Защита прав потребителей при оказании услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

В тоже время анализ судебной практики свидетельствует о том, что в судах рассматривается значительное число дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. При этом суды испытывают значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемой определения круга отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, особенно по договорам возмездного оказания услуг. Это обусловлено как динамичным изменением законодательства, так и ростом многообразных услуг, развитием договорных форм, опосредующих их оказание.

Содержание

Введение.………..………………………………………………..….………………………..…3
1. Гражданское законодательство РФ о защите прав потребителей…………………………4
2. Основные права потребителей при оказании услуг…………………………………..……7
3. Способы защиты прав потребителей……………………………………………………….13
Заключение……...……………………………………….………….……..………………...….18
Список литературы…………………………........….……………………………………...…..19

Вложенные файлы: 1 файл

Копия ПОПД.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»

Вариант № 17

Тема:    Защита прав потребителей при оказании услуг

 

   
   
   
   
 
   
 
       
   
 
 
 

 

 

 

 

Пермь 2013 
Оглавление

 

 

Введение.………..………………………………………………..….………………………..…3

1. Гражданское законодательство РФ  о защите прав потребителей…………………………4

2. Основные права потребителей  при оказании услуг…………………………………..……7

3. Способы защиты прав потребителей……………………………………………………….13

Заключение……...……………………………………….………….……..………………...….18

Список литературы…………………………........….……………………………………...…..19

 

Введение

 

     В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей являются важной правовой гарантией охраны их интересов.

     Потребитель является менее защищенным субъектом гражданского оборота, по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися профессиональными участниками рынка и располагающими неизмеримо большими финансовыми и иными возможностями для защиты своих интересов и воздействия на потребителя в этих целях. В связи с этим требуется наличие в законодательстве особых регулятивных и правоохранительных норм, которые бы учитывали особенности отношений с участием гражданина-потребителя.

      Проблема защиты прав потребителей давно приобрела международное значение. В мировой практике выработан целый комплекс основополагающих прав потребителей, к числу которых относятся права на получение качественных и безопасных товаров (работ, услуг), на просвещение, информацию, полное возмещение причиненного вреда, включая компенсацию физических и нравственных страданий, на судебную защиту, право на объединение в общественные организации и ряд других.

      В тоже время анализ судебной практики свидетельствует о том, что в судах рассматривается значительное число дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. При этом суды испытывают значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемой определения круга отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, особенно по договорам возмездного оказания услуг. Это обусловлено как динамичным изменением законодательства, так и ростом многообразных услуг, развитием договорных форм, опосредующих их оказание.

 

    1. Гражданское законодательство РФ о защите прав потребителей

 

Законодательство  РФ о защите прав потребителей представляет собой крупный массив нормативных актов, объединяя нормы различных отраслей права, и содержит меры государственного регулирования, устанавливаемые в целях защиты одной из сторон правоотношения — потребителя. Главную роль в регулировании отношений с участием потребителей занимает гражданское право, поскольку именно оно призвано регламентировать на началах автономии воли и диспозитивности имущественные, а также некоторые неимущественные отношения между юридически равными субъектами.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское  законодательство отнесено к исключительному  ведению РФ. Согласно указанной конституционной норме исключается возможность издания органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации нормативных актов, содержащих гражданско-правовые нормы, и, соответственно, отнесение их к числу источников гражданского права. В случае принятия таких актов, они могут быть признаны незаконными по иску лица, права которого этим нарушены.

Значимость  проблем по защите прав потребителей для международного сообщества в  полной мере подтверждается принятием  в 1985 г. резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН, утвердившей «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Согласно п.25 указанной резолюции если в силу местных экономических условий какая-либо норма ниже общепризнанной международной нормы, должны предприниматься все усилия для скорейшего повышения этой нормы.

Конституцией  РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы (п.4 ст. 15).

В полном соответствии с общепризнанным принципом  приоритета международного права перед  внутренним правом отдельной страны ст.2 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что при противоречии норм указанного закона и положений  международных договоров с участием России, применению подлежат последние. В юридической литературе высказано мнение о том, что толкование данной нормы должно носить ограничительный характер, поскольку нормы международных договоров могут, как устанавливать более высокий, по сравнению с установленным российским законодательством, уровень правовой защиты интересов потребителя, так и снижать гарантии его прав. В последнем случае вопрос о возможности ограничительного толкования ст. 2 Закона и ст. 7 ГК РФ приобретает особый смысл и значение, и эта ситуация совсем не исключена, поскольку международные договоры заключаются между странами с различным уровнем технического, правового и культурного развития, в связи с чем формулирование их положений представляет собой всегда определенный компромисс. С учетом этого, представляется правильным рассматривать нормы международного права в области защиты прав потребителей, как определенный минимум предоставляемых данной категории лиц прав. Если же национальным законодательством установлены дополнительные гарантии, обеспечивающие защиту прав потребителей на более высоком, по сравнению с нормами международного права, уровне, то нет оснований усматривать в этом какое-либо противоречие.

В настоящее  время на основе Гражданского кодекса  РФ принимаются законы, в том числе  и прямо в нем предусмотренные. В связи с этим вопрос о строгом  соблюдении принципа верховенства норм Кодекса при регулировании гражданских  правоотношений приобретает особое значение, поскольку его несоблюдение неизбежно приведет к разрушению единой системы регулирования гражданских  отношений, существенно снизит эффективность  правового регулирования в целом. К сожалению, законодатель не всегда учитывает указанные обстоятельства, допуская принятие законов, не соответствующих  требованиям Гражданского кодекса  РФ, в том числе и в области  защиты прав потребителей. Примером может  служить Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации», которым предусматривается реализация туристского продукта (права на тур, как комплекса услуг) на основании договора розничной купли-продажи. Между тем, как согласно п.2 ст.779 ГК РФ (глава 39 «Возмездное оказание услуг») туристское обслуживание относится к числу возмездных услуг, что предполагает иную структуру договорных отношений и их правового регулирования.

Понятие личных (бытовых) нужд является оценочным  и неоднозначным. По всей видимости, имеются в виду такие нужды, потребность  в удовлетворении которых гражданин  испытывает в быту. Под понятие личных нужд подпадает и приобретение товара для производственного использования без цели систематического извлечения прибыли, а при изменении режима пользования имущества предлагается исходить из первоначальной цели его приобретения. Последний вывод представляется неверным, поскольку если в результате какой-либо сделки имущество, первоначально приобретавшееся для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, будет использоваться новым титульным владельцем в иных целях (например, в предпринимательской деятельности), то последний в случае возникновения спора уже не вправе ссылаться на Закон о защите прав потребителей, так как в результате изменения цели использования товара (результата работы) он (новый владелец) не может рассматриваться в качестве потребителя. Аналогичным образом должен решаться вопрос и в том случае, если товар (результат работ) в последующем приобретается юридическим лицом.

Дополнительным  критерием является указание на то, что имеются в виду только те личные (бытовые) нужды, удовлетворение которых  не связано с извлечением прибыли. Это дало основание некоторым  ученым утверждать, что действие Закона о защите прав потребителей распространяется лишь на тех граждан, которые «приобрели товар или услугу не для предпринимательской  деятельности».

В качестве потребителя Закон рассматривает любого гражданина, который имеет только намерение приобрести товар (работу, услугу). Это имеет принципиальное значение — ряд норм Закона подлежит применению и до того, как между сторонами возникают договорные отношения (право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, о товарах (работах, услугах), право на свободный выбор работ (услуг) и т.п.).

Под «исполнителем» Закон понимает организацию, независимо от ее формы собственности, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающих  услуги потребителям по возмездному  договору. Под организациями понимаются юридические лица, причем как коммерческие, преследующими извлечение прибыли  в качестве основной цели своей деятельности, так и некоммерческие, имеющие  иную основную цель своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль  между участниками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации, обладая в отличие  от большинства коммерческих организаций  специальной правоспособностью, могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность, оказывая услуги и выполняя работы для граждан, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им.  В Законе о защите прав потребителей особо подчеркнуто, что форма собственности юридического лица не имеет значения для решения вопроса о распространении на его деятельность законодательства о защите прав потребителей.

Контрагентом  потребителя может быть также  и индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном  порядке. В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к индивидуальным предпринимателям применяются правила ГК, которые  регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или  существа правоотношения. В некоторых  случаях суды разрешают спор исходя из формального наличия или отсутствия факта регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, не давая оценки всем установленным обстоятельствам в совокупности.

При таких условиях, принимая во внимание, что в роли потребителей может  выступать при определенных обстоятельствах  любой гражданин, не вызывает сомнений необходимость установления особого  правового регулирования таких  отношений.

Однако, очевидно, что создание дополнительных гарантий и привилегий для одной  из сторон не может не влечь умаления прав другой стороны.

Поэтому при определении круга отношений, на которые необходимо распространять законодательство о защите прав потребителей, следует это учитывать, не допуская необоснованного ущемления прав субъектов предпринимательской  деятельности.

 

 

 

    1. Основные права потребителей при оказании услуг

 

  Просвещение гражданина в области защиты прав потребителей как нельзя более отвечает принципам образования, под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства.

Одним из важнейших является право потребителя  на информацию. Под информацией следует  рассматривать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Устанавливая  право потребителей на получение  необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых  им услугах (выполняемых работах), Закон  определяет требования по составу информации, порядку и форме ее предоставления организациями, оказывающими услуги (реализующими товары, выполняющими работы). Данное право  следует относить к числу субъективных гражданских прав потребителя.

Доведению до потребителя подлежит «необходимая»  информация, содержание которой в  Законе напрямую не расшифровывается. Очевидно, что при отнесении той  или иной информации к категории  необходимой для потребителя  следует исходить из его интересов, учитывая, что информация призвана обеспечить возможность компетентного  и независимого выбора работы (услуги), возможность использования ее результата по назначению, предупредить об опасности, а также о вероятном загрязнении  окружающей среды.

Исполнитель обязан предоставить потребителю информацию при заключении договора в наглядной  и доступной форме способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском  языке, а дополнительно и на государственных  языках субъектов Российской Федерации  и родных языках народов России (п.2 ст.8 Закона). Особенности предоставления информации по тем или иным видам  услуг, устанавливаются Правительством РФ при утверждении правил об оказании услуг (выполнении работ) соответствующего вида и зависят также и от вида информации. Так, в соответствии с п.п.3-4 Правил об оказании гостиничных услуг в РФ сведения о фирменном наименовании исполнителя, режиме работы и местонахождении располагаются на вывеске, а информация об услугах размещается в помещении, предназначенном для оформления проживания в гостинице в удобном для обозрения месте.

Особенностью  информации при заключении потребительских  договоров является то, что обязанность  по ее предоставлению возникает у  исполнителя до заключения договора и любой гражданин, обратившийся за получением такой информации к  исполнителю, уже должен рассматриваться  в качестве потребителя. В соответствии с преамбулой Закона в качестве потребителя  рассматривается и гражданин, который  имеет намерение заказать или  приобрести товар (работу, услугу). Представляется, что именно с фактом обращения  потребителя к организации, осуществляющей соответствующую деятельность, следует  связывать момент возникновения  права на информацию и приобретение гражданином статуса потребителя  для соответствующих отношений. До этого момента, право на получение  информации о товарах (работах, услугах) должно рассматриваться в качестве элемента правоспособности, правовой возможности правообладания. Таким  образом, для реального возникновения  права на информацию требуется наличие  определенного юридического факта  – действий, свидетельствующих о  намерении гражданина вступить в  договорные отношения по приобретению товара, работы или услуги).

Информация о работе Защита прав потребителей при оказании услуг