Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Современные международные экономические отношения, харак-теризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития националь¬ных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

Введение 3
Значение внешней торговли для национальной экономики 4
Концепции внешней торговли 13
Меркантилизм 13
Классическая теория международной торговли 14
Теория сравнительных преимуществ 14
Теория Хекшера-Олина 15
Парадокс Леонтьева 16
«Альтернативные» теории международной торговли 18
Эффект масштабности производства 19
Внешняя торговля и распределение доходов 23
Анализ данных 25
Вывод 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

МЭ внешняя торговля реферат.docx

— 198.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу: «Макроэкономика»

Тема: «Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Харьков 2011

 

 

Содержание

 

Введение 3

Значение  внешней торговли для национальной экономики 4

Концепции внешней  торговли 13

Меркантилизм 13

Классическая  теория международной торговли 14

Теория сравнительных  преимуществ 14

Теория Хекшера-Олина 15

Парадокс  Леонтьева 16

«Альтернативные»  теории международной торговли 18

Эффект масштабности производства 19

Внешняя торговля и распределение доходов 23

Анализ данных 25

Вывод 30

Список используемой литературы 31

 

 

Введение

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

Современные международные  экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Для любой страны роль внешней  торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы»

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация  и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной

специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и

оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей  называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. [1.]

Значение внешней торговли для национальной экономики

Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля позволяет государству:

а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;

б) насытить внутренний рынок;

в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;

г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.

Внешняя торговля характеризуется  понятиями экспорта и импорта. Экспорт - вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость.

Импорт - ввоз в страну заграничных:   
- товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;   
- услуг - в форме платного пользования услугами иностранных фирм;   
- капитала - в форме предоставления кредитов и займов.

Импорт выступает как результат  международного разделения труда, способствует экономии времени и более полному  удовлетворению потребностей национальной экономики. Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой. Различают видимый и невидимый импорт. Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных  в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

Внешняя торговля,  а особенно в тех странах, где экономика развита открыто, оказывает большое влияние на всю экономику, на ее общее состояние. Бывают случаи, когда условия для экспорта товаров и услуг ухудшаются, например, снижаются цены на товар или уменьшается спрос, это может привести к распаду национального производства, к снижению курса валюты, к ухудшению состояния баланса платежеспособности и к другим негативным моментам. Это касается и ухудшения условий импорта, например, удорожание цены на товары или услуги. [7]

Процесс становления Украины  как независимого, экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения ею надлежащего места  в международной торговле. По сути своей, эти два процесса являются аспектами одной и той же проблемы - проблемы утверждения страны на мировой  арене, и в первую очередь - через  её признание как полноценного и  полноправного субъекта внешнеэкономической  деятельности. Ввиду существующей в  Украине экономической ситуации, путь к такому признанию должен быть довольно долгим. Это объясняется  тем, что большинство внутриэкономических  проблем, с которыми столкнулась  страна, - спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и натурализация хозяйственных связей - самым непосредственным образом связаны с действием внешнеэкономических факторов. В таких условиях Украине непросто найти свою нишу в мировом хозяйственном комплексе, тем более что рынки основных мировых товаров уже сформировались. Поэтому, ускорение возможно лишь через всестороннее содействие государства процессу либерализации внешней торговли. 
Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходный период, стимулируя в конечном итоге процесс становления рыночных отношений. С этой точки зрения можно выделить несколько важнейших целей либерализации внешней торговли:

 

реализация экономической  самостоятельности предприятий  и создание жизнеспособного частного сектора путём снижения степени  вмешательства государства в  экономику и наделения всех экономических  агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;

установление связи между  внутренними и мировыми ценами, что  позволяет отечественным производителям получать через рыночные цены необходимые  сигналы для эффективного распределения  ресурсов и выявления сравнительных  преимуществ страны;

включение отечественных  производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение  международной конкурентоспособности  национального производства.


 

Способствуя формированию основных элементов рыночного механизма (частного предпринимательства, свободного ценообразования  и конкуренции), либерализация внешней  торговли становится, таким образом, важным составляющим элементом программы  структурной перестройки экономики. 
 
Во-первых, она ускоряет реформу цен, поскольку простой переход от централизованно устанавливаемых к свободным ценам не только не устраняет, но может даже усилить ценовые диспропорции в условиях ещё не сформировавшегося рынка и значительной монополизации экономики. 
Во-вторых, либерализация внешней торговли (особенно импорта) способствует проведению антимонопольной политики, поскольку приносит в экономику, где во многих отраслях доминируют предприятия-монополисты, необходимый элемент конкуренции.  
В-третьих, жёсткие условия конкурентной борьбы на мировых рынках, быстрое расширение объёмов и номенклатуры импорта заставляют экспортёров, и предприятия, производящие продукцию, конкурирующую с импортом, снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, что в конечном итоге содействует повышению эффективности всей национальной экономики.

В-четвёртых, либерализация  экспорта открывает для национальных производителей новые рынки сбыта, что позволяет использовать эффект экономии от расширения масштабов производства. 
В-пятых, в результате либерализации внешней торговли национальные производители сталкиваются с жёсткими требованиями мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный «курс обучения» современным методам менеджмента и маркетинга, формам и методам внешнеторговых операций, кредитования, страхования.  
        Важно подчеркнуть, что либерализация внешней торговли даёт больший эффект при правильно выбранном времени её проведения, поскольку между внешнеторговой и общеэкономическими реформами существует не только прямая (в смысле содействия либерализации торговли процессу перехода к рынку), но и активная обратная связь. В частности, большое влияние на эффективность либерализации торговли оказывает бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика. При наличии высокой инфляции и скачках валютного курса условия хозяйствования становятся нестабильными и непредсказуемыми, а цены передают искажённую информацию о состоянии рынка, поэтому рациональное распределение ресурсов и реализация сравнительных преимуществ становятся затруднёнными. В этом смысле предпочтительно, чтобы либерализация торговли осуществлялась на фоне макроэкономической стабилизации.  
     Либерализация внешней торговли, являясь одним из стратегических направлений реформирования экономики в переходный период, не означает, однако, что воздействие государства на внешнеэкономическую сферу должно полностью прекратиться. Новая роль государства во внешней торговле заключается в установлении целей либерализации торговли, создании нормативной базы и институциональной структуры, располагать адекватными инструментами регулирования внешнеэкономических связей. 
      Среди задач, от решения которых зависит достижение как текущих, так и стратегических целей проникновения Украины на мировые рынки товаров и услуг, следует отметить, необходимость всестороннего содействия государства экспортно-импортной деятельности отечественных производственных и коммерческих структур на внешних рынках. В первую очередь, это качается экспорта, который выступает сегодня в роли стабилизирующего фактора производства, поскольку превращается едва ли не в единственный источник валютных и материально-технических поступлений. 
В этой связи важнейшими задачами государственной политики являются:

 

обеспечение благоприятных  условий для выхода Украины на мировые рынки, поддержка экспортёров, разработчиков импортозамещающих  товаров и создателей конкурентоспособной  продукции;

создание эффективной  банковской и гибкой кредитной систем, гарантирование прав владельцев валютных средств и их свободного использования;

создание инфраструктуры внешней торговли и системы её информационного обеспечения;

проведение гибкой импортной  политики (тарифное регулирование, механизм ограничения импорта, объёмы и перечень товарной номенклатуры критического импорта, перечень импортозамещающей продукции);

совершенствование системы  государственного регулирования внешней  торговли (правовая база, приведенная  в соответствии с международными правилами и стандартами, ограниченный протекционизм, комплекс нормативных  документов);

интенсификация усилий и  реализация мер, которые бы обеспечили обретение Украиной статуса члена  ГАТТ/ВТО (получение доступа на мировые  рынки товаров, работ и услуг, а также иностранных инвестиций, гарантия защиты своих интересов  на мировых рынках);

реализация режима свободной  торговли со странами СНГ (без каких-либо исключений);

дальнейшее расширение торгово-экономических  отношений между Украиной и странами Балтии и Северного Союза;

укрепление и дальнейшее развитие торговли с Европейским  Союзом (расширение доступа украинских товаров на европейские рынки, в  частности - ядерных материалов, текстиля, минеральных удобрений, металлургической и сельскохозяйственной продукции);

использование возможности  получения новых технологий и  инвестиций от стран «большой семёрки» на основе взаимной защиты инвестиций;

признание за Украиной статуса  страны с переходной экономикой, что  позволит снять препятствия при  решении торгово-экономических проблем.


 

Информация о работе Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития