Контрольная работа по «Экономике отрасли»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной контрольной работы является детальное рассмотрение и изучение целого ряда вопросов, состоящих из теоретического блока и практического. Для изучения теоретического блока необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.
2. Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие.
3. Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества.

Содержание

Введение
Глава 1
1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.
2. Понятие трансакционных издержек.
2.1 Размеры предприятия и преимущества крупных предприятий.
3. Монополия и ее последствия для общества.
3.1 Монополизация как фактор максимизации прибыли
Глава 2
1. Характеристика отрасли: нефтяная и газовая
2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса
2.1 Структура газовой отрасли России.
2.2 Структура нефтяной отрасли России.
3. SWOT – анализ нефтегазовой отрасли.
4. Расчет индексов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 151.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Челябинский государственный университет

Институт  Экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету: «Экономика отрасли»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент:22П-401 группы

Бикташев  Ренат Радикович

Проверил:

Преподаватель: КЭН 

Бирюков Евгений Сергеевич

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

Содержание

 

Введение

Глава 1

1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.

2. Понятие трансакционных издержек.

2.1 Размеры предприятия и преимущества крупных предприятий.

3. Монополия и ее последствия для общества.

3.1 Монополизация как фактор максимизации прибыли

Глава 2

1. Характеристика отрасли: нефтяная и газовая

2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса

2.1 Структура газовой отрасли России.

2.2 Структура нефтяной отрасли России.

3. SWOT – анализ нефтегазовой отрасли.

4. Расчет индексов

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Целью написания данной контрольной  работы является детальное рассмотрение и изучение целого ряда вопросов, состоящих  из теоретического блока и практического. Для изучения теоретического блока  необходимо рассмотреть следующие  вопросы:

1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.

2. Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие.

3. Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества.

Продолжает  теоретическое задание - практика, в которой необходимо:

1. Охарактеризовать по заданным параметрам нефтегазовую отрасль.

2. Отметить  особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса. Проблемы развития. Тенденции и перспективы развития. Образование объединений предприятий в отрасли. Создание холдинговых структур в отрасли. Ведущие компании мира и России нефтегазовой отрасли.

3. Сделать  SWOT – анализ нефтегазовой отрасли.

4. Рассчитать  показатели концентрации (CR1, CR3, HHI) производства в нефтегазовой отрасли. Анализ взаимосвязи показателей концентрации производства в отрасли (HHI) c основными показателями результативности функционирования фирм в отрасли (выручка, чистая прибыль, капитализация).

После определения  конкретных задач приступим к  выполнению работы.

 

Глава 1

 

1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка

 

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров.

Рынок - не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, но и комплекс взаимосвязанных элементов - товарное предложение, цена и спрос.

Важнейшее условие для  применения коммерческого подхода  в современных условиях - существование  рынка. Если в обществе нет свободного рынка продавцов и покупателей, то в изучении рыночного спроса никто  не заинтересован. Если у покупателей  пока нет выбора при покупке товаров, если качество и цена диктуются исключительно  производителями - монополистами, то их желания и потребности никем  учитываться не будут.

Рынок существует тогда, когда  люди встречаются прямо или через  своих посредников с тем, чтобы  продать или купить товары и услуги. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие  товары следует производить, а так  же что и как покупать.

Подходя к понятию рынка  более детально, возможно отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов, характеризует  какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс):

  • покупатель (люди, группы, организации) со своими потребностями;
  • наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать;
  • покупательская сила (деньги);
  • желания (купить);
  • соответствующие возможности (купить).

Из этого вытекает следующее:

  • во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно к акту покупки;
  • во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать;
  • в третьих, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательской способности.
  • в четвертых, новые рынки могут быть созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределения.
  • в пятых, рынки могут быть увеличены, стимулируя желание купить посредством продвижения товара и рекламы.

Понимание рынка как сферы обращения  предопределяет необходимость задания  его внешних параметров. В нормативных  правовых актах такие параметры  определяются через географические и продуктовые границы.

Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.

 

 

 

 

 

 

 

Географические (территориальные) границы рынка – это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются экономическими, технологическими и административными барьерами, ограничивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учитываются многие факторы, в частности:

- возможность  перемещения товара между территориями;

- доступность  транспортных средств для перемещения  покупателя к продавцу;

- отсутствие  на данной территории административных  ограничений на ввоз или вывоз  товаров;

- сопоставимый  уровень цен на соответствующие  товары внутри границ этого  рынка.

По критерию географических границ рынок можно  разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

Структура рынка характеризуется количественными  и качественными показателями. Количественными показателями являются:

1) численность  продавцов, действующих на данном  рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на рынке;

3) показатели  рыночной концентрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К числу  качественных показателей относятся:

1) наличие  или отсутствие барьеров выхода  на рынок для потенциальных  конкурентов, степень их преодолимости.  При этом потенциальными конкурентами  могут считаться хозяйствующие  субъекты, которые:

- имеют  материально-техническую базу, кадры  и технологии для изготовления  данного товара, но по разным  причинам не реализуют эти  возможности;

- изготовляют  данный товар, но не продают  его на территории данного  товарного рынка;

2) открытость  рынка для межрегиональной и  международной торговли.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру  рынка, позволяют определить его  тип. Так, различают типы рынка в  зависимости:

- от концентрации (выделяются высококонцентрированные,  умеренно концентрированные и  низкоконцентрированные рынки);

- от развитости  или неразвитости состояния конкурентной  среды. Определение границ, структуры  и тип рынка необходимо для  разработки соответствующим государственным  органом системы мер, направленных  на его регулирование в целях  поддержания конкурентной среды,  создания условий для удовлетворения  спроса и предложения субъектов.

Также выделяют и временные границы. Основной временной границей является календарный год. Процесс планирования на будущий год проходит с сентября по декабрь. Планирование и отчетность, в том числе фискальная, производится синхронно — по календарному году. Изменения в текущем плане отражаются дополнениями к действующему плану, управляющие воздействия осуществляются по отклонениям. Год разбивается на кварталы, кварталы на месяцы. Для крупных конвейерных линий и больших сборочных производств составляются недельные, дневные и почасовые графики. При этом важно помнить, что основная часть работы по составлению графиков для производственных подразделений ранее разрабатывалась вручную и, если представить, что план в течение года (квартала, месяца) существенно изменялся, то изменение графиков было работой не из легких.

В управленческой работе планирование занимает одно из основных мест. Роль процесса планирования тем больше, чем больше неопределенности в спросе, как внутреннем, так  и внешнем. Хорошая организация  процесса планирования вполне может  считаться залогом успешности предприятия. Одним из самых важных критериев  хорошей организации планирования является правильное определение временных  границ. С помощью установления временных  границ руководство вносит жесткий  порядок в процесс планирования для всех подразделений. В то же время, меняя временные границы, руководство  управляет процессом планирования так, как того требует рынок. Научится управлять процессом планирования и правильно использовать временные  границы в планировании означает научиться эффективно управлять  предприятием и его деятельностью.

2. Понятие трансакционных издержек

 

Фирма представляет собой совокупность отношений между  работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются формальным договором, существуют свои правила поведения между работниками  фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями  продукции. Эти правила поведения  могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как  они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение  вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.

 

Фирма, представляя  собой совокупность внутренних и  внешних, контрактов, сталкивается с  двумя типами затрат на обеспечение  их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и  фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а  фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или  услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, но фирма может  произвести товар сама, используя  внутренние контракты с работниками. Выбор между внешними и внутренними  контрактами зависит от соотношения  издержек их использования. Чем выше трансакционные издержки по сравнению  с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет  производиться фирмой, а не рынком.

Трансакционные  издержки особенно высоки по сравнению  с издержками контроля в таких  ситуациях, когда существуют возможности  и стимулы для оппортунистического  поведения:

• производство уникального товара;

• динамический рынок с неопределенным спросом  и непредсказуемым движением  цен;

• асимметрия информации на рынке.

Рост  трансакционных издержек из-за неэффективности  внешних контрактов ограничивает сферу  деятельности рынка. Это в свою очередь  обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности  оппортунистического поведения  во многих случаях снимается развитием  внутренних контрактов.

Теперь  возникает вопрос, почему же существует рынок, если фирма обеспечивает экономию на трансакционных издержках? Зачем  вообще нужны внешние контракты? При росте фирмы растет численность  занятых и расчлененность производственного  процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так  что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в  доиндустриальную эпоху, а многих подразделений  и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между  трудом и его результатом, характерная  для мелкого производства. И сразу  же появляется проблема «безбилетника»: сокращение интенсивности труда  одного из работников никак не сказывается  прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает  служить способом повышения эффективности  производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем  выше оказываются эти издержки контроля. В конце концов затраты на обеспечение  выполнения внутренних контрактов превышают  трансакционные издержки, привлекательность  рыночных контрактов по сравнению с  внутренними растет, и внутренние контракты заменяются внешними.

Информация о работе Контрольная работа по «Экономике отрасли»