Информационные технологии управления бюджетной системой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное управление в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика – это первый и определяющий этап автоматизации любого учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

     Введение

     Эффективное управление  в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика –  это первый и определяющий этап автоматизации  любого учета. В настоящее время  проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле Россия сильно уступает зарубежным странам. Иностранные органы государственного и муниципального управления, как  правило, имеют опыт модернизации и  внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения  ИС. В России зачастую используют системы  первого или второго поколения.

     Руководители  многих российских органов государственного и муниципального управления имеют  слабое представление о современных  компьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать большой  штат собственных программистов, которые  разрабатывают индивидуальные программы  для решения стандартных управленческих задач.

     Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы  управления нова для большинства  отечественных руководителей, а  ее последствия во многом будут оказывать  значительное влияние в течение  нескольких лет. Т.к. применение интегрированной  ИС, которая отвечала бы требованиям (масштабу, специфике бизнеса и  т.д.), позволила бы руководителю минимизировать издержки и повысить оперативность  управления в целом.

     В данной курсовой работе рассматриваются  автоматизированные информационные технологии в управлении бюджетной системой. 
 
 

Глава 1.Информационные технологии управления бюджетной системой

     Одним из механизмов, позволяющих государству  проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система  общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

     Бюджетэто форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     ИС  управления бюджетным процессом  имеет централизованную сетевую  архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского  управления.

     Ключевую  роль в управлении информационными  потоками финансовых, бюджетных, налоговых  служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах  федерального и территориального уровня управления составляют корпоративные  компьютерные сети. Обмен данными  в таких сетях осуществляется на основе стандартных протоколов.

     В налоговых и финансовых службах  регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая  клиент-серверная модель обработки  данных.

     В бюджетной системе, которая функционально  связана с налоговыми учреждениями, решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным  средством является программный  комплекс «Бюджет». Он обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями  кредитов, подчиненными финансовыми  органами городов и районов и  т.д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс.

     Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие  структурные подразделения финансового  органа:

     Бухгалтерия

Реализуются следующие  функции:

учет фактических  доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные  поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т.д.);

работа с отчетами распорядителей Кредитов (ведомость  списания кассовых расходов);

накопление информации подчиненных субъектов;

взаимные расчеты  между бюджетами различных уровней;

автоматизированная  обработка электронных выписок  из банка;

автоматизированное  формирование бухгалтерской отчетности.  

          Бюджетный отдел.

Реализуются следующие  функции:

работа с бюджетом и росписью бюджета;

работа с реестром уведомлений;

формирование  уточненного плана и плана  финансирования;

формирование  распоряжений па финансирование.

     Отдел государственных доходов.

Реализуются следующие  функции:

работа с планом доходов;

изменение доходной части:

проведение взаимозачетов;

формирование  прогнозов доходов.

     Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.

     Одним из программных модулей комплекса  является «Исполнение бюджета», который позволяет решать следующие задачи:

осуществлять  непосредственный контроль динамики поступления  и расходования бюджетных средств;

прогнозировать  динамику поступления средств с  целью осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;

проводить наблюдения за движением средств, поступающих  через банки в виде налогов  в бюджет;

осуществлять  распределение доходов между  федеральным бюджетом, бюджетами  национально-государственных и административно-территориальных  образований;

осуществлять  распределение доходов между  бюджетополучателями, контроль поступления  и расходования средств;

передавать информацию о динамике поступлений доходов  в федеральный и местные бюджеты  из региона в вышестоящие подразделения  финансовых органов и т.д.

     Модуль  «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задач и формирование налогового зачета;

регистрация налогового зачета;

проведение погашенных налоговых зачетов;

формирование  визуальных и печатных форм по налоговым  зачетам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Автоматизация информационных потоков в бюджетной системе

    2.1  Приоритетная роль информационных технологий в бюджетном процессе

    Бюджетная система — центр пересечения  информационных потоков, объем которых согласно оценкам экспертов растет экспоненциально. Для успешной организации больших объемов динамической и стратегически важной для страны информации необходимо решить проблемы управления и широкого доступа на всех уровнях организации бюджетной системы.

Понимание социально-экономической  значимости этой проблемы проявляется на уровне правительственных органов России, где в настоящее время подготовлена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция предполагает разработку целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национального информационного потенциала. Решение ключевых проблем развития и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий предполагает коренной поворот в государственной политике информатизации России, суть которого заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к координации и интеграции информационных ресурсов. Это важный момент, который безусловно не только найдет свое отражение в стратегии эффективного реформирования российской экономики, но и окажет существенное влияние на дальнейшее развитие информатизации в стране.

    Опыт  развитых стран с рыночной экономикой наглядно подтверждает, что именно потенциал информационных технологий применительно к бюджетному процессу приносит этим странам экономические приоритеты и повышение социальной стабильности.

    Что касается России, то в условиях построения правового демократического государства  и перехода к рыночной экономике бюджетная информация становится важнейшим фактором развития, значение которого особо проявляется в процессе согласованного функционирования федеральных и региональных органов управления.

    Необходимо  отметить, что для современного развития управленческих структур российского общества характерно существенное повышение роли региональных и муниципальных органов управления, значительно расширяющих сегодня права и полномочия. Формирование и активное действенное использование региональных бюджетов, разработка и реализация региональных программ и проектов, мероприятий в области социально-экономической политики в регионах — все это требует активности, проблемно ориентированной информационной поддержки и, следовательно, соответствующих вычислительных и программных средств, а также современных информационных технологий. Вполне правомерно утверждение, что в экономике страны существует социальный заказ на развитие информационных средств и технологий для всех уровней бюджетной системы.

    Основу  современных прогрессивных информационных технологий применительно к бюджетному процессу составляют персональные вычисления, компьютерные коммуникации, корпоративные стандарты.

Актуальность  развития и внедрения сетевых  информационных технологий применительно к бюджетному процессу России связана с необходимостью создания территориальных информационно-распределенных систем глобального масштаба. Такие системы предназначены для удовлетворения потребностей страны и создания, интегрированных региональных информационно-телекоммуникационных систем городского, областного и республиканского масштаба целью которых является обеспечение информационных коммуникаций между абонентами конкретных регионов, а также оказание различного рода информационных услуг путем предоставления удаленного доступа к специализированным базам данных, содержащих экономическую, правовую и социальную информацию.

    При этом информационные технологии необходимо рассматривать не только как средство рациональной организации информационной среды бюджетного процесса, но и как катализатор его дальнейшего развития.

    Информационные  системы, соответствующие бюджетному процессу (ИС БП), относятся к классу современных корпоративных информационных систем с включением пользователей  в контур автоматизации. Это многопрофильные, территориально распределенные по уровням  бюджетного процесса системы, обладающие необходимыми компонентами жизнеобеспечения и функционирующие на принципах открытых систем и децентрализованного управления. Это означает, что принятие решений оперативного и тактического регулирования должно быть делегировано на места и находится в компетенции подразделений, входящих в состав бюджетной системы.

    Должно  быть учтено все из того, что способствует укреплению целостности, повышению устойчивости бюджетного процесса. Это и слаженность взаимодействия субъектов исполнительной вертикали — от федеральных органов власти до органов местного самоуправления, это и конструктивность взаимодействия различных ветвей власти, это и бескризисность развития и сглаживание колебаний производства валового продукта за счет совершенствования финансового управления, повышения устойчивости развития и безопасности банковских структур.

    Предупреждение  конфликтных и кризисных социально-политических ситуаций, поиск наилучшего выхода из создавшегося положения, оценка возможных последствий принимаемых решений, выявление тенденций и закономерностей развития финансовых ситуаций, содержательный контроль и оценка эффективности исполнения бюджета, построение и «взвешивание» альтернативных социально-экономических сценариев, взаимосвязь крупных корпораций и многое другое — суть проблемные области государственного управления, требующие согласования с бюджетным процессом.

    Эти проблемные области характеризуются: информационной открытостью и неопределенностью  границ принимаемых решений; необходимостью методической поддержки при постановке задач; уникальностью каждой ситуации и решений по ним; высокими требованиями к оперативности принятия решений при фрагментарности и противоречивости исходной информации; необходимостью выхода за рамки стереотипных решений и рассмотрением маловероятных альтернативных вариантов; хаотичностью внешней среды, требующей применения нетрадиционных методов моделирования и информационных технологий в аналитической деятельности. При этом важно понимание проблемы использования информационно-аналитических технологий для повышения устойчивости и согласованности бюджетной системы.

    Для продвижения в этой области нужны  новые подходы и методики, связанные с внедрением информационно-аналитических интеллектуальных технологий. В этой связи 90-е годы ознаменовались возрождением систем проектирования, основанных на регрессионно-статистическом анализе, обработке временных рядов, построении экспертных систем и баз знаний, на нейронных технологиях, генетических алгоритмах, вероятностных расчетах — все эти направления принято собирать под общей тематикой мягких вычислений (Soft Computing).

Информация о работе Информационные технологии управления бюджетной системой