Контрольная работа по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по экономике.docx

— 195.32 Кб (Скачать файл)

Введение

Я выбрала  данную тему, потому что считаю, что  в настоящее время она очень  актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд  грубейших ошибок. Поэтому я считаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.

Цель  работы:

1. Понять  сущность разгосударствления и  приватизации;

2. Рассмотреть  основные способы приватизации;

3. Изучить  особенности приватизации в России.

Задачей работы является анализ ряда вопросов:

1. Понятие  приватизации;

2. Способы  приватизации;

3. Приватизация  в России.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе  рассматривается понятие и типы собственности, необходимость проведения приватизации. Во второй главе раскрывается понятие приватизации и разгосударствления, способы, формы и этапы приватизация. И наконец в третьей главе  анализируется ситуация, сложившаяся  в процессе перехода от административно-командной  экономики к рыночной в России, цели приватизации, государственная  программа российской приватизации, два этапа приватизации (бесплатная и денежная), итоги поставленных задач программы, осуществление  назначенных целей, а также проблема воссоздания института собственности  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние десятилетия  в нашем государстве произошли  коренные изменения, связанные с  переходом нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода было необходимо, прежде всего, создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.

В современном мире процесс  приватизации считается составной  частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства  – равноправного партнера ведущих  держав мира оцениваются на международной  арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных  собственников.

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

3

  1. Понятие и сущность приватизации

1.1  Понятие  приватизации

Приватизация является новым  правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики  к системе свободного рынка. Под  ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, в частную собственность  граждан и юридических лиц  в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и  муниципального имущества.

 Таким образом, приватизация  является специальным основанием  прекращения права публичной  собственности и возникновения  права частной собственности  в результате передачи соответствующего  имущества частным лицам в  порядке и способами, предусмотренными  законами о приватизации.

Приватизация требует  принятия специального законодательства и может осуществляться как возмездно, так и безвозмездно, в зависимости  от преследуемых целей и порядка, установленных специальным законодательством.

В Российской Федерации процесс  приватизации осуществляется по трем основным направлениям:

а) приватизация государственных  предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям;

б) приватизация жилья;

в) приватизация земельных  участков.

 

4

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом  «О приватизации государственного и  муниципального имущества», который  вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование  приватизации осуществляется многочисленными  подзаконными актами.

Первый специальный закон  «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РФ» появился в июне 1991 года, и  через год в него были внесены  ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон  «О приватизации государственного имущества  и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал  приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В 2003 году Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления  приватизации федерального имущества  до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

 

 

 

5

1.2.Приватизация  государственного и муниципального  имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей  государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность  физических и (или) юридических лиц  исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную  собственность акций открытых акционерных  обществ, в уставный капитал которых  вносится государственное или муниципальное  имущество).

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым  из оборота), а также имущество, которое  в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной  собственности, например:

     -  земли,  за исключением отчуждения земельных  участков, на которых расположены  объекты недвижимости, в том числе  имущественные комплексы;

     -  природные  ресурсы;

     -  государственный  и муниципальный жилищный фонд;

6

     -  государственный  резерв;

    -  государственное  и муниципальное имущество, находящееся  за пределами территории Российской  Федерации;

Покупателями государственного и муниципального имущества могут  быть любые физические и юридические  лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также юридических  лиц, в уставном капитале которых  доля Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных  статьей 25 настоящего Федерального закона.

Открытые акционерные  общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим  Федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

  1. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Под способами приватизации понимаются предусмотренные законом  правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность  физических и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться, только способами, предусмотренными Законом  о приватизации.

Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались.

Большинство способов приватизации (восемь из указанных в Законе о  приватизации десяти способов) – это  договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации – это различные способы продажи  государственного имущества.

Способы приватизации расположены  в Законе в определенном порядке  исходя из степени их значимости; как  правило, переход к следующему способу  приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован  или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его  в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный  размер уставного капитала открытого  акционерного общества, установленный  законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими  предусмотренными федеральным законом  способами.

 

8

Используются следующие  способы приватизации государственного и муниципального имущества:

     -  преобразование  унитарного предприятия в открытое  акционерное общество;

     -  продажа  государственного или муниципального  имущества на аукционе;

     -  продажа  акций открытых акционерных обществ  на специализированном аукционе;

     -  продажа  государственного или муниципального  имущества на конкурсе;

     -  продажа  за пределами территории Российской  Федерации находящихся в государственной  собственности акций открытых  акционерных обществ;

     -  продажа  акций открытых акционерных обществ  через организатора торговли  на рынке ценных бумаг;

    -  продажа государственного  или муниципального имущества  посредством публичного предложения;

     -  продажа  государственного или муниципального  имущества без объявления цены;

     -  внесение  государственного или муниципального  имущества в качестве вклада  в уставные капиталы открытых  акционерных обществ;

     -  продажа  акций открытых акционерных обществ  по результатам доверительного  управления.

 

 

 

9

  1. Целии направления приватизации

 

    1. Начальный этап

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его  основу был положен указNo.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

-    создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

-   привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

-    содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

-   создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе  малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях.

Информация о работе Контрольная работа по экономике