Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:08, контрольная работа
В тоже время анализ судебной практики свидетельствует о том, что в судах рассматривается значительное число дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. При этом суды испытывают значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемой определения круга отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, особенно по договорам возмездного оказания услуг. Это обусловлено как динамичным изменением законодательства, так и ростом многообразных услуг, развитием договорных форм, опосредующих их оказание.
Введение.………..………………………………………………..….………………………..…3
1. Гражданское законодательство РФ о защите прав потребителей…………………………4
2. Основные права потребителей при оказании услуг…………………………………..……7
3. Способы защиты прав потребителей……………………………………………………….13
Заключение……...……………………………………….………….……..………………...….18
Список литературы…………………………........….……………………………………...…..19
Факультет: Экономический
Кафедра: Правовых дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
Вариант № 17
Тема: Защита прав потребителей при оказании услуг
Пермь 2013
Оглавление
Введение.………..…………………………………………
1.
Гражданское законодательство
2.
Основные права потребителей
при оказании услуг………………………………
3.
Способы защиты прав
Заключение……...………………………………………
Список литературы…………………………...
Введение
В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей являются важной правовой гарантией охраны их интересов.
Потребитель является менее защищенным субъектом гражданского оборота, по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися профессиональными участниками рынка и располагающими неизмеримо большими финансовыми и иными возможностями для защиты своих интересов и воздействия на потребителя в этих целях. В связи с этим требуется наличие в законодательстве особых регулятивных и правоохранительных норм, которые бы учитывали особенности отношений с участием гражданина-потребителя.
Проблема защиты прав потребителей давно приобрела международное значение. В мировой практике выработан целый комплекс основополагающих прав потребителей, к числу которых относятся права на получение качественных и безопасных товаров (работ, услуг), на просвещение, информацию, полное возмещение причиненного вреда, включая компенсацию физических и нравственных страданий, на судебную защиту, право на объединение в общественные организации и ряд других.
В тоже время анализ судебной практики свидетельствует о том, что в судах рассматривается значительное число дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. При этом суды испытывают значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемой определения круга отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, особенно по договорам возмездного оказания услуг. Это обусловлено как динамичным изменением законодательства, так и ростом многообразных услуг, развитием договорных форм, опосредующих их оказание.
Законодательство РФ о защите прав потребителей представляет собой крупный массив нормативных актов, объединяя нормы различных отраслей права, и содержит меры государственного регулирования, устанавливаемые в целях защиты одной из сторон правоотношения — потребителя. Главную роль в регулировании отношений с участием потребителей занимает гражданское право, поскольку именно оно призвано регламентировать на началах автономии воли и диспозитивности имущественные, а также некоторые неимущественные отношения между юридически равными субъектами.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению РФ. Согласно указанной конституционной норме исключается возможность издания органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации нормативных актов, содержащих гражданско-правовые нормы, и, соответственно, отнесение их к числу источников гражданского права. В случае принятия таких актов, они могут быть признаны незаконными по иску лица, права которого этим нарушены.
Значимость
проблем по защите прав потребителей
для международного сообщества в
полной мере подтверждается принятием
в 1985 г. резолюции Генеральной
Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст. 15).
В полном
соответствии с общепризнанным принципом
приоритета международного права перед
внутренним правом отдельной страны
ст.2 Закона о защите прав потребителей
устанавливает, что при противоречии
норм указанного закона и положений
международных договоров с
В настоящее
время на основе Гражданского кодекса
РФ принимаются законы, в том числе
и прямо в нем предусмотренные.
В связи с этим вопрос о строгом
соблюдении принципа верховенства норм
Кодекса при регулировании
Понятие личных (бытовых) нужд является оценочным и неоднозначным. По всей видимости, имеются в виду такие нужды, потребность в удовлетворении которых гражданин испытывает в быту. Под понятие личных нужд подпадает и приобретение товара для производственного использования без цели систематического извлечения прибыли, а при изменении режима пользования имущества предлагается исходить из первоначальной цели его приобретения. Последний вывод представляется неверным, поскольку если в результате какой-либо сделки имущество, первоначально приобретавшееся для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, будет использоваться новым титульным владельцем в иных целях (например, в предпринимательской деятельности), то последний в случае возникновения спора уже не вправе ссылаться на Закон о защите прав потребителей, так как в результате изменения цели использования товара (результата работы) он (новый владелец) не может рассматриваться в качестве потребителя. Аналогичным образом должен решаться вопрос и в том случае, если товар (результат работ) в последующем приобретается юридическим лицом.
Дополнительным критерием является указание на то, что имеются в виду только те личные (бытовые) нужды, удовлетворение которых не связано с извлечением прибыли. Это дало основание некоторым ученым утверждать, что действие Закона о защите прав потребителей распространяется лишь на тех граждан, которые «приобрели товар или услугу не для предпринимательской деятельности».
В качестве потребителя Закон рассматривает любого гражданина, который имеет только намерение приобрести товар (работу, услугу). Это имеет принципиальное значение — ряд норм Закона подлежит применению и до того, как между сторонами возникают договорные отношения (право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, о товарах (работах, услугах), право на свободный выбор работ (услуг) и т.п.).
Под
«исполнителем» Закон понимает организацию,
независимо от ее формы собственности,
а также индивидуального
Контрагентом потребителя может быть также и индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к индивидуальным предпринимателям применяются правила ГК, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В некоторых случаях суды разрешают спор исходя из формального наличия или отсутствия факта регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, не давая оценки всем установленным обстоятельствам в совокупности.
При таких условиях, принимая во внимание, что в роли потребителей может выступать при определенных обстоятельствах любой гражданин, не вызывает сомнений необходимость установления особого правового регулирования таких отношений.
Однако, очевидно, что создание дополнительных гарантий и привилегий для одной из сторон не может не влечь умаления прав другой стороны.
Поэтому
при определении круга
Просвещение гражданина в области защиты прав потребителей как нельзя более отвечает принципам образования, под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства.
Одним из важнейших является право потребителя на информацию. Под информацией следует рассматривать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Устанавливая
право потребителей на получение
необходимой и достоверной
Доведению
до потребителя подлежит «необходимая»
информация, содержание которой в
Законе напрямую не расшифровывается.
Очевидно, что при отнесении той
или иной информации к категории
необходимой для потребителя
следует исходить из его интересов,
учитывая, что информация призвана
обеспечить возможность компетентного
и независимого выбора работы (услуги),
возможность использования ее результата
по назначению, предупредить об опасности,
а также о вероятном
Исполнитель обязан предоставить потребителю информацию при заключении договора в наглядной и доступной форме способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно и на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России (п.2 ст.8 Закона). Особенности предоставления информации по тем или иным видам услуг, устанавливаются Правительством РФ при утверждении правил об оказании услуг (выполнении работ) соответствующего вида и зависят также и от вида информации. Так, в соответствии с п.п.3-4 Правил об оказании гостиничных услуг в РФ сведения о фирменном наименовании исполнителя, режиме работы и местонахождении располагаются на вывеске, а информация об услугах размещается в помещении, предназначенном для оформления проживания в гостинице в удобном для обозрения месте.
Особенностью
информации при заключении потребительских
договоров является то, что обязанность
по ее предоставлению возникает у
исполнителя до заключения договора
и любой гражданин, обратившийся
за получением такой информации к
исполнителю, уже должен рассматриваться
в качестве потребителя. В соответствии
с преамбулой Закона в качестве потребителя
рассматривается и гражданин, который
имеет намерение заказать или
приобрести товар (работу, услугу). Представляется,
что именно с фактом обращения
потребителя к организации, осуществляющей
соответствующую деятельность, следует
связывать момент возникновения
права на информацию и приобретение
гражданином статуса
Информация о работе Защита прав потребителей при оказании услуг