Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:14, курсовая работа
Беспрецедентные успехи в социально-экономическом развитии Китая в конце XX века стали важным событием на мировой арене. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамично развивающуюся мировую державу. В последние десятилетия мир стал свидетелем «китайского чуда»: в КНР достигнуты значительные успехи в реформировании централизованной системы, на протяжении всего периода преобразований сохраняются высокие темпы роста экономики (в среднем 10 процентов в год), четко прослеживается тенденция к усилению экономической мощи страны
Введение …………………………………………..3-4стр.
Глава 1Дореформенный период…………………………....5-28 стр.
1.1 Восстановление экономики……………………………..5-7стр.
1.2 Первый пятилетний план………………………………..8-12 стр.
1.3 «Большой скачек»………………………………………..13-16 стр.
1.4 Период «углубления»……………………………………17-20 стр.
1.5 «Культурная революция» и преодоления ее последствий…..21-24 стр.
Заключение …………………………………………………………25 стр.
Список литературы…………………………………………..26-28 стр.
Содержание:
Введение …………………………………………..3-4стр.
Глава 1Дореформенный период…………………………....5-28 стр.
Заключение …………………………………………………………25 стр.
Список литературы…………………………………………..
Введение
Беспрецедентные успехи в социально-экономическом развитии Китая в конце XX века стали важным событием на мировой арене. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамично развивающуюся мировую державу. В последние десятилетия мир стал свидетелем «китайского чуда»: в КНР достигнуты значительные успехи в реформировании централизованной системы, на протяжении всего периода преобразований сохраняются высокие темпы роста экономики (в среднем 10 процентов в год), четко прослеживается тенденция к усилению экономической мощи страны. Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике.
Официально реформирование социально-экономической системы Китая началось 20 октября 1984 года: ЦК Коммунистической партий Китая (КПК) принял «Решения ЦК КПК о реформе экономической системы» и заявил, что социалистическая экономика — это «товарная экономика, содержащая элемент планирования». «Развитие социалистической товарной экономики» официально стало целью реформы экономической системы Китая.
Большую роль в проведении реформы сыграли китайские руководители, в первую очередь, Дэн Сяопин (1904-1997) — один из величайших деятелей мировой политики XX века. Под его руководством Китайская Народная Республика стала одной из мировых экономических стран-лидеров. При подготовке реформы Дэн Сяопин отмечал: «Почему, говоря о рынке, тут же говорят о капитализме, и только планирование — это социализм? Планирование и рынок — это способы. Если данный способ полезен для развития производительных сил, значит, его можно использовать». Со второй половины 1988 года китайские ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистической товарной экономики». В «социалистической рыночной экономике» государство должно управлять экономикой посредством макроэкономических инструментов, а не административными методами и способствовать созданию единого национального рынка в Китае. Новой целью планирования является контроль совокупного спроса и предложения, корректировка географического распределения различных отраслей промышленности, управление финансовыми и материальными ресурсами.
Главными мероприятиями в системе реформ были роспуск коммун, ликвидация кооперативного строя в деревне, введение семейного подряда. В промышленности был сделан упор на производство бытовой техники. Для этого была проведена структурная перестройка промышленности. Поощрялся мелкий бизнес.
Объектом изучения данной курсовой является основные этапы экономического развития КНР, а предметом изучения является периоды экономического развития КНР.
Целью данной
работы является выявление
1. обозначить цели, которые ставились руководством партии для экономического развития страны развитию страны;
2. изучить основные реформы, которые были реализованы в дореформенный период;
3. рассмотреть этапы экономического развития;
В работе при написаний использовались следующие источники:
1) История Китая. /Под ред. А.В.Меликсетова/ МГУ, 2002. В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги — известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ.
2) Всемирная история: Учебник для студ. вузов / Георгий Борисович Поляк (ред.) в этом учебнике рассказывается об обобщение исторического развития человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени.
Глава 1 Дореформенный период
1.1Востановление экономики
Восстановление экономики КНР начала с крайне низкого уровня развития, усугубленного разрушениями периода второй мировой войны. По сравнению с 1937 г. в 1949 г. производство сельского хозяйства упало более, чем на 20-25%, в том числе хлопка на 48%, промышленное производство сократилось на 50-56%, в том числе тяжелая промышленность на 70%, а легкая на 30%. 90% населения проживало в деревне, и уровень развития аграрного сектора был крайне примитивен. В 1949 г. доход на душу населения в Китае составлял 54 американских долларов (66 юаней), или в 4 раза меньше, чем в России в 1917 г2. Население страны составляло 541,7 млн. человек. Потребление зерна на человека составило 209 кг (для сравнения: в 1770 г. – 401 кг, а в 1933 г. – 266 кг)3. Промышленность КНР давала в 1949 г. около 17% ВВП против 42% в России в 1913 г. Продукция машиностроительной промышленности в 1936 г. составляла только 2,2% промышленного производства страны4. В ноябре 1948 г., за год до победы китайской революции на всей территории в освобожденных уже районах в единый ^ Народный банк Китая были слиты Северный китайский банк, Банк Бэйхай и Северо-Западный крестьянский банк. С 1 декабря 1949 г. Народный банк Китая стал выпускать валюту народной республики – «женьминьби» (народные деньги) и обменивать их на гоминдановские купоны «цзиньюаньцюань». Летом 1949 г. было запрещено хождение на территории страны золота, серебра и иностранной валюты. Спекуляция подвергалась жесткому преследованию. Частные банки были поставлены под контроль центрального банка. Уже к октябрю 1949 г. китайские власти столкнулись с гипертрофированной инфляцией: цены на основные товары в крупных городах росли на 20-30% в день. 20 ноября 1949 г. можно назвать началом кампании шоковой терапии по-китайски, которая проводилась под жестким контролем правительства по заранее разработанному плану.Государственные торговые компании в одночасье подняли цены до уровня черного рынка. В результате этого к 24 ноября цены в Шанхае, Ханькоу, Тьенцзине, Сиане поднялись в 3,7 раза. Дождавшись достижения пикового уровня цен, 25 ноября торговые компании начали выбрасывать на рынок крупные партии товаров, запасы которых были созданы заблаговременно. В результате уже 26 ноября цены начали снижаться, а еще через 10 дней упали на 30-40%. Второй удар по инфляции был нанесен на финансовом рынке. Денежные спекулянты, совершающие сделки с женьминьби, полагая, что новая национальная валюта будет так же дешеветь, как и прежние гоминдановские цзиньюаньцюань, брали в банках деньги в долг под большие проценты (100% в месяц). Однако кода уровень цен начал снижаться, спекулянты начали торопливо сбывать свои товары, дабы расплатиться с долгами. Этот увеличивающий выброс товаров еще больше сбивал цены. Начался процесс массового разорения. Одновременно государственные торговые компании скупали в больших количествах товары частного сектора для создания стратегических запасов и будущего регулирования цен. Рекордный рост цен в ноябре 1949 г. и был той «шоковой терапией», в результате чего с инфляцией удалось в основном совладать. Это не означает, что отныне с инфляционными процессами было покончено. Во-первых, в начале 1950 г. Китай подвергся нападению гоминдановских войск с Тайваня. Во-вторых, летом 1950 г. началась война в Корее. В-третьих, в декабре 1950 г. американское правительство наложило арест на все вклады КНР в США и объявило об эмбарго (а 2/3 внешней торговли приходилось на Запад). Все это оказало большое влияние на раскручивание инфляционных процессов в Китае. Однако к концу 1951 г. экономическая конъюнктура в стране оценивалась как крайне благоприятная для частного сектора. С самого начала новое китайское руководство взяло курс на создание советской экономической модели. Приоритетное развитие получил государственный сектор. Если в 1945 г. государственная промышленность произвела 27% объема промышленного производства, то в 1952 г. – уже 42%, возрастая на 57% в год. В начале 1951 г. партия выдвинула курс: «3 года подготовки и 10 лет разворачивания планового экономического строительства», начиная отсчет с 1950 г. Одновременно осуществлялась массированная поддержка кооперативного движения, как в деревне, так и в городе. Роль частного сектора снижалась неравномерно: еще довольно стабильные позиции он занимал в машиностроении, сталелитейной промышленности, металлургии, при резком ослаблении влияния в банковской сфере, брокерских операциях, внешней торговле.В 1950-1952 гг. была осуществлена аграрная реформа, во время которой была осуществлена полная конфискация помещичьей собственности. За восстановительный период сельское хозяйство возрастало на 14,1% в год, а промышленность – на 40,7% в год, что позволило достигнуть довоенного уровня (1937 г.) экономического развития6. В 1952 г. ВВП Китая составил 67,9 млрд. юаней, или 119 юаней на душу населения7. Увеличилось потребление населения.Однако если сравнить китайскую экономику 1952 года с советской в 1928 году (показатели, предшествующие первой пятилетке в каждой стране), то сопоставление будет не в пользу Китая.Китай, население которого составляло в 1952 г. 23% населения мира, производил к концу восстановительного периода только 0,64% мирового производства электроэнергии, 0,62% - стали, 1,25% - чугуна. Если сравнить показатели Китая и таких стран как Польша, Венгрия, Чехословакия, СССР, Англия, Япония и США за 1953 г., то окажется, что в КНР на душу населения производилось электроэнергии соответственно в 26-159 раз, угля – в 3-30, чугуна – в 9-66 и стали – в 23-136 раз меньше, чем в указанных странах8. Во время восстановительного периода 1949-1952 гг. китайское руководство следовало курсом так называемой «новой демократии». В соответствии с этим курсом предполагалось длительное сосуществование различных классов китайского общества. Построение социализма советского образца отметалось как утопичное. Сам Мао Цзэдун на VII съезде КПК в 1945 г. говорил о недопустимости «одним махом перескочить в социалистическое общество»9. Более того, Мао Цзэдун говорил, что в Китае после прихода к власти КПК, будет образована коалиция и сотрудничество с национальной буржуазией, и что диктатура пролетариата «по образцу СССР» создаваться не будет. По мнению Мао Цзэдуна, в Китае на протяжении десятков лет в течение всего периода «новой демократии» невозможен, а потому и не должен иметь место режим диктатуры одного класса и монопольного положения одной партии в правительстве10. Политическую власть «новой демократии» должны осуществлять крестьянство, рабочий класс и национальная буржуазия. Хотя в концепцию «новой демократии» непосредственно перед взятием власти в 1949 г. были внесены известные коррективы, и КПК сделала вывод о необходимости «идти по пути СССР», тем не менее, подход Мао Цзэдуна к преобразованиям собственности национальной буржуазии сказывался на выработке политического курса относительно капиталистического сектора экономики. Однако уже в июле 1953 г. Мао Цзэдун заявил о том, что ситуация изменилась, а также о том, что от «новой демократии» необходимо переходить к социализму, в течение 10-15 лет завершить индустриализацию и социалистические преобразования[2,c 26]
1.2 Первая пятилетка
Дальнейшее восстановление
экономики и укрепление позиции Компартии
Китая способствовало становлению идеи
о социалистическом пути развития. Под
влиянием советского опыта ставилась
задача технического преобразования экономики
на основе опережающего развития промышленности,
прежде всего тяжелой. Был разработан
пятилетний план развития народного хозяйства
КНР на 1953-57 гг. Намечалось увеличить ВПП
на 98 % при ежегодных темпах прироста 15
%. Темпы прироста сельскохозяйственного
производства должны были составить более
4 % в год. Коэффициент опережения развития
промышленности по отношению к сельскому
хозяйству должен был возрасти с 2,7 в 1950-52
гг. до 3,4 в 1953-57 гг., обусловив соответствующие
изменения в структуре экономики. Производство
средств производства предполагалось
увеличить на 126,5%, предметов потребления
на 80 %. В промышленное строительство намечалось
направить 52 % капитальных вложений в народное
хозяйство, из них 89 % промышленных инвестиций
в отрасли группы «А» и 11% — в группу «Б».
Для осуществления проблемы необходимо
было мобилизовать финансовые и материально-технические
ресурсы. Главным источником накопления
оставалось сельское хозяйство, обеспечивавшее
51% национального дохода. Однако неурожайные
годы 1953-54 гг., отсталость сельскохозяйственного
производства, ограниченность государственной
поддержки привели к тому, что к началу
1956 г. капитальное строительство было
выполнено лишь на 51%. Ответом на сложившуюся
ситуацию стало дальнейшее расширение
экономических функций государства и
централизация хозяйственной деятельности
(жесткий механизм централизованного
перераспределения ресурсов). С 1955 г. были
введены дополнительные ограничения экономической
самостоятельности государственных предприятий.
Практически вся их прибыль и амортизационные
отчисления стали направляться в государственный
бюджет для последующего централизованного
распределения. Что это за новый вид ссылок???В
результате удельный вес госбюджетных
вложений в общий объем государственных
инвестиций повысился с 83,5% в 1953 г. до 93
в 55 г. Однако основной упор был сделан
на формированном обобществлении негосударственных
секторов экономики. Благодаря форсированным
социально-экономическим преобразованиям
они были выполнены уже к 1956 г., хотя были
рассчитаны на 15 лет. Количество промышленных
объектов государственной собственности
увеличилось более чем в 5 раз, а их доля
в ВПП достигла 54 %. Укреплялась централизованно-
1.3 «Большой скачок».
Второй пятилетний план, принятый в 1956 г. VIII съездом КПК, предполагал продолжение ускоренной индустриализации с упором на развитие тяжелой промышленности. Большое значение придавалось динамике инвестиционного процесса: при увеличении национального дохода в 1,5 раза и неизменной норме накопления государственные капитальные вложения должны были удвоиться по сравнению с 1953-57 гг. Предполагалось увеличить финансирование аграрного сектора, а также отставших отраслей тяжелой (добыча угля и железной руды, электроэнергетика, производство минеральных удобрений) и легкой промышленности. В сельском хозяйстве по-прежнему делалась ставка на интенсификацию технически невооруженного крестьянского труда и мелкое ирригационное строительство. Соотношение промышленных и сельскохозяйственных инвестиций воспроизводило тенденции первой пятилетки. Заметное увеличение доли промышленности в государственных капитальных вложениях ограничивало возможности развития транспорта и непроизводственной сферы. Таким образом, второй пятилетний план сохранял основные ориентиры прежней социально-экономической стратегии. Дальнейшее обострение разногласий в КПК, вылившиеся в кампанию борьбы с «правым уклоном» уже во второй половине 57 г. привело к отказу от ряда реалистических положений VIII съезда (о необходимости взаимной увязки темпов и пропорций развития, поддержания баланса финансовых и материально-технических ресурсов). На передний план вышла идея о национальной специфике Китая, требовавшая переоценки предыдущего опыта развития. Была предложена реформа управления промышленностью, предусматривавшая перераспределение полномочий между центральными и местными властями. Впоследствии подчеркивание национальной специфики приобрело гипертрофированный характер. На 2-й сессии VIII съезда КПК (май 1958 г.) был провозглашен тезис о самодовлеющем значении огромного 600-миллионного населения страны как самостоятельного фактора развития, способного компенсировать структурные издержки формированного индустриального роста и восполнить любой дефицит материально-финансовых ресурсов. В середине 1958 г. без какого-либо технико-экономического или социально-экономического обоснования был составлен новый вариант второго пятилетнего плана, предусматривавший более чем трехкратное увеличение среднегодовых темпов прироста как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Поскольку имевшиеся возможности и в малой мере не могли обеспечить выполнение этих планов, капитальное строительство оказалось перед лицом сверхзадач. В 1958-62 гг. предполагалось построить 5 тыс. крупных предприятий, что в 10 раз превышало уровень первой пятилетки. Для этого были предприняты такие меры как: отмена сдельной заработной платы в промышленности; преобразование сельских кооперативов в народные коммуны; существенное расширение хозяйственно-управленческих функций местных властей. В 1959 г. норма накопления достигла 44 % против 24 в 1953-57 гг. В годы «Большого скачка» при увеличении удельного веса доходов госбюджета в национальном доходе (до 40% по сравнению с 33 в период первой пятилетки) доля капитальных вложений в бюджетных расходах подскочила с 38 до 54%. Дополнительным стимулом ускоренного развития инвестиционного процесса стало заметное расширение внебюджетных источников финансирования инвестиций (21,5% против 20 в 1953-57 гг.). Развертыванию широчайшего фронта строительных работ способствовала активная деятельность местных властей. Помимо расширения их финансовой базы (52% в расходных частях госбюджета) им было предоставлено право самостоятельно принимать решения о строительстве объектов малого масштаба и осуществлять набор рабочей силы. Банковские операции также были в основном поставлены под контроль местных властей, проводивших в жизнь курс «банки должны выдать столько кредитов, сколько попросят предприятия». Затраты на новое строительство в 1958-60 гг. составили 95% суммы государственных инвестиций, вложения в техническую реконструкцию – 5%. Приоритет в распределении государственных инвестиций принадлежал производственному строительству, тогда как вложения в непроизводственную сферу составляли лишь 13% затрат на капитальное строительство (в годы первой пятилетки 33%). В том числе расходы на городское жилищное строительство сократилось с 9 до 4% соответственно. Очевидное игнорирование потребностей населения при декларируемой особой роли человеческого фактора в формировании экономического роста Китая заключало в себе коренное внутреннее противоречие «Большого скачка», изначально предопределившие его провал. В рамках самой производственной сферы структурная политика «Большого скачка» характеризовалась гипертрофированным приоритетом промышленности, поглотившей в 1958-60 гг. 64 % государственных инвестиций против 42,5% в годы первой пятилетки. Исходя из представлений об исключительной роли металлургической базы в достижении экономического процветания и государственного могущества, правительство провозгласило ключевым звеном промышленного развития металлургию, среднегодовые размеры капитальных вложений в которую почти в 5,5 раза превзошли уровень 1953-57 гг. Ускоренными темпами велось строительство и в других отраслях тяжелой промышленности, в значительной мере сориентированных на поддержку металлургии. В первый год «Большого скачка» вложения в машиностроение увеличилось в 3 раза, в угольную промышленность – более чем в 2 раза, в промышленность стройматериалов – почти в 4 раза. Поскольку для выполнения заданий «скачка» мощностей современных предприятий было недостаточно, в 1958-60 гг. началось сооружение огромного числа мелких кустарных предприятий, прежде всего в металлургической промышленности, добыче угля и железной руды, производстве химических удобрений, мелких сельскохозяйственных орудий, в бумажной промышленности. Всего в период «Большого скачка» было построено примерно 7,5 млн. мелких и мельчайших предприятий. По-прежнему не уделялось достаточно внимания развитию легкой промышленности. В 1958-60 гг. соотношение вложений в тяжелую и легкую промышленность составило 10,5 : 1,0 вместо 5,6 : 1,0 в годы первой пятилетки. В результате производство отраслей группы «А» увеличивалось в 4 раза быстрее производства отраслей группы «Б», а их соотношение в ВПП в 1960 г. составило 67 : 33 против 52 : 48 в 1957 г. Итоги первой пятилетки не были учтены и при финансировании аграрного сектора. Лидеры КНР явно переоценили возможности саморазвития и самофинансирования китайской деревни даже с учетом воздействия «коммунизации» сельского хозяйства. Поэтому в 1958-59 гг. соотношение государственных вложений в промышленность и сельское хозяйство с весьма наряженного уровня 6 : 1 в годы первой пятилетки еще более повысилось — до 6,6 : 1,0. Доля транспорта в общей сумме капитальных затрат сократилась с 15,3 до 14,6%. Соотношение промышленных и транспортных инвестиций стало составлять 4,4 : 1,0 (вместо 2,8 : 1,0 в первой пятилетке). Положение отягощалось чрезмерным растягиванием фронта железнодорожного строительства и распылением ресурсов по многочисленных объектам.Сверхвысокие темпы «скачка» были достигнуты ценой чрезвычайного перенапряжения экономики, неимоверных людских усилий, огромной растраты материальных ресурсов, глубокого финансового дисбаланса. Дефицит государственного бюджета возрастал из года в год, составив в 1960 г. 8 млрд. юаней (4,3% доходной части бюджета) против 2 млрд. (5,6%). В 58 г. одновременно наблюдалось замедление строительства важнейших предприятий. В результате повсеместного роста незавершенного строительства отношение вновь созданных основных фондов к капитальным вложениям в 60 г. составило лишь 69% против 93 в 57 г., обусловив существенное падение общей эффективности капитальных затрат и ухудшение условий расширенного воспроизводства. Серьезные осложнения создавали глубокие структурные диспропорции, обострившиеся в связи с грубыми перекосами в распределении государственных капитальных вложений. Вследствие форсированного развития металлургия и ряд отраслей обрабатывающей промышленности далеко оторвались от сырьевой и энергетической базы. Железорудная промышленность могла обеспечить загрузку мощностей сталелитейной промышленности не более чем на 70%. При увеличении угледобычи в 3 раза, потребности в угле только в черной металлургии возросли в 3,6 раза. К ноябрю 1960 г. многие предприятия остановились из-за нехватки угля. Все более нарастало отставание транспорта, грузооборот которого в 1958-60 гг. увеличился на 108%, при том, что ВПП вырос на 110%. К концу года так и не было вывезено из мест добычи 30% железной руды и 20% угля.В бедственном положении оказалось сельское хозяйство. Десятки миллионов работников отвлекались на мелкое строительство и в промышленность; не хватало государственных инвестиций и сельскохозяйственной техники, плюс неблагоприятные погодные условия. Возник голод, увеличилась смертность, как следствие, население сократилось с 672 млн. чел. в 59 г. до 602 млн. в 60 г. Таким образом, всего за 3 года политика «Большого скачка» ввергла страну в состояние глубокого и всеохватывающего экономического и социального кризиса.[9,c 26]
1.4 Период «урегулирования».
Критическое состояние экономики привело к резкой смене курса. В 1961 г. началась политика «урегулирования, укрепления, пополнения и повышения». Стратегия этого периода предусматривала замедление экономического роста с целью ликвидации наиболее болезненных диспропорций. Отсюда программа жесткой экономии ресурсов, сокращение расходов госбюджета и постановки новых приоритетов. Была поставлена задача — сосредоточить внимание на развитии сельского хозяйства, в промышленности — предпочтение отдавалось отраслям легкой промышленности. Стремительно сокращались ассигнования на капитальное строительство; госбюджетные вложения в 62 г. составили 6 млрд. юаней против 30 млрд. в 60 г. Удельный вес капитальных затрат в расходах бюджета уменьшился с 55 (1958-60 гг.) до 28% (1961-65 гг.). Все строительные объекты вносились в государственный план с утверждением крупных объектов Госпланом КНР, а мелких – отраслевыми министерствами. Было запрещено банковского кредитование капитального строительства, заморожены внеплановые стройки. Но осуществлению жестких стабилизационных мер сопутствовала политика выборочного поощрения негосударственных форм экономической деятельности (возвращение крестьянам приусадебных хозяйств; производственных и торговых кооперативов, открытие сельских и городских рынков) для оживления экономики. Спад экономической и, прежде всего инвестиционной активности, в начале 60-х гг. явился неизбежной реакцией на истощение материально-финансовых ресурсов страны в годы «Большого скачка» и имел особенно тяжелый, стрессовый характер в 1961-62 гг., когда норма накопления понизилась до 10,4%. Несмотря на то, что с 1963 г. наблюдался возвратный рост нормы накопления (до 27 % в 65 г.), а также постепенное увеличение годовых капитальных вложений, угнетающее влияние последствий «Большого скачка» на инвестиционный процесс продолжало сказываться до конца периода «урегулирования». Свидетельством этого являются отрицательные темпы прироста в 1961-65 гг. таких важных показателей, как доходы государственного бюджета, фонд накопления, объем капитальных вложений Разрушительный характер политики «Большого скачка» прослеживается также при анализе структурных характеристик инвестиционного процесса в 1961-65 гг. Имела место заметная перестройка воспроизводственной структуры в пользу менее капиталоемкой технической реконструкции действующих предприятий: с 5% (1958-60 гг.) до 16 (1961-65 гг.) – доля в общем объеме государственных капитальных затрат. Казалось бы, этому процессу должно соответствовать заметное изменение технологической структуры капитальных вложений в пользу затрат на приобретение машин и оборудования за счет сокращения расходов на строительно-монтажные работы. Однако на практике тенденция была противоположной: доля затрат на закупку оборудования в составе государственных капитальных вложений понизилась с 38% в годы «Большого скачка», до 31 в период «урегулирования». Одновременно удельный вес строительно-монтажных работ вырос с 57 до 62%. Таким образом, за видимостью активизации технологического обновления действующего производства в первой половине 60-х гг. стояли процессы физического восстановления основных фондов промышленности и транспорта, разрушенных в результате безудержной эксплуатации и крайне низкого качества строительства в период «Большого скачка». Содержание политики в период «урегулирования» не исчерпывается попытками выправления перекосов «скачка». Все большее значение приобретала задача максимального самообеспечения экономики КНР, возникшая в связи с прекращением широкого сотрудничества Китая с СССР и странами Восточной Европы. Учитывая общее ухудшение внешнеполитического положения страны, в 1964-65 гг., на передний план стали выдвигаться идеи подготовки к войне и создания зоны военно-промышленного строительства в глубоком тылу в юго-западных и центральных районах страны («третья линия обороны»). Власти стремились к наиболее рациональному использованию инвестиционных ресурсов в аграрном секторе. Сельское хозяйство было единственной сферой экономики, где в условиях жесткой финансовой политики сохранилось инвестиционное кредитование. Государственные капитальные вложения направлялись преимущественно на ирригационное строительство, сооружение сельскохозяйственных электростанций, расширение МТС. В 1964-1965 гг. с целью повышения эффективности аграрных инвестиций стала проводиться политика их концентрации в так называемых районах гарантированных урожаев. Результатом всего этого явилось заметное повышение эффективности аграрных инвестиций: при сокращении в 1963-65 гг. среднегодовых капитальных затрат на 7% по сравнению с 58-62 гг., среднегодовые приросты основных фондов в аграрном секторе за указанный период увеличились на 19%.В период «урегулирования» развитие промышленности считалось целесообразным лишь в той мере, в какой оно обслуживало сельскохозяйственное производство. Предпочтение отдавалось производству химических удобрений и сельскохозяйственному машиностроению. Что касается легкой промышленности, то на первом этапе «урегулирования» (1961-62 гг.) удельный вес инвестиций повысился до 9% (против почти 6 вгоды «Большого скачка»). Начиная с 1963-64 гг., в связи с растущим отвлечением ресурсов на развитие оборонной промышленности и ряда базовых отраслей тяжелой индустрии, отмечалось заметное падение приоритета легкой промышленности. Следствием этого явился резкий перепад в соотношении вложений в тяжелую и легкую промышленность КНР – с пропорций в виде 4 : 1 (61-62 гг.) до 11,8 : 1,0 (63-65 гг.). На втором этапе «урегулирования» (1963-65 гг.) удельный вес вложений в тяжелую промышленность повысился с 37% (61-62 гг.) до 46 (63-65 гг.). Новая волна вложений в капиталоемкие отрасли тяжелой индустрии стимулировала общий подъем государственных инвестиций в повышение нормы накопления. В очередной раз в 1964 г. была восстановлена деятельность Комитета капитального строительства. Исходя из соображений стратегического характера, особое внимание уделялось развитию нефтяной промышленности, максимальной диверсификации производства в машиностроении и металлургии. Ограниченность инвестиционных ресурсов в годы «урегулирования» привела к существенному сокращению капитальных вложений в транспорт. В 1961-65 гг. удельный вес транспортных инвестиций в общем объеме капитальных вложений составил 15%. Имевшихся средств хватало в основном лишь для поддержания и ремонта старых железнодорожных путей и сооружений вспомогательных. Некоторое оживление железнодорожного строительства, наблюдавшееся в 1964-65 гг. было связано прежде всего с задачей создания «третьей линии обороны», и таким образом, не оказало заметного воздействия на смягчение транспортной проблемы. Политика «урегулирования» позволила добиться оздоровления и стабилизации экономического положения страны. Жесткое регулирование капитальных вложений в сочетании с рационализацией административного управления экономикой и оживлением элементов рыночного механизма содействовало повышению экономической эффективности. Коэффициент народнохозяйственной эффективности капитальных затрат (отягощение прироста национального дохода к сумме вызвавших его капитальных вложений) в 1961-65 гг. составил 0,53 против 0,10 в годы «Большого скачка» и 0,33 в годы первой пятилетки. В 1963-65 гг. отношение вновь созданных основных фондов к капитальным вложениям повысилось до 87% (по сравнению с 70,5 в 58-60 гг. и 84 в 53-57 гг.). Удалось ликвидировать дефицит госбюджета, полностью выплатить внешние долги, восстановить норму накопления до оптимального уровня (23%) и, в конечном счете, создать условия для поступательного экономического развития. Главным итогом политики «урегулирования» были ликвидация наиболее однородных результатов «большого скачка» и возвращение основных экономических параметров на уровень последних лет первой пятилетки с воспроизведением свойственной этому периоду напряженности и диспропорциональности развития. К тому же социальная плата за относительное экономическое равновесие середины 60-х годов была достаточно высока; в течение всего периода «урегулирования» продолжали действовать жесткие меры по ограничению народного потребления, включая карточное распределение основных потребительских товаров, контроль за рождаемостью, повышение брачного возраста. На повестку дня вновь встала задача поиска более совершенной модели экономического развития, которая, отвечая национальным особенностям Китая, могла бы реально способствовать рациональному сочетанию темпов и пропорций его хозяйственного роста, устранению многочисленных напряженностей в производственной и социальной сфере, и, наконец, созданию условий для устойчивого повышения экономической эффективности. [1 ,c 26]