Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:35, реферат
Теория экономической политики как составная часть макроэ¬кономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовер¬шенства рынка, предоставленного самому себе.
Введение……………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Необходимость государственного регулирования…………......................
4
1.1 Средства государственного регулирования экономики……………................
5
Глава 2. Цели государственного регулирования экономики……………................
7
Глава 3. Функции государственного регулирования……………………………….
8
3.1 Перераспределение доходов……………………………………………………
9
3.2 Реализация национальных интересов в мировой экономике………................
9
3.3 Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма………….
10
3.4 Инструментарий государственного регулирования…………………………..
11
Глава 4. Сферы государственного регулирования………………………………….
12
4.1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики………………………………………………………………………………
12
4.2 Государственное регулирование банковской деятельности…………………..
13
4.3 Государственное регулирование в сфере инвестиций…………………………
14
4.4 Государственное регулирование цен……………………………………………
16
4.5 Валютное регулирование………………………………………………………...
16
4.6 Государственное регулирование в сферах естественной монополии………...
17
Глава 5. Методы государственного регулирования рыночной экономики………..
20
5.1 Административные методы……………………………………………………...
20
Заключение……………………………………………………………………………..
24
Список использованной литературы…………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Необходимость
государственного регулирования…………............. |
4 |
1.1 Средства государственного регулирования экономики……………................ |
5 |
Глава 2. Цели государственного регулирования экономики……………................ |
7 |
Глава 3. Функции государственного регулирования………………………………. |
8 |
3.1 Перераспределение доходов…………………………………………………… |
9 |
3.2 Реализация национальных интересов в мировой экономике………................ |
9 |
3.3 Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма…………. |
10 |
3.4 Инструментарий государственного регулирования………………………….. |
11 |
Глава 4. Сферы государственного регулирования…………………………………. |
12 |
4.1 Задачи государственных органов
по регулированию национальной экономики……………………………………………………… |
12 |
4.2 Государственное регулирование банковской деятельности………………….. |
13 |
4.3 Государственное регулирование в сфере инвестиций………………………… |
14 |
4.4 Государственное регулирование цен…………………………………………… |
16 |
4.5 Валютное регулирование…………………………………………… |
16 |
4.6 Государственное регулирование в сферах естественной монополии………... |
17 |
Глава 5. Методы государственного регулирования рыночной экономики……….. |
20 |
5.1 Административные методы……………………………………………………... |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
24 |
Список использованной литературы………………………………………………… |
25 |
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.
Цель данной работы – рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики.
Глава 1. Необходимость государственного регулирования
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1
Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Объекты правового
регулирования в экономике
Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная.3
1.1 Средства государственного регулирования экономики.
В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:
а. Управления ограниченными производственными ресурсами.
б. Налоговое регулирование экономики.
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.
Глава 2. Цели государственного регулирования экономики
Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.
Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:
Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:
Генеральной целью государственного
регулирования экономики
Глобальная цель государственного регулирования - сохранение и упрочение социально-экономического строя.
Глава 3. Функции государственного регулирования
Рыночный механизм свободной
конкуренции имеет много
Во-первых, правильная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции,
выполняемые государством по
организации денежного
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.
3.1 Перераспределение доходов
Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека недостойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства. Активно включившегося в перераспределение доходов.
3.2 Реализация национальных интересов в мировой экономике
Предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Таковы в общих чертах верхние
максимально допустимые
Если
же государство пытается