Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией во всех формах и видах. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией во всех формах и видах. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению инфляции или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Переход экономики России на рыночные рельсы резко повысил значение денег, влачивших до того некое полувиртуальное существование. Проблемы денежного обращения стали основными как   в  практических  мероприятиях  по  реконструкции  экономики страны, так и в теоретических исследованиях.  Поэтому,  несмотря  на  оживленное  обсуждение  указанных  вопросов   на   страницах   экономической   прессы,   актуальность  их  не  уменьшается.  Высокая  стоимость  анализа  инфляционных процессов, большое  число   действующих  факторов  затрудняют  выработку  правильной  денежной  политики.

Как  показывает  опыт  России, а также других стран, переход на рыночные  отношения   сопровождается   быстрым   ростом   цен,   усилением  действия  инфляционных  факторов.  Очень  важно  правильно  оценить, является ли сам  переход  на  рыночные  отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное  выражение.

Очевидно,  что в условиях рыночных отношений возможности искусственного  сдерживания  инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность  в  принятии  решений  по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов  усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.

В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

  • изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
  • рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;
  • анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

Объектом исследования является инфляционный процесс. Предметом исследования являются процесс развития инфляции и влияние антиинфляционных мер на инфляцию.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ

 

1.1. Понятие и причины  возникновения инфляции

 

Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен. В этом определении важны следующие слова:

1. устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

2.  общего уровня цен, что  означает, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные .

Перечислим важнейшие причины возникновения инфляции:

  1. диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении;
  2. аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций, осуществляемых подобным образом. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту массы без соответствующего товарного покрытия;
  3. общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией и изменением структуры рынка в XX веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении «Гонки цен», а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров);
  4. рост «открытости» экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность «импортируемой» инфляции. Так, к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г. вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке – на другие товары. В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на импортируемые товары. Вместе с тем, возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены;
  5. инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики

 

 

 

1.2. Виды инфляции

 

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. В зависимости от характера инфляции и  темпов  нарастания  инфляционных процессов различают:

  • умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска.
  • галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.
  • высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200 - 300% и более процентов в год (заметим, что в подсчете инфляции за год используется формула "сложного процента"), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
  • гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают:

  • открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.
  • подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции - дефицит товаров.

В зависимости от роста цен по разным товарным  группам принято   выделять:

  • сбалансированная  инфляция   выражается,   как   правило,   пропорциональным изменением цен на  разные  товары;
  • несбалансированная  инфляция  определяет изменение цен разных товаров по отношению друг к другу в разных  пропорциях.

В зависимости от степени  предвидения инфляция подразделяется:

  • ожидаемая (прогнозируемый рост цен);
  • неожидаемая (непрогнозируемый  рост  цен)

По степени распространения инфляционных процессов  принято  выделять:

  • локальная (в рамках отдельных стран);
  • мировая  (охватывает  группу  стран  или  целые регионы).

 

 

1.3. Социальные и экономические последствия инфляции

 

Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:

  1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков»;
  2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества;
  3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса;
  4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование;
  5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства;
  6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения .

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

2.1. Основные подходы антиинфляционной  политики

 

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными  расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный  спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход – это  гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству  Центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного  процента. Денежно-кредитная политика  используется как средство для  кратковременного воздействия на  экономику. Иными словами, государство  должно проводить антиинфляционные  мероприятия для ограничения  спроса, поскольку стимулирование  экономического роста и искусственное  поддержание заработной платы  путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией .

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная еще с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.

 

 

2.2. Методы борьбы с  инфляцией

 

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика