Доходы: их источники и распределение в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состава и структуры доходов России, а также их распределение.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие федерального (государственного) бюджета, его функции;
изучить понятие доходов бюджета и рассмотреть состав и структуру доходов России;
посмотреть зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета на примере США.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование доходов в Российской Федерации……………………5
1.1. Государственный бюджет и его функции…………………………………..5
1.2. Доходы федерального бюджета……………………………………………..8
Глава 2. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации…………………………………………………………..…..11
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………....11
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета РФ……………..………..…14
Глава 3. Формирование доходов за рубежом на примере США ……………..17
Глава 4. Проблемы формирования и распределения доходной части бюджета и пути их решения……………………………………...........................22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30
Приложение «Состав доходов федерального бюджета РФ»……………….…32
Приложение «Основные показатели федерального бюджета США»………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Формирование доходов в Российской Федерации……………………5

1.1. Государственный бюджет и его функции…………………………………..5

1.2. Доходы федерального бюджета……………………………………………..8

Глава 2. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации…………………………………………………………..…..11

2.1. Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………....11

2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета РФ……………..………..…14

Глава 3. Формирование доходов за рубежом на примере США ……………..17

Глава 4. Проблемы формирования и распределения доходной части бюджета и пути их решения……………………………………...........................22

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...30

Приложение «Состав доходов федерального бюджета РФ»……………….…32

Приложение «Основные показатели федерального бюджета США»………34

 

 

Введение

Для осуществления своих  функций государству требуются  соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти.

Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное звено  государственных финансов России.

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и управления.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства.  На протяжении тысячелетий существования  государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение  – это показатель экономического и социального состояния и  политического положения государства. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой, история  государств свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в  условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы  как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Целью курсовой работы является изучение состава и структуры доходов России, а также их распределение.

Задачи курсовой работы:

  1. рассмотреть понятие федерального (государственного) бюджета, его функции;
  2. изучить понятие доходов бюджета и рассмотреть состав и структуру доходов России;
  3. посмотреть зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета на примере США.

Эта тема является актуальной, так как каждый год формируется  бюджет на очередной финансовый год  и плановый период, и в частности  планируются доходы федерального бюджета, а также периодически вносятся изменения в законодательство, например, в Налоговый кодекс РФ.

 

 

Глава 1. Формирование доходов  в Российской Федерации

 

1.1. Государственный бюджет и его функции

Центральное место в  системе государственных финансов занимают государственный бюджет.

В узком смысле слова  бюджет представляет собой финансовый план государства, который составляется на один год и финансовый план на среднесрочную перспективу и имеет силу закона. Иногда под бюджетом понимают роспись доходов и расходов государства или централизованный фонд денежных средств. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства. В настоящее время от 30 до 60% созданного в обществе ВВП перераспределяется через бюджет.

Бюджет современного государства представляет собой  сложный инструмент регулирования  экономики, воздействия на хозяйственную  конъюнктуру, а также осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем.

Бюджетный кодекс РФ, введенный  в действие в 2000 г., в отношении  бюджетной системы Российской Федерации  определяет, что она состоит из трех уровней бюджетов: федерального, субъектов Федерации и местных.1

Главным (верхним) звеном современной бюджетной системы  Российской Федерации является федеральный, или государственный, бюджет.

Доходы бюджетов РФ обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах государства и предоставления государственных кредитов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды.

В экономической системе  любого государства бюджет выполняет  несколько важных функций:

1) распределительную (перераспределительную),

2) регулирующую,

3) стимулирующую,

4) контрольную.

Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета  происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального  хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов.2

Бюджет выступает также  важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности.

Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также  посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка  таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.

Контрольная функция  бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция  бюджета позволяет оценить, насколько  полно и своевременно поступают  доходы в бюджет от разных субъектов  хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.

Таким образом, главным (верхним) звеном современной бюджетной системы Российской Федерации является федеральный или государственный бюджет. Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, имеющий силу закона.

 

1.2. Доходы федерального бюджета

Доходы бюджета - это  часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджета – это  поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Главным источником доходов  бюджетов разных уровней является ВВП  и, прежде всего, такая его часть  как национальный доход. Основным методом  перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги.

На протяжении длительного  времени доходы бюджетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.

С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классификации  в настоящее время классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие основные группы: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления. (Рис.1.1.)3

 

Рис.1.1. Состав доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деления доходов на налоговые и неналоговые доходы. В настоящее время они вместе составляют группу "Доходы". Что касается безвозмездных перечислений, то их перечень существенно расширен. В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т.п.

Безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.

Доходы от федеральных  налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном  Министерством финансов РФ порядке  учет доходов, поступивших в бюджетную  систему РФ, и их распределение  между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ.

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса  РФ (ч.2, раздел 2, гл.7) и представлены на рис. 1.2. (приложение 1.)

Указанная общая классификация  доходов бюджета на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Для дальнейшего рассмотрения доходов федерального бюджета разделим их на налоговые и неналоговые. Динамику налоговых и неналоговых доходов можно увидеть в таблице 1.

Информация о работе Доходы: их источники и распределение в России и за рубежом