Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа
Первая глава будет посвящена сущности государственного регулирования экономики, она включает в себя: цели, задачи, методы и основные направления государственного регулирования экономики. Во второй главе мы рассмотрим политику государственного регулирования экономики, т.е. сферы деятельности государственного регулирования. Третья глава посвящена непосредственно государственному регулированию экономики России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………..4
1.1 . Цели и задачи государственного регулирования……………………...4
1.2 . Методы государственного регулирования…………………………….5
1.3 . Основные направления государственного регулирования экономики…………………………………………………………………9
2. Политика государственного регулирования экономики………………….12
2.1 . Монетарная политика государства…………………………………….12
2.2 . Финансовая политика государства…………………………………….15
2.3 . Социальная политика государства…………………………………….20
3. Государственное регулирование экономики России……………………...22
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………..
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Факультет налогов и таможенного дела
Специальность 080115 «Таможенное дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория. Макроэкономика
на тему: Государственное регулирование экономики: опыт России
Руководитель: ______________
Исполнитель: ______________
Иркутск, 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственному регулированию экономики.
Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта.
Целью моей работы является
рассмотрение такого важного явления,
как государственное
Первая глава будет посвящена сущности государственного регулирования экономики, она включает в себя: цели, задачи, методы и основные направления государственного регулирования экономики. Во второй главе мы рассмотрим политику государственного регулирования экономики, т.е. сферы деятельности государственного регулирования. Третья глава посвящена непосредственно государственному регулированию экономики России.
1. Сущность
государственного
1.1. Цели и задачи государственного регулирования
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
1) устойчивый рост национального производства;
2) поддержание эффективного размера занятости;
3) стабилизация уровня цен;
4) обеспечение внешнеторгового баланса.
Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.
Основные функции
-разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
-определение приоритетов макроэкономической политики;
-обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
-решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач государственного регулирования экономики, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данный текущий момент, так и на перспективу.
Задачи государственного регулирования экономики:
1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций.
3. Совершенствование
отраслевой структуры экономики
4. Оптимальное сочетание
текущих и перспективных
5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
6. Поддержание приемлемого
для большинства населения
7. Регулирование занятости
и качества воспроизводства
8. Создание условий
для свободной и
9. Охрана окружающей
среды, предотвращение ее
10. Обеспечение национальной безопасности.
1.2. Методы государственного регулирования
Государство, осуществляя
регулирование социально-
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.
Административное
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
Прямые методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результатность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.
Прямое воздействие
на экономику государство
Государство осуществляет
регулирование и путем
Государство реализует
программу поддержки таких
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты.
Государство осуществляет
и прямое воздействие на национальный
рынок. Оно может влиять на размер,
структуру и направления
Анализирую опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.
Методы и инструменты регулирования представлены на рис.1.1. Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования.
Рис. 1.1.
Среди методов государственного
регулирования не существует совершенно
непригодных и абсолютно
Надо так же иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредитов. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.
1.3. Основные направления государственного регулирования экономики
Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России