Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава будет посвящена сущности государственного регулирования экономики, она включает в себя: цели, задачи, методы и основные направления государственного регулирования экономики. Во второй главе мы рассмотрим политику государственного регулирования экономики, т.е. сферы деятельности государственного регулирования. Третья глава посвящена непосредственно государственному регулированию экономики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………..4
1.1 . Цели и задачи государственного регулирования……………………...4
1.2 . Методы государственного регулирования…………………………….5
1.3 . Основные направления государственного регулирования экономики…………………………………………………………………9
2. Политика государственного регулирования экономики………………….12
2.1 . Монетарная политика государства…………………………………….12
2.2 . Финансовая политика государства…………………………………….15
2.3 . Социальная политика государства…………………………………….20
3. Государственное регулирование экономики России……………………...22
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный  университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

Специальность 080115 «Таможенное дело»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономическая теория. Макроэкономика

на тему: Государственное регулирование экономики: опыт России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: ______________                     

                                 (подпись)                                    (Ф.И.О.)

 

Исполнитель:       ______________                       

                                      (подпись)                                   

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2010 г.

Содержание

   Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность государственного регулирования экономики…………………..4
    1. . Цели и задачи государственного регулирования……………………...4
    2. . Методы государственного регулирования…………………………….5
    3. . Основные направления государственного регулирования экономики…………………………………………………………………9
  2. Политика государственного регулирования экономики………………….12
    1. . Монетарная политика государства…………………………………….12
    2. . Финансовая политика государства…………………………………….15
    3. . Социальная политика государства…………………………………….20
  3. Государственное регулирование экономики России……………………...22

  Заключение………………………………………………………………………...29

  Список литературы………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует экономику.

Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственному регулированию экономики.

Государственное регулирование  экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование  экономики России.

Первая глава будет  посвящена сущности государственного регулирования  экономики, она включает в себя: цели, задачи, методы и основные направления государственного регулирования экономики. Во второй главе мы рассмотрим политику государственного регулирования экономики, т.е. сферы деятельности государственного регулирования. Третья глава посвящена непосредственно государственному регулированию экономики России.

 

 

 

 

1. Сущность  государственного регулирования  экономики

1.1. Цели и задачи государственного регулирования

 

Государственное регулирование  экономики преследует следующие  цели:

1) устойчивый рост национального производства;

2) поддержание эффективного размера занятости;

3) стабилизация уровня цен;

4) обеспечение внешнеторгового баланса.

Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения  нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции государственного регулирования экономики:

-разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

-определение приоритетов макроэкономической политики;

-обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

-решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила  игры на котором играют и которых  придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций  обеспечивается решением конкретных задач государственного регулирования экономики, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данный текущий момент, так и на перспективу.

Задачи государственного регулирования экономики:

1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных  общеэкономических пропорций.

3. Совершенствование  отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности.

4. Оптимальное сочетание  текущих и перспективных направлений  развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных  условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого  для большинства населения уровня  дифференциации и распределения  доходов, социальной стабильности  в обществе.

7. Регулирование занятости  и качества воспроизводства рабочей  силы в условиях постоянного  изменения производительных сил.

8. Создание условий  для свободной и добросовестной  конкуренции, свободного перемещения  товаров на внутреннем и внешнем  рынках.

9. Охрана окружающей  среды, предотвращение ее заражения,  недопущение гибели природы.

10. Обеспечение национальной безопасности.

1.2. Методы государственного регулирования

Государство, осуществляя  регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование  состоит в установлении государством правил «экономической игры» для  фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование  включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в  рамках национального образования  через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Прямые методы регулирования  базируются на властнораспорядительных  отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результатность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие  на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может  идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания  отдельных предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства.

Государство реализует  программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт.

Государство оказывает  также прямое регулирующее воздействие  на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов  сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают  государственное  задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Анализирую опыт и  практику государственного регулирования  развитых стран Европы и Азии, а  также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.

Методы и инструменты  регулирования представлены на рис.1.1. Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования.

Рис. 1.1.



 


 



 


 



 



 

 

 


 


 



 

 


 

 

 

 

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого  те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.

Надо так же иметь  в виду, что среди экономических регуляторов нет ни  одного идеального. Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредитов. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

1.3. Основные  направления государственного регулирования экономики

Механизм государственного регулирования не является раз и  навсегда данным и неизменным.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России