Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 13:52, контрольная работа
Переход к рыночным принципам в экономике потребовал уточнения роли и функций государства в транспортной сфере. К числу важнейших направлений реформирования относятся пересмотр роли и функций государственных органов управления, сокращение размеров государственной собственности, исключения прямого участия государства в производственной деятельности, приватизация предприятий, не связанных с исполнением государством прямых функций по обеспечению обороноспособности и безопасности страны, повышение эффективности управления государственной собственностью .
Глава 1. Государственное регулирование транспортной системой 3
1.1 Государственное управление транспортной сферой 3
1.2 Транспорт как объект государственного управления 5
1.3 Механизм государственного регулирования транспортной системы в России 8
Глава 2.Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» (2010 – 2015 годы) 14
2.1 Основные положения ФЦП 14
Список использованных источников 19
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Уральский государственный экономический университет
Факультет сокращенной подготовки
Кафедра Национальная экономика
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
На тему: Государственная политика регулирования развития
транспортной инфраструктуры
Екатеринбург
2012г.
Оглавление
Переход к рыночным
принципам в экономике
Система государственного регулирования должна быть комплексной, тесно увязанной с национальной транспортной политикой и рационально структурированной в отношении распределении функций между различными органами. Регулирование состоит из разработки правил, контроля и надзора за их исполнением, и правоприменения, т.е. наказания за нарушения. Эти функции должны быть разделены между государственными ведомствами.
Государственное
регулирование связано с
В настоящее
время государство в отношении
транспорта исходит из того, что
экономической основой
Рисунок 1. Цели государственного регулирования транспортной отрасли
Государственная транспортная политика – система приоритетов, которыми руководствуются органы государственной власти, используя возможности транспорта для решения задач социально–экономического развития:
участие государства в транспортной деятельности сводится к минимуму при значительном повышении эффективности контроля, регулирования, поддержки;
государство несет полную ответственность за устойчивое развитие транспорта, за состояние и развитие стратегической транспортной инфраструктуры;
повышение научной обоснованности государственной кадровой политики, расширение сети и качественное обновление государственно–образовательных учреждений и кадровых служб, освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами;
рынок транспортных услуг развивается на основе конкуренции независимых транспортных операторов;
налоговое регулирование используется как инструмент достижения заявленных приоритетов;
развитие экспорта транспортных услуг рассматривается как важнейший фактор конкурентоспособности России;
транспорту должна быть доступна самая экономичная, безопасная и экологичная техника2.
Государство отвечает перед обществом за безопасное, экономически эффективное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы. При этом государство реализует принцип минимально необходимого вмешательства в транспортную деятельность (рис. 2).
Рисунок 2. Сферы государственной поддержки и стимулирования изменений в транспортной отрасли
К сфере транспорта относятся: автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта, а также сектор городского пассажирского транспорта и промышленный транспорт. Кооперационные и конкурентные отношения между разными подсистемами делают транспорт не простой суммой отраслей, а единой системой, обеспечивающей транспортное единство страны и обеспечивающей для пользователей транспортных услуг дополнительный системный эффект.
На протяжении длительного времени развитие органов государственной власти на транспорте происходило в направлении организационного обособления ведомств, осуществляющих государственное управление разными подсистемами транспортной отрасли. Результатом этого стало разделение между разными ведомствами и их подразделениями функций государственного управления отдельными элементами транспортной системы, участвующими в осуществлении однородных видов перевозок и тесно связанными едиными технологическими схемами.
Управление транспортной системой, обеспечивающей полное удовлетворение потребностей экономики и общества в перевозках с точки зрения экономичности, безопасности и экологичности, должно базироваться на следующих принципах управления.3
Транспорт – одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование непосредственно влияет на развитие экономики и социальной сферы. Основой государственного управления транспортной системы является единая национальная транспортная политика Российской Федерации, жестко скоординированная со стратегией социально-экономического развития страны.
Равные условия, правовые
гарантии и хозяйственная
Государственное регулирование
транспорта является объективной необходимостью.
Наряду с топливно-энергетическим и
сырьевым комплексами, металлургией, военной
и атомной промышленностью
Рисунок 3. Комплексный подход к устойчивому развитию транспортной отрасли
Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления. В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне: принимаются уставы, кодексы и другие базовые законы, относящиеся к отдельным видам транспорта; устанавливаются единые требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса; принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры; решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта и осуществляется регулирование международных перевозок; принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование. На уровень местных администраций делегируется решение следующих вопросов: распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов, контроль за местными тарифами, выдача лицензий на виды транспортной деятельности, управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности4.
Реализация на практике этих принципов управления транспортом будет способствовать формированию единой транспортной системы страны, способной эффективно работать в условиях рынка5.
Организация системы государственного регулирования транспортной деятельности предполагает создание управляющих структур, распределение между ними функций и полномочий и определенного порядка их взаимодействия на федеральном и региональном уровне.
На федеральном уровне система регулирования транспортно-дорожным комплексом (ТДК) представлена Министерством транспорта РФ, а также несколькими координирующими органами и общественными организациями. Регулирование деятельности предприятий ТДК в регионах осуществляется местными органами транспортной администрации, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.
Центральным звеном государственной системы управления транспортом на федеральном уровне является Министерство транс-)рта РФ. Как правительственный орган оно разрабатывает и реализует государственную транспортную политику путем подготовки законодательных и нормативных актов, реализующих в сфере ) транспортной деятельности принципиальные положения социально-экономической и научно-технической политики государства, обоснование статей федерального бюджета, касающихся финансирования развития транспорта и отдельных транспортных предприятий, а также путем планирования и организации выполнения общегосударственных транспортных программ6.
Министерство транспорта РФ имеет свой центральный аппарат и департаменты по видам транспорта и дорожному хозяйству. Российская транспортная инспекция (РТИ) входит в состав министерства. Между ними и распределяются функции, задачи и полномочия министерства по регулированию транспортной деятельности в Российской Федерации. Центральный аппарат занимается концепту-1льными и стратегическими проблемами, подготовкой, согласованием и продвижением в законодательных органах проектов законов 1 нормативных актов, текущей работой по координации деятельности различных видов транспорта, руководит разработкой и реализацией лицензионной политики, анализирует состояние и прогнозирует развитие ТДК. Департаменты транспорта проводят углубленный анализ состояний и тенденций развития подотрасли; разрабатывают и реализуют политику развития транспорта республики (региона) в соответствии с единой государственной транспортной политикой; осуществляют государственное регулирование транспортной деятельности, в том числе путем подготовки и введения нормативных документов, а также механизмов их реализации в пределах установленной компетенции; организуют надзор за выполнением действующих в отрасли нормативных актов; решают отдельные вопросы, обусловленные спецификой транспорта.
Органы РТИ осуществляют сбор и представление вышестоящему органу установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих лицензированию, контроль за выполнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.
Существующая в настоящее время структура министерства доказала в основном свою работоспособность. Структура Министерства транспорта РФ и функции его подразделений не являются жестко регламентированными и постоянно совершенствуются с учетом изменяющихся социально-экономических и политических условий.
Формирующаяся система территориального управления деятельностью транспорта состоит из трех типов управляющих структур: органов транспортной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых структур и координационных органов.
Проведением региональной транспортной политики и непосредственным регулированием транспортных рынков должны заниматься департаменты (отделы, комитеты) транспорта местных администраций7.
Именно на региональном и местном уровне должны разрабатываться и применяться такие методы регулирования, как контроль за ценообразованием и применением тарифов, налоговые льготы (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков ТП, занимающихся социально-значимыми перевозками, финансирование развития транспортной инфраструктуры (частично) и т.д.
Особое место в этой системе занимают отделения и филиалы РТИ. Первоначально отделения и филиалы РТИ были созданы как органы федерального регулирования и контроля транспортной деятельности в регионе со следующими функциями: сбор и предоставление вышестоящему органу РТИ установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих лицензированию, осуществление в установленном порядке непосредственного лицензирования, контроль за выполнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.
В процессе этой деятельности отделения РТИ накопили значительный объем информации о местных рынках транспортных услуг, использование которой позволит им оказывать существенное влияние на транспортную ситуацию в регионе.
Занимая в настоящее время
центральное место в
Информация о работе Государственная политика регулирования развития транспортной инфраструктуры