экономические  процессы, происходящие в мировой  экономике. Страны, доля которых  в мировой торговле является  доминирующей, имеют не только  экономические, но и политические  рычаги влияния на мировую  торговлю. Это подтверждается вполне  реальными фактами. Стоило России  уйти с лидирующих позиций  на мировом рынке вооружений, как эта позиция была быстро  занята другими странами. На попытку  вернуть себе часть утерянной  доли мирового рынка с помощью  поставок вооружений на Кипр, эта попытка была подавлена  политическими мерами: давлением  со стороны США, Международного  Валютного Фонда, агрессивными  политическими выпадами Турции, как одного из членов НАТО.

       Таких  фактов в различных секторах  мировой торговле, где Россия  была либо лидером, либо занимала  одно их лидирующих положений,  очень много. С утратой внешнеэкономического  влияния неразрывно связана потеря  внешнеполитического влияния. В  настоящее время наблюдается  утрата политического влияния  России на мировые процессы. Среди  множества различных факторов, влияющих  на снижение влияния этого  влияния, на одном из первых  мест, несомненно, стоит катастрофическое  ухудшение основных показателей  внешней торговли. Процесс нивелирования  экономического влияния России  на мировые процессы привел  к тому, что политический вес  государства постоянно снижается.  Это наблюдается во всех сферах  политической жизни страны. О  былом могуществе и влиятельности  России напоминают лишь учебники  истории, да разные мемуары  политических деятелей. В недавнем  прошлом, при желании, Россия  могла вполне реально спровоцировать  либо падение мировых цен на  нефть, золото, серебро, алюминий, никель, медь, фосфориты, и другие  товары, либо наоборот рост цен  на эти товары. Например, если раньше Россия могла диктовать условия на мировом рынке алюминия, повышать и понижать цены, в зависимости от ситуации, то сейчас эти условия диктуем уже не мы, а нам. Так, мы не можем продавать алюминий по демпинговым ценам, которые в условиях девальвации рубля обеспечат нам весомую долю рынка и высокую норму прибыли, на рынке алюминия доминируют США. Российский алюминий не пускают на мировой рынок с нашими условиями, а фактически вывозят из России на своих условиях компании США и Великобритании. При этом основная доля прибыли остается в распоряжении этих компаний. Все эти и многие другие факторы возникли не сегодня, и даже не вчера. Но все они являются вполне закономерными последствиями снижения влияния России на мировую торговлю, ухудшения внешнеэкономических показателей, экономического и политического кризисов.                                           Безусловно, для восстановления утраченных позиций не только в мировой торговле, но и в мировой политике, России предстоит долгий и очень трудный путь. Несомненно, будет он гораздо труднее и дольше, чем путь, который в свое время проделал Советский Союз.

        Внешняя торговля России - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается большим влиянием внешней торговли на экономику России. Настоящая работа посвящена анализу внешней торговли России и тенденциям, которые имеют место в ней, рассматриваются такие важные для экономики государства показатели.

Актуальность данного  анализа определила следующие  цели и задачи:

- Определить основы внешней  торговли России;

- Определить торговые  барьеры России на мировом  рынке;

- Проанализировать инструменты  государственного регулирования  внешней торговли;

- Проанализировать экспорт  и импорт Российской Федерации;

- Предложить пути развития  внешней торговли России.

 

 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  –  МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

               1.1 Сущность и основные направления внешней торговли

 

В общем виде международная  торговля является средством, с помощью  которого страны могут развивать  специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом  увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные  лица, и регионы страны, могут  выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить  с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии  сами эффективно производить. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело  к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства. [6]

Во-первых, экономические  ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно  отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных  технологий или комбинации ресурсов.

Важно подчеркнуть, что экономическая  эффективность, с которой страны способны производить различные  товары, может изменяться и действительно  изменяется со временем. Сдвиги в распределении  ресурсов и технологии могут приводить  к сдвигам в относительной  эффективности производства товаров  в различных странах. Например, за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства.

По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем  и состав капитала, возникать новые  технологии. Могут претерпеть изменения  даже масштабы и качество земельных  и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная  эффективность, с которой страны производят различные товары, будет  также изменяться.

Российские реформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое  хозяйство.

В перспективе, если учесть потенциальные возможности, которые  открывают географическое положение  на двух континентах, обилие природных  богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал, роль России в глобальной экономике может  существенно возрасти. Под таким  углом зрения надо воспринимать современное  состояние российских внешнеэкономических  связей и перспективы включения  страны в международное разделение труда. [1]

 

                        1.2 Торговые барьеры для РФ в мировом рынке

 

         Торговые барьеры — ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного и нетарифного регулирования. Торговые барьеры могут принимать разнообразные формы. [8]

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей  налогообложения ввозимых или вывозимых  товаров.

    Пошлины. Пошлины являются  акцизным налогом на импортные  товары; они могут вводиться с  целью получения доходов или  для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном не велики, их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

По способу взимания пошлины  классифицируются:

· адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров;

· специфические - начисляются в  установленном размере за единицу  облагаемого товара;

· комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного обложения.

По объекту обложения:

· импортные - на импортные товары для защиты национальных производителей;

· экспортные - на экспортные товары при  выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко , и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

· транзитные - накладываются на товары, перевозимые транзитом через  территорию данной страны.

По характеру:

· сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера;

Информация о работе Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность