Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:12, доклад
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………5
1.1. Малый бизнес: понятие, особенности и проблемы развития…………….5
1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса................7
Глава 2. Анализ форм государственной поддержки предприятий
малого бизнеса в РФ……………………...............……………………………..12
2.1.Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…................12
2.2. Налогообложение как форма государственной поддержки
малого бизнеса…...................................................................................................15
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса…………….…………………..…19
Заключение………………………………………….…………………………....23
Библиографический список…………………………………………………..…25
Министерство транспорта Российской федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Институт менеджмента и экономики
Кафедра «Экономика»
Доклад на тему: "Государственная поддержка малого бизнеса"
Омск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной
поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………
1.1. Малый бизнес: понятие, особенности
и проблемы развития…………….5
1.2. Формы и методы государственной поддержки
малого бизнеса................7
Глава 2. Анализ форм государственной поддержки предприятий
малого бизнеса в РФ……………………...............……………
2.1.Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…................12
2.2. Налогообложение как форма государственной поддержки
малого бизнеса…...............
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса…………….…………………..…19
Заключение………………………………………….………
Библиографический список…………………………………………………..…25
Введение
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.
Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.
Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение форм государственной поддержки малого бизнеса в целом и в нашем регионе.
В процессе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-изучить: понятие, особенности и проблемы развития малого бизнеса;
-определить формы и методы государственной поддержки малого бизнеса;
-выявить существующие программы государственной поддержки малого бизнеса в Р.Ф.;
-рассмотреть налогообложение
как форму государственной
-рассмотреть льготное кредитование малого бизнеса.
При написании работы используются нормативно-правовые акты Правительства РФ и Правительства Омской области. Учебная литература таких авторов как: М. Г. Лапуста, В. И. Видяпин, М. И. Чепурин и др. Статьи в специализированных периодических изданиях: Н. И. Морозко, С. П. Крюков, М. В. Беспалов и пр. Использованы материалы сети Интернет.
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки малого бизнеса
Малое предпринимательство
– это предпринимательская
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества (5, с.23).
К преимуществам
малого предпринимательства
Малые и средние предприятия
располагают значительными
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Среди недостатков, следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменению условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночным отношениям (7, с.640).
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства: сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей; низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе; негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
В настоящее время
для преодоления последствий
мирового финансового и
1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса
Как показывает мировая практика, во всех цивилизованных государствах малый бизнес является одним из основных двигателей экономики страны, в России также осознали необходимость поддержки малого бизнеса, поэтому решение проблем малого бизнеса в Российской Федерации происходит на государственном уровне. Активное развитие малого бизнеса поможет создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственного, доходов государства.
Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер.
В соответствии с федеральным
законодательством
- Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
- Создание льготных
условий использования субъекта
- Установление
упрощенной системы порядка
- Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозвозмездной основе; финансирования федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. Однако, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
В Концепции государственной
политики поддержки и развития малого
предпринимательства
укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства; активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
совершенствование деятельности
органов государственной
В концепции указывается, что центр тяжести государственной поддержки малого предпринимательства следует перенести на региональный уровень, используя опыт государственной поддержки малого предпринимательства в отдельных субъектах РФ (1).
Международный опыт финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что эффективными методами поддержки малого бизнеса является создание гарантийных фондов для оказания финансовой поддержки, осуществление программ микрофинансирования, внедрение франчайзинга и факторинга, лизинговых операций. Данные направления финансовой поддержки малого предпринимательства в России развиваются, необходимо только более широкое их применение, особенно микрофинансирование на льготой основе и на основе финансового лизинга, при использовании которого у малых предприятий появляется дополнительная возможность для формирования оборотного капитала.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса