Издержки перераспределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:28, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере того, как развивалось рыночное хозяйство, возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно было решить на базе частной собственности. Появилась потребность малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала инвестиций, необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах.

Содержание

Введение
3
1.
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
4
2.
Экономические функции правительства и функция перераспределения дохода
7
3.
Издержки перераспределения доходов как фактор экономической политики государства
11

Заключение
15

Список использованной литературы
17

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика обществ.сектора-к.р.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

   

Стр.

 

Введение

3

1.

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

4

2.

Экономические функции правительства и функция перераспределения дохода

7

3.

Издержки перераспределения доходов как фактор экономической политики государства

11

 

Заключение

15

 

Список использованной литературы

17


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство является нерыночным экономическим агентом, принимающим решения, способствующие прибыльному функционированию частного сектора, производству общественных благ и перераспределению частных благ среди членов общества.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере того, как развивалось рыночное хозяйство, возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно было решить на базе частной собственности. Появилась потребность малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала инвестиций, необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах.

Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их результаты.

Теоретически понятие «государственная экономическая политика» шире, чем «государственное регулирование экономики», т.к. первая может основываться на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Но поскольку необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается, то в наше время данные термины являются практически идентичными.

Главной целью государства является достижение высокой экономической результативности, способствующей обеспечению устойчивого роста благосостояния народа и повышению качества жизни.

Достижение данных целей обеспечивается за счет перераспределения государственных доходов в силу проводимой бюджетной политики. Однако процессы перераспределения доходов государства с целью финансирования государственных расходов должны носить рациональный и оптимальный характер. Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов и расходов на отдельные сектора экономики – оборону, науку, образование и др.

Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение вопросов перераспределительной политики государства и издержек перераспределения.

Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:

  1. Анализ социально-экономической сущности бюджета.
  2. Рассмотрение основных экономических функций правительства, в том числе функций перераспределения дохода.
  3. Издержки перераспределения доходов как фактор, необходимый к учету при проведении экономической политики правительства

 
 

 

  1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

 

Важную роль в процессе перераспределения и дальнейшего использования произведенного в обществе Внутреннего валового продукта и национального дохода играет бюджет.

Бюджет рассматривается в литературе с нескольких позиций.

Бюджет как экономическая категория - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государственной и местной власти.

Бюджет как правовая категория – основной финансовый план государства, где определены его доходы и расходы; юридический факт, на основании которого осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

Бюджет в материальном смысле – общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.

Бюджету принадлежит ведущая роль в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Основными функциями бюджета являются:

    1. Перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

    1. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

    1. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.

    1. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

    1. Обеспечение государственного федерализма.

 

 Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

1 – образование доходов  бюджета;

2 – использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета в широком смысле – это экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами и гражданами.

В соответствии с положениями бюджетного законодательства, доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением источников финансирования дефицита бюджета.1

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе и возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

От того насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличения прибыли.

Расходы бюджета в широком смысле - это экономические отношения, возникающие между государством и организациями, учреждениями и гражданами, в ходе использования централизованных денежных средств.

В соответствии с положениями бюджетного законодательства, расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением источников финансирования дефицита бюджета.2

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает:

1. Возможность обеспечивать  денежными средствами общегосударственные  потребности:

    • ускоренное развитие приоритетных отраслей народного хозяйства;

    • воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

    • развитие науки и техники;

    • обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

2. Посредством бюджета  происходит территориальное и межотраслевое перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода, т.е. перераспределение осуществляется:

    • территориально (с одной территории на другую);

    • из производственной в непроизводственную сферу;

    • между отраслями производственной сферы.

Таким образом, бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. возложенных на них функций.

В тоже время, государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Специфические признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, включают:

    • денежную форму отношений (опосредует движение финансовых ресурсов);

    • ограниченную сферу действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ и др.);

    • участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население;

    • безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением представления бюджетных кредитов);

    • исторический характер возникновения совместно с государством и объективную форму функционирования совместно с развитием товарно-денежных отношений.

 

Экономические функции правительства и функция перераспределения дохода

 

Экономические функции правительства многообразны и сводятся к следующим:

  1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.
  2. Защита конкуренции.
  3. Перераспределение дохода и богатства.
  4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
  5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

При изменении политической обстановки наблюдаются перемены в экономической политике.

Управление экономикой — это целенаправленное воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.3

В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимаются законы, постановления, решения, обязательные для исполнения.

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, что является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает также меры, как предоставление законного статуса частным предпринимателям соответствующие права и гарантии предпринимательства. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для наложения соответствующих наказаний за допускаемые правонарушения.

Государство также представляет услуги обществу в форме содержания государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса, качества продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.4

Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции является монополия. При возникновении монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему обществу.

Информация о работе Издержки перераспределения