Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
Целью работы является выявление перспектив развития информационной экономики в современном мире. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность, особенности и измерение информационной экономики, исследовать проблемы развития информационной экономики и определить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………5
Сущность информационной экономики………………………………..5
Особенности информационной экономики…………………………….12
Измерение информационной экономики……………………………….16
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…………………………………………………………………………..21
2.1 Проблемы информационной экономики………………………………..21
2.2 Перспективы развития информационной экономики………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Студентки 2 курса очной
Формы обучения
специальность :бухучёт и аудит
Мешкова Е.В.
Шифр: 24-бух-10
Научный руководитель:
Рахматулина Л.И
Оренбург – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………………………
2.1 Проблемы информационной экономики………………………………..21
2.2 Перспективы развития
информационной экономики………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Несмотря на сравнительно недавнее появление определения «информационная экономика», термин был введен американским ученым М. Порат в 1976 году, явление «информационная экономика» возникло гораздо раньше в процессе становления и развития индустриального общества. Информационную экономику можно рассматривать как неотъемлемую вспомогательную отрасль, присущую индустриальной экономике и развивающуюся в ее недрах. В процессе своего развития эта отрасль привела к перерождению индустриальной экономики в постиндустриальную. Роль информационной экономики, в развитии общества настолько велика, что этот этап развития экономики стал называться информационным.
Информационная экономика как отдельная учебная дисциплина находится в стадии формирования. Сам термин информационная экономика вошел в широкий научный оборот после публикации в 1998г. известной монографии Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Это послужила толчком для осмысления роли информации в современном мире и попыток создания стройной экономической теории информационного общества. Однако такая теория до сих пор не создана.
В условиях глобализации проблемы,
стоящие перед мировой
На основании вышеизложенного можно сказать, что объектом исследования является информационная экономика.
Целью работы является выявление перспектив развития информационной экономики в современном мире. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность, особенности и измерение информационной экономики, исследовать проблемы развития информационной экономики и определить пути их решения.
Глава 1. Теоретические основы информационной экономики.
Исходя из теории постиндустриального общества, границами общественных систем являются социально-технические революции1:
- промышленная революция, представляющая собой массовую замену ручного труда машинным на рубеже 18-19 веков, привела к вытеснению аграрного производства, как базиса экономики, промышленностью и отделило индустриальное общество от доиндустриального.
- научно-техническая революция, представляющая собой интеллектуализацию труда и превращение науки в ведущий фактор развития общественного производства, 1960-х годов осуществила переход от индустриального общества к индустриальному.
В соответствии с вышеуказанной теорией выделяют три крупные фазы экономической революции( рис. 1.1)
- доиндустриальное общество - аграрная экономика
- индустриальное общество - промышленная экономика
- постиндустриальное общество – информационная экономика
1 Гутник А. Сектор информационных и коммуникальных технологий-с. 99-106.
Рис. 1.1- Фазы экономической эволюции.
Современное общество превратилось в общество организаций, главной функцией которых стало рациональное использование накопленных знаний и обеспечение пути совершенствования и развития на основе научно-технического прогресса[3, с.100]:..
Ключевым ресурсом современного развития считается научное знание, которое заменило труд в качестве источника прибавочной стоимости, а экономику постиндустриального общества – информационной экономикой (экономикой знания).
Информационная экономика – это новый тип экономики , использующий новейшие информационные технологии в формировании качественных государственных информационных фондов . предпринимательских структур, научных институтов, коммерческих предприятий, необходимых для формирования и поддержания качественного уровня осуществляемых видов деятельности и плановых мероприятий[3, с.102]:..
При определении информационной экономики экономисты используют различные критерии: технологический, экономический, трудовой, пространственный, креативный. Данные критерии в определённой степени раскрывают ту или иную сторону информационной экономики2.
2 Швецов А.Н. Информационное общество: теория и практика становления в мире С. 15-24.
Технологический критерий. Новые технологии принимаются за признак рождения информационного общества. Предполагается, что такой объём технологических инноваций должен привести к научно-техническому и социально-экономическому переустройству мира.
Так Япония является пионером в области новейших информационных технологий. Развитие коммуникативной среды достигло здесь такого уровня, что количество информации стало увеличиваться более чем на 10 % ежегодно. Это даже позволило закрепиться выражению «дзехо когай» («информационное загрязнение окружающей среды») [11, с.102]: .
Экономический критерий предполагает учёт роста экономической ценности информации. Увеличение доли информационного бизнеса в ВВП трактуется как движение в направление к информационному обществу. Одним из первых использовал экономический критерий австро-американский учёный Фриц Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», который попытался определить границы «индустрии знаний» и ответить на вопрос о том. Какая часть национального богатства является результатом производства, обработки и распространения информации.
Трудовой критерий. Здесь рассматривается структура занятости населения и тенденции изменения этой структуры. Предполагается, что общество вступает в информационную стадию своего развития. Когда большинство занятых работает в информационной сфере. Движущей силой современной экономики являются люди, чья главная способность состоит в создании и использовании информации.
Пространственный критерий основывается на географическом принципе. Это приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии; технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США). Главный акцент делается на информационные сети, которые связывают различные места и поэтому могут оказать глубокое воздействие на различные аспекты общественной жизни.
Одной из наиболее интересных и масштабных работ в данном направлении является работа Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», где он рассматривает технологический прогресс как базис и в то же самое время как выражение происходящих глобальных изменений. Современное глобальное общество он называет обществом сетевых структур, глобализацию он определяет в качестве новой капиталистической экономики, для которой свойственны такие характеристики. Как информация, определяющее влияние информационных технологий и их реализация через сетевые структуры.
Креативный критерий. Предполагается, что информационная экономика характеризуется доминированием творческой деятельности в общественной жизни.
Этот критерий получил своё теоретическое обоснование в работах австро-американского экономиста Йозефа Шумпетера, который впервые в экономической науке рассмотрел творчество в качестве главного фактора экономического развития. По Шумпетеру, успех предпринимателя зависит, в первую очередь, от его способности создавать «новые комбинации», т.е. специфические информационные продукты, которые в силу своей уникальности обеспечивают прибыль её создателю. По истечению некоторого времени новая идея заимствуется конкурентами, в результате чего прибыль её хозяина резко сокращается, он встаёт перед необходимостью продолжения творчества. Таким образом, творчество становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности предпринимателя.
Информационная экономика представляет собой новое направление в экономике, изучающее влияние информаций и знаний на экономические решения. Это термин, используется для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов, как было сказано выше. Во-вторых, информационная экономика – экономическая теория информационного общества. Информационная экономика сфокусирована в трёх областях3
( рис.1.2).
Рис.1.2- Основные области информационной экономики.
Изучение информационной асимметрии – ситуации на рынке, при которой информация доступна только некоторым, а не всем, участникам рынка. В экономике асимметричная информация – это ситуация на рынке, когда одна сторона сделки (продавец или покупатель) обладает значительно большей информацией о продукте или услуге, чем другая.
Обычно, продавец знает о продукте больше чем покупатель, например: продавцы машин, агенты недвижимости, разработчики программного
обеспечения, однако, возможно и обратное, когда покупатель знает больше чем продавец4.
На рынке с ассиметричной информацией средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Из-за несовершенства информации нечестные продавцы предлагают некачественный товар. В результате многие покупатели, зная о низком качестве товара, избегают покупок или соглашаются его покупать за более низкую цену. Продавцы качественного товара чтобы сохранить за собой рынок заводят торговые марки, лицензию и сертификацию товара. Появление интернета
3 Родина Г. Этапы и условия инновационного развития С. 92-96.
4 .Варрава М.Ю Этапы становления и тенденции развития экономики знанийС.46
позволило потребителям свободно получать информацию о том или ином продукте, узнавать его репутацию. Таким образом интернет снижает асимметричность информации. Обязанность правительства состоит в преодолении информационной асимметричности, устанавливая системы лицензирования, квалификационных тестов, преследовании мошенничества и лживой рекламы.
1.Изучения экономики информационных технологий. Информационная экономика - это новый тип экономики, использующий новейшие информационные технологии в формировании качественных как государственных информационных фондов, так и фондов предпринимательских структур, научных институтов, коммерческих
предприятий, необходимых
для формирования и поддержания
качественного уровня осуществляемых
видов деятельности и плановых мероприятий.
Задача создания общедоступного массива
информации в системе хозяйственной,
научно-технической
2. Изучение экономики информационных продуктов - документированной информации, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и представленной в форме товара и услуг. Информационные продукты (программные продукты, базы и банки данных) являются результатом информационной деятельности – деятельности, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организацию доступа к нему. Информационный продукт является основным продуктом информационной экономики и представляет собой товар , который имеет не только цену, но и всеобщую полезность в виде непосредственно накапливаемого научного знания[1, с.47]:.
Для того чтобы информация выступала товаром, необходимо её овеществление на материальных носителях: книгах и других печатных материалах, кино-фотоплёнках, аудио-видео кассетах, магнитных носителях внешней памяти компьютера. Только информация, зафиксированная на материальных носителях, может выступать предметом труда, подлежащим дальнейшему преобразованию, хранению и передаче, а может выступать и средством труда в процессе обучения или научного труда.
Информация о работе Информационная экономика: современные проблемы и перспективы развития