Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:26, реферат

Краткое описание

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической политики.docx

— 43.47 Кб (Скачать файл)

Введение

    Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности. Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и на их пути возникает множество проблем, связанных с регулированием данной деятельности государством.

    Во  всех странах регулирование внешней  торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач  в стране и обстановки в мире.

    Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся  сфер экономической жизни. Экономические  связи между государствами имеют  многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно  как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика  производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли  внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных  экономических отношений, - мировое  хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства  должны регулировать свою внешнеэкономическую  деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

    Мировой опыт свидетельствует, что даже в  промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих  производителей, принимать меры для  увеличения объемов экспорта, привлечения  иностранных инвестиций, сбалансирования  платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать  законодательные акты, устанавливающие  правила осуществления внешнеэкономической деятельности, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

    Современный этап развития внешнеэкономической  деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись  на протяжении десятилетий предшествующего  развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к  государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать  в международном экономическом  сотрудничестве.

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

    Одной из важнейших функций государства  является разработка концепции внешнеэкономической  деятельности и внешнеэкономической  политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней  торговли, при которой выбор стран-партнеров  определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития внешнеэкономической деятельности.

    В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая  концепция, которая предполагала:

    - рациональное использование сложившейся  сырьевой специализации России  в МРТ;

    - повышение валютной эффективности  сырьевого экспорта;

    - расширение рынков сбыта и  изменение их географии;

    - развитие экспортного потенциала  и улучшение структуры экспорта;

    - развитие инфраструктуры ВЭД.

    Этой  концепции соответствует новая  модель сотрудничества с другими  странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении  национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам  права самостоятельного выхода на внешний  рынок. Все это - подготовка к решению  стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

    Новая концепция внешнеэкономической  политики заключается в том, что  в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию  России, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая  ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая. 
 
 

   Методы  государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Нормативные документы по регулированию внешнеэкономической деятельности

    Методы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности по своему характеру делятся  на тарифные - те, что основаны на использовании  таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности чаще применяются при  необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

    Административные  методы. Под административным методом  регулирования понимают систему  организационно-правовых и специальных  мер: количественные ограничения, распределение  квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов  товаров, установление государственной  монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. С целью  регулирования внешнеэкономической  деятельности органы государственного управления издают акты правового регулирования  взаимоотношений контрагентов, акционерные  законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих  на внешнем рынке.

    Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических  отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и  т. д. В договорах могут быть зафиксированы  долгосрочные соглашения о торговле и других формах взаимодействия. А  также практикуется заключение ежегодных  протоколов о взаимных поставках  товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого  взаимовыгодного сотрудничества.

    Наилучшие условия для развития внешнеэкономической  деятельности обеспечиваются в тех  случаях, когда страны предоставляют  друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие  субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими  привилегиями в стране партнера.

    Таможенные  формальности. В их основе лежит  таможенный кодекс, утверждаемый законодательным  органом. Таможенный кодекс создается  в соответствии с таможенной политикой  государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок  разработки, утверждения и использования  тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним  из самых эффективных методов  регулирования внешнеэкономической  деятельности.

    Контингентирование  и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения  экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

    Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды  времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации  в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые  лицензии выдаются по каждой отдельной  сделке на срок, необходимый для  ее реализации, но не более, чем на один год.

    Контингентирование  осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при  этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать  объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

    Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой  судебные и административные разбирательства  претензий, которые предъявляют  национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя  их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести  ущерб местным производителям аналогичной  продукции. Органы власти, суды обязаны  приостановить движение товара, обвиненного  в демпинге, и разобраться по существу претензий.

    Ценовые преференции. Их устанавливают в  законодательном порядке некоторые  страны путем определения минимальной  разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют  право размещать заказы на импортное  оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен  американских производителей как минимум  на 6%.

    Технические процедуры. Они устанавливаются  в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой  комплекс мероприятий по поверке  соответствия импортируемой продукции  требованиям международных и  национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

    Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

    Данная  процедура может серьезно осложнить  сбыт ряда товаров, если заблаговременно  не осуществить их сертификацию.

    Импортные процедуры. Представляют собой правила  проведения импортных операций при  государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги  с целью выяснения наиболее выгодного  продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных  экспортных операций.

    Оперативное регулирование внешнеэкономической  деятельности. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников внешнеэкономической деятельности в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование экономики