Государственное регулирование экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 03:36, курсовая работа

Краткое описание

Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей динамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка, предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частности такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
1. Сущность государственного регулирования экономики…………….
5
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику...
5
1.2. Экономические функции государства……………………………..
8
2. Способы государственного регулирования экономики
10
2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..

10
2.2. Социальное регулирование………………………………………..
12
2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства…………………………………

15
2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности………………..
16
3. Государственное регулирование в условиях переходного периода...
19
4. Особенности государственного регулирования экономики Украины
27
Заключение…………………………………………………………………
35
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Политэкономика.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

--



ДОНЕЦКИЙ  ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по  предмету «ПОЛИТЭКОНОМИЯ»

на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ 

ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса  группы «А»

заочного отделения  ДЭГИ

Петрасюк Оксана Станиславовна

 

Научный руководитель

ст. преподаватель Кузнецова  В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2002

 

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

 

Введение……………………………………………………………………

3

1. Сущность государственного регулирования  экономики…………….

5

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику...

5

1.2. Экономические функции государства……………………………..

8

2. Способы государственного регулирования  экономики

10

2.1. Классификация форм и методов  государственного регулирования…………………………………………………………………..

 

10

2.2. Социальное регулирование………………………………………..

12

2.3. Поддержание международной конкурентоспособности  и оптимальной структуры производства…………………………………

 

15

2.4. Обеспечение макроэкономической  стабильности………………..

16

3. Государственное регулирование в условиях переходного периода...

19

4. Особенности государственного  регулирования экономики Украины

27

Заключение…………………………………………………………………

35

Список литературы………………………………………………………...

36

Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..

 

37

Приложение 2. Финансовое участие государства  в санации приватизированных предприятий………………………………

 

38


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей динамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка, предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частности такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

Значимость государственного регулирования  особенно актуальна в период трансформации от административно-командной системы к рыночной модели экономики, когда существенно усиливается потребность в жесткой координирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формирование необходимых предпосылок становления конкурентной среды и развития совокупного рынка. В процессе формирования многоукладной рыночной модели экономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильность воспроизводства, способствует устойчивой работе предприятий различного статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей материальных благ.

Участия в хозяйственной жизни  общества раскрывается в работах  многих экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственного регулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена, В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного их отрицания.

Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной  структуры в экономике.

Поставленная цель предполагает решение  следующих задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине.

В процессе написания работы использовались материалы периодической печати, экономическая литература.

Работа состоит из введения, четырех  глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

 

  1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

    1. Необходимость государственного вмешательства в экономику.

Вопрос о роли государства в  регулировании экономических отношений носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики.

Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может  быть эффективной социально ориентированной  рыночной экономики, основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.

Экономическая роль государства еще  в начале ХХ века была предельно ограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда вначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако, чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет.

К началу 30-х годов среди западных экономистов господствовало мнение о том, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, и автоматический выход экономики из кризиса и последующий ее подъем на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий. Однако во время глубокого кризиса и затяжной депрессии 30-х годов стало очевидно, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требует перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933г. командой президента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый «Новый курс». Теория государственного регулирования была создана Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том, что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37]

На современном этапе в преобладающем  большинстве стран мира функционирование народного хозяйства характеризуется, в первую очередь, ростом регулирующей роли государства по отношению как к государственному сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловлено определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального баланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказа публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдут во все учебники и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того, к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения рыночных реформ.

Особенно важно определение  роли государства в регулировании  экономики на так называемых «переходных» этапах его развития (подобных тому, какой переживает в настоящее время Украина, - когда осуществляется переход от административно-командного порядка общественной жизни к демократическому, когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей, социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной форме социально-экономических процессов и структур -  от остаточных административно-командных до разнообразных частных). При определении роли государства необходимо учитывать состояние экономики, уровень ее зависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно – при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике.

Особую актуальность в условиях трансформации общества приобретают проблемы реализации таких закономерностей, как сбалансированность экономических интересов и достижение адекватного этому процессу правового механизма их регулирования в направлении достижения оптимальности соотношения экономических интересов различных форм собственности и правовых норм, институтов государственной и частной собственности.

В странах, осуществляющих трансформацию  к рыночной экономике (в еще большей  мере, чем в странах с уже  развитой рыночной экономикой), проявляется необходимость государственного регулирования экономики в этот период. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляет собой классический образец самоорганизации) свойственна достаточно устойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению защитной функции, возврату экономики в предыдущее состояние, ускорению старых тенденций. А это очень опасно. К тому же, отсутствие каких-либо регулирующих основ в период трансформации приводит к нарастанию хаотических процессов, что можно проследить на примере Украины.

Некоторые ученые, отмечая необходимость  государственного регулирования экономики, подчеркивают необходимость его ограничения, подчиненности рыночному саморегулированию. Направление государственного регулированию экономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода и не быть определяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограничения методов государственного регулирования экономики, методам ее рыночного регулирования. [6, с.39]

Преобладающее большинство ученых признают необходимость государственного регулирования экономики. Отличия в их позициях заключаются в определении степени и форм такого регулирования и его соотношения с рыночным саморегулированием.

 

    1. . Экономические функции государства

В системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет  на себя функции, которые принципиально  не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

  1. обеспечение экономики нужным количеством денег;
  2. регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
  3. удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Указанные выше функции – это  максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в  экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность. [11, с.129]

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%) [11, с.129], поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Информация о работе Государственное регулирование экономических отношений