Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 10:22, контрольная работа
Современные параметры управления и его эволюция определяются многогранными процессами смены социально-экономической и политической систем. Они обострили внимание к вопросам управления, особенно государственного. В оценке их появились крайние суждения. Одно из них сводится к тому, чтобы убрать государственные регуляторы их сферы экономики. Встречается также исключительно негативная оценка роли государства в отдельных социально-культурных областях. Отсутствие в Конституции Российской Федерации термина «государственное управление» привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно-правовой категории.
Введение
1. Государственная политика социальной сферы и ее основные цели
2. Влияние рыночной экономики на государственную политику в социально-культурной сфере
3. Основные направления социальной политики. Роль государства в создании социальных программ
Заключение
Литература
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Экономика и предпринимательство в СКСиТ
на тему:
Государственная политика в социально-культурной сфере
Выполнила:
студентка 3-го курса
заочного отделения
№ зач.кн. 1020123057
Фоминых Ю.В.
Проверил:
К.э.н. доцент
Попова Н.Н.
Йошкар-Ола
2004
Введение
1. Государственная политика
2. Влияние рыночной экономики на государственную политику в социально-культурной сфере
3. Основные направления социальной политики. Роль государства в создании социальных программ
Заключение
Литература
Современные параметры управления и его эволюция определяются многогранными процессами смены социально-экономической и политической систем. Они обострили внимание к вопросам управления, особенно государственного. В оценке их появились крайние суждения. Одно из них сводится к тому, чтобы убрать государственные регуляторы их сферы экономики. Встречается также исключительно негативная оценка роли государства в отдельных социально-культурных областях. Отсутствие в Конституции Российской Федерации термина «государственное управление» привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно-правовой категории.
Эти суждения следует признать сомнительными.
Во-первых, в современных условиях государство в силу генезиса и своей природы призвано осуществлять экономическую и социально-культурную политику. Оно выражает при этом различные общественные интересы, но выключение его из упомянутых сфер не позволит ему обеспечить эти интересы.
Во-вторых, значимость государства в экономической и социально-культурной сфере подтверждена историческим отечественным и зарубежным опытом. В кризисной ситуации, в которой находится сегодня наша страна, роль государства не только ослабевает, а напротив, усиливается. Одной из мер реанимации экономики в Германии, Японии и других странах после Второй мировой войны было усиление централизованного государственного управления экономикой, а также социально-культурной сферой (образование, идеология, развитие культуры и др.). Аналогичная мера, как известно, была осуществлена при проведении реформ Ф. Рузвельтом в США.
В-третьих, социальные блага не могут обеспечиваться сами по себе, здесь необходим жесткий контроль государства, так как финансирование в социально-культурной сфере должно быть стабильным, для этого создается государственный бюджет, который пополняется посредством налогов, а те в свою очередь устанавливаются и контролируются соответствующими государственными органами. Отсутствие государственного регулирования может привести к анархии и хаосу в социально-культурной сфере, которая может прекратить свое существование.
В-четвертых, государство не противостоит экономике в социально культурной сфере, а располагает значительными потенциальными возможностями для стимулирования ее эффективного функционирования.
В-пятых, государство необходимо как гарант против внешней экспансии в важнейшие сферы жизни нашего общества, и хотя происходит перенимание зарубежного опыта в положительную сторону в сфере экономики и культуры, тем не менее государство должно сдерживать отрицательное влияние и воздействие на внутреннюю экономику и национальные интересы.
Поэтому считается, что государство играет активную роль в руководстве экономической и социально-культурной сферах.
1. Государственная политика
социальной сферы и ее
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.
Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.
Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».
Основной закон нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей Декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного обновления государства и общества. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действий властей. Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:
- создание каждому
- усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;
- осуществление комплексных мер
и специальных программ в
- реформирование социальной сфер
- формирование новой жилищной
политики, общефедерального рынка
жилья, стимулирование всех видов
экономически эффективного
Финансирование социальных мероприятий, кроме бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного
механизма в стране, организационные структуры
отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение
экономики России из административно-командной
системы в рыночную, привело на практике
к децентрализации и ослаблению роли государства,
проявлением чего стало реформирование
государственной системы финансирования.
Один за другим возникли и выделились
из бюджетной системы внебюджетные фонды,
часть из которых затем опять была консолидирована
в бюджеты в виде целевых фондов.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Органы местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ.
В настоящее время в России вопросы социального
формирования завоевывают особую актуальность, потому
что на данном этапе в социально-культурной
сфере стабильность не достигнута и чтобы
уровень жизни в нашей стране повысился
нужно много работать не только государству
как контролирующему, но и как исполняющему
свои функции.
2. Влияние рыночной экономики на государственную политику в
социально-культурной сфере
Российская Федерация является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики.
Социальная рыночная экономика, как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает набор социально-экономических инструментов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.
Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика.
Основными направлениями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:
- создание каждому
- усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;
- осуществление комплексных мер
и специальных программ в
- реформирование социальной
- формирование новой жилищной
политики, общефедерального рынка
жилья, стимулирование всех видов
экономически эффективного
Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.
Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты:
- социальные гарантии. Базой социальных
гарантий служит часть национал
- минимальные социальные
Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.
- потребительские бюджеты
Информация о работе Государственная политика в социально-культурной сфере