Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: разобрать основные принципы работы исламских банков, определить особенности исламской экономической системы, оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Выявить особенности исламской экономической системы и исламских банков;
2. Рассмотреть инструменты банковской системы

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… …..5

1. Исследование исламской экономической модели, беспроцентный и процентный механизмы………………………………………………………..…..6
1.1 Специфика исламской экономики, отличительные черты…………….….…6
1.2 Анализ воздействия ссудного процента на экономическое благосостояние…………………………………………………………………..….9 2. Организация и ведение Исламского банковского дела……………...….11
2.1 Основные инструменты и организация исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования……………………… …….11
3. Исламские банки в современной мировой финансовой системе………..…...20
3.1 Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе………….20
3.2 Перспективы развития исламских банков……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Исламский банкинг (Восстановлен)а.docx

— 186.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО «БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

        по дисциплине: Мировая экономика

       на тему: Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 Студент

 ФМЭО, 3-й курс, ЗАЗ-1                                                            Жук О.Ф.

 

 

 Руководитель                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               МИНСК 2013

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 27 с., 5 табл., 5 схем, 15 источников.

 

ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ, ИНСТРУМЕНТЫ, МУДАРАБА, МУШАРАКА, МУРАБАХА, ИДЖАРА, САЛЯМ, КАРД АЛЬ-ХАСАН, ИСТИСНА, БАЙТУЛ МАЛ, ИБР

 

Объект исследования – исследование исламской экономической модели и банковской системы.

Предмет исследования – исламский банкинг: основные отличия и инструменты.

Цель работы: разобрать основные принципы работы исламских банков, определить особенности исламской экономической системы, оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.

Методы исследования: сравнительный метод, анализ, обобщение, изучение статистических публикаций и статей.

Исследования и разработки: изучены основные инструменты исламской банковской системы, выявлены основные особенности исламской экономики, определена перспектива развития исламских банков.

Область возможного практического применения: данная работа может быть использована для изучения курса «мировая экономика».

 

 

 

 

 

   (подпись студента)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

THE ABSTRACT

Term paper: 27 pages, 5 tables, 5 schemes, 15 sources.

ISLAMIC BANKING, TOOLS, MUDARABA, MUSHARAKA, MURABAHA, IDZHARA, SALAM, KARD AL-HASAN, ISTISNA, BAYTUL MAL, IBR

 

Object of research – research of Islamic economic model and a banking system.

Object of research – Islamic banking: main differences and tools.

Work purpose: to sort the basic principles of work of Islamic banks, to define features of Islamic economic system, to estimate a place and a role of Islamic banks in a world financial system.

Research methods: comparative method, analysis, generalization, studying of statistical publications and articles.

Researches and development: the main tools of an Islamic banking system are studied, the main features of Islamic economy are revealed, the prospect of development of Islamic banks is defined.

Area of possible practical application: this work can be used for course "world economy" studying.

 

 

 


                                                                          (student’s signature)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………… …..5

 

1. Исследование исламской  экономической модели, беспроцентный  и процентный механизмы………………………………………………………..…..6

1.1 Специфика исламской  экономики, отличительные черты…………….….…6

1.2 Анализ воздействия  ссудного процента на экономическое  благосостояние…………………………………………………………………..….9 2. Организация и ведение Исламского банковского дела……………...….11

2.1 Основные инструменты  и организация исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования……………………… …….11

3. Исламские банки в современной мировой финансовой системе………..…...20

3.1 Место и роль исламских  банков в мировой финансовой  системе………….20

3.2 Перспективы развития  исламских банков……………………………………22

Заключение…………………………………………………………………………26

Список использованных источников……………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последний мировой финансовый и экономический кризис, поразивший общество, показал насколько нестабильна существующая экономическая система.  Уже ни для кого не секрет, что подобные явления рождаются в банковской сфере и в сфере кредита.

Интерес к исламской банковской системе вызван в большей степени тем, что современная мировая финансовая система, основанная на теориях и практике западных экономистов, все чаще дает сбои и порождает кризисы мирового масштаба. До недавнего времени теория исламской экономической модели в западном мире вызывала лишь научный интерес среди узкого круга ученых. Однако в наши дни исламская экономическая модель, ее устройство, механизмы актуальны, так как только в исламских странах сейчас наблюдается рост ВНП и экономический подъем.

Актуальность темы исламской экономики в целом и банковской системы в частности набирает обороты, т.к. сложившаяся в наше время финансовая ситуация в мире заставляет все большее число экономистов и политиков задуматься о необходимости нахождения новых принципов и инструментов. Более того, в некоторых западных странах, таких как США и Великобритания, исламские банки получили наиболее широкое распространение.

Внимание многих экспертов привлекли методы ведения банковского дела в странах, где официальной религией является Ислам. По его нормам брать и давать кокой либо процент запрещено, но при этом исламский банкинг существует и показывает значительные темпы роста, в то время как классические банки с трудом перенесли кризис.

Цель данной работы: разобрать основные принципы работы исламских банков, определить особенности исламской экономической системы, оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

          1. Выявить особенности исламской экономической системы и исламских банков;

2. Рассмотреть инструменты банковской системы

3. Рассмотреть пути интеграции исламских банков в мировую финансовую систему.

При исследовании данной темы применялись сравнительный метод, аналитический метод, метод обобщения, изучение статистических публикаций и статей.

 

 

 

 

 

 

1. Исследование  исламской экономической модели, беспроцентный и процентный механизмы

 

1.1 Специфика исламской  экономики, отличительные черты

 

Специфика исламской экономики заключается главным образом в том, что основы для ее осуществления и функционирования не могут идти вразрез с предписаниями Корана и Сунны пророка Мухаммеда, и полностью с ними согласуются.

Выделим основные отличительные черты исламской экономической модели от мировой:

- Исламская финансовая  система имеет четкую социальную  направленность с приоритетом  морально-этических принципов. Исламская  экономика рассматривается учеными  и богословами мусульманского  Востока со времен расцвета  Халифата и понимается как  часть общественного устройства, законы которого были определены  божественным замыслом и переданы  человечеству через цепочку пророков: Авраама, Моисея, Иисуса и в завершающем  учении о мироздании пророка Мухаммеда. В этом понимании исламская экономика имеет еще одно название – «таухидная экономика» (от араб. «таухид»-единобожие). Социальная ориентация предполагает основную цель развития экономики – обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Средством для достижения этой цели являются развитие экономики и хозяйственный рост. Наряду с этим, теологи и экономисты подчеркивают особую роль исламской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную деятельность от злоупотреблений и беззаконий. Все экономические категории, такие как: деньги, капитал, прибыль, богатство, производство, рассматриваются сквозь призму моральных норм и ценностных ориентиров ислама.

         - Справедливость является приоритетной целью экономической деятельности. В исламском понимании это не только моральная категория, но и адекватная экономическая категория.[6, с. 15]

- Все виды отношений (в том числе и экономических) между людьми с точки зрения исламского права рассматриваются как договор или контракт, под которыми подразумевается наличие прав и обязательств сторон в различного вида отношениях с приоритетом законов Шариата.

- Важная роль концепции  «наместничества», в соответствии  с которой владелец какого-либо  имеющего стоимость и ценность  ресурса является не собственником, а поверенным истинного владельца  – Аллаха. «Предполагается, таким  образом, что чем больше богатства/ресурса  имеется в распоряжении конкретного  лица, тем выше его ответственность  как уполномоченного Всевышнего, в том числе за обеспечение  роста благосостояния как своего, так и общества в целом.» [7, с. 10] Важный аспект состоит в том, что доверенный человеку ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств. Для борьбы с этим еще во времена пророка Мухаммеда был применен экономический механизм,– неработающие активы облагались специальным налогом в пользу бедных - который по-арабски называется «закят»[8, с. 10].

- Запрещение ряда действий, называемых по-арабски «гарар», что означает «опасность», «вводить в заблуждение», «подвергать риску». Под «гараром» подразумевается проведение операций купли-продажи товара, которого нет в наличии, и производство которого планируется в будущем: купля-продажа ценных бумаг без раскрытия реального актива, который служит содержимым ценных бумаг; купля-продажа товара без исчерпывающей спецификации; сделки без указания точной цены; сделки с указанием неконкретных сроков исполнения договоренностей.

Стоит отметить, что в западной, мировой экономической системе вышеперечисленный элемент, понимаемые как «гарар», разрешен и повсеместно используются без каких-либо ограничений. Однако шариат отнюдь не отрицает риск, а, напротив, риск поощряется в том смысле, что обе стороны, вступая в экономические отношения, осознают возможные потери и не претендуют на их возмещение за счет друг друга. Вместе с тем, шариатом запрещается бессмысленный риск, следовательно, «гарар» интерпретируется как неоправданный риск, т.к. невозможно с наибольшей вероятностью просчитать возможные потери.

Еще одно понятие, связанное с «гараром» - «мейсир» (с араб. – «азартная игра»). Запрещение азартных игр в исламской экономической модели сводится к двум основным пониманиям:

1) Получение дохода, возникающего в результате стечения обстоятельств. Такой доход является запрещаемым, так как его получение не связано с производством и использованием труда. Примером может служить игра в казино.

2) Глобальное понимание «мейсира» как одной из отличительных черт современной капиталистической экономики - трансграничные миграции колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства, материального и нематериального.[11, с. 14]

- Деньги рассматриваются  как служебный, технический инструмент  и не могут являться предметом купли-продажи.

- Запрет «риба» (с араб. «приращение», «превышение»). В русском  языке арабскому понятию «риба»  наиболее соответствует слово  «ростовщичество» в понимании  прироста суммы долга против  его изначального размера. В исламе  «риба» рассматривается как грех. Пророк Мухаммед считал взимание процентов явлением в 36 раз худшим, чем супружеская измена, за которую по шариату полагается смертная казнь. В Коране взимание процента приравнивается к наиболее злостным грехам и расценивается как прямой вызов Аллаху, о чем говорится во многих религиозных стихах.

Стремясь к созданию экономической системы, основанной на честности и справедливости, ислам считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они берутся под процент. Кроме того, взимание процента с долга кредитором или получение заемщиком определяется как прибыль, полученная без приложения производственных усилий.

- Исламская экономическая система признает как частную собственность, основанную на личном труде, так и общественную – государственную и кооперативную. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал.

Вместе с тем, согласно исламу имущество любого человека принадлежит Аллаху, неприкосновенность частной собственности возведена до уровня неприкосновенности и ценности жизни. Лишение имущества кого-либо недопустимо, за исключением крайних случаев при условии выплаты полноразмерной, справедливой компенсации.

Таким образом, основываясь на предписаниях Корана и Сунны, специфика исламской экономики заключается в следующем:

    • собственник какого-либо блага является поверенным истинного владельца этого блага – Аллаха;
    • исламская финансовая система имеет ярко выраженную социальную направленность;
    • исламская экономика основывается на моральных принципах, изложенных в Коране и Сунне;
    • ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств;
    • запрещение проведения финансовых операций, которые контрагентов вводят в заблуждение;
    • запрещается получение прибыли, не связанное с использованием труда и производства.
    • деньги – это инструмент, а не предмет купли-продажи;
    • запрещение ростовщического процента;
    • признание как частной, так и общественной собственности на средства производства;
    • основой производительной деятельности является труд, а не капитал;
    • частная собственность неприкосновенна, так как опосредована собственностью Аллаха

Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты