Конъюктура и цены мировых товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Одним из ключевых понятий, раскрывающих механизм взаимодействия продавца и покупателя, является рынок. Выйдя за национально-таможенные границы, он, постепенно приобретая глобальный характер и охватывая все более интенсивное межстрановое движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации, становится мировым.
В составе мирового рынка особое место занимает мировой товарный рынок, для которого характерна цикличность развития. Возможность исследования мирового товарного рынка, а в последующем и его прогнозирования с использованием современного инструментария позволяет существенным образом снизить неопределенность мирового товарного рынка.

Содержание

1.Введение
2. Понятие рынка, его функции и виды
3. Мировой товарный рынок
4. Конъюнктура мирового товарного рынка
5. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка
6. Прогнозирование конъюнктуры мирового товарного рынка
7. Мировая цена. Признаки мировой цены
8. Виды мировых цен, их классификация
9.Заключение
10. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Конъюктура и цены мировых товарных рынков ГОТОВАЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного    учреждения    высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет» в г. Пскове

                                Кафедра  финансов и бухгалтерского учёта

 

                                  

 

 

 

 

 

 

                                 КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине:   Мировая Экономика  и международные отношения.

 

 

                                                            

 Выполнил  студент: 

                                                                   Ф.И.О.   Осадчая Е.А.

                                                                   Курс  ________2________

                                                                   Группа______1113 П________

                                                                   Шифр зачётной книжки_3408/12

                                                                   Шифр специальноcти___0801000___

                                                                  Работу проверила: __ НуштакинаТ.П.

                 Оценка: ______Дата:__________           

                                                                    Подпись: __________________

                               

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Псков

                                                2013

                         Содержание.

 

 

 

1.Введение

2. Понятие рынка, его функции и виды

3. Мировой товарный  рынок

4. Конъюнктура мирового товарного рынка

5. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка

6. Прогнозирование конъюнктуры мирового товарного рынка

7. Мировая цена. Признаки мировой цены

8. Виды мировых цен,  их классификация

9.Заключение

10. Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одним из ключевых понятий, раскрывающих механизм взаимодействия продавца и покупателя, является рынок. Выйдя за национально-таможенные границы, он, постепенно приобретая глобальный характер и охватывая все более интенсивное межстрановое движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации, становится мировым. 

В составе мирового рынка  особое место занимает мировой товарный рынок, для которого характерна цикличность развития. Возможность исследования мирового товарного рынка, а в последующем и его прогнозирования с использованием современного инструментария позволяет существенным образом снизить неопределенность мирового товарного рынка.

2. Понятие рынка, его функции и виды

В универсальной трактовке понятие рынка идентично термину рыночный механизм хозяйствования. В обиходном значении рынок рассматривается как место регулярной купли-продажи тех или иных товаров. В научном значении (в основном для целей теории рыночной экономики) рынок представляет собой конкурентный механизм, улавливающий движение спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему складывающихся в результате этого взаимодействия цен.

В широком смысле рынок можно рассматривать как систему экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, услуг, ценных бумаг, валюты и пр., формирующую и уравновешивающую спрос, предложение и цены.

Рынок позволяет измерить вклад, вносимый каждым его участником вне зависимости от того, отдельная ли это личность или транснациональная компания. Он служит целям поддержания баланса между затратами и результатом в каждом самостоятельном звене хозяйства, способствует достижению эквивалентности в отношениях между экономическими агентами.

В роли главного контролирующего механизма в системе рыночных регуляторов выступает конкуренция.

В подобном контексте  рынок выполняет определенные функции, а именно:

1. Посредническую функцию, которая состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения.

  Ценообразующую функцию, которая возникает при столкновении спроса и предложения, а также благодаря конкуренции, в результате чего складываются цены на товары и услуги.

  Информирующую функцию – сложившиеся цены информируют участников рынка о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен, их рост или падение можно узнать об объемах производства, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.

Стимулирующую функцию – цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее эффективно удовлетворяющие потребности потребителей (низкие цены, высокое качество, принципиально новый товар).

Регулирующую  функцию – из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) инвестиционные ресурсы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). Результатом этого является сокращение производства в одних отраслях и рост в других.

Оздоравливающую (санирующую) функцию – проявляется в том, что рынок «очищает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности. Те производители, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, не выдерживают ожесточенной борьбы и вытесняются более предприимчивыми экономическими агентами.

Взаимодействие продавцов и покупателей описывается с помощью рыночной структуры, которая представляет собой совокупность условий, определяющих принятие рыночных решений производителями и потребителями. К показателям, характеризующим рыночную структуру, можно отнести:

количество  продавцов и покупателей на рынке  и их долю;

характеристики товаров и услуг;

наличие барьеров для входа и выхода с рынка;

информационное  обеспечение рыночных операций;

характеристику  поведения экономических агентов (наличие или отсутствие стратегического  поведения).

По степени  концентрации производства различают:

рынок совершенной  конкуренции;

рынок несовершенной конкуренции (рынок чистой монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии, монополистической конкуренции).

С точки зрения соответствия действующему законодательству различают:

легальный рынок;

нелегальный рынок.

По пространственному  признаку различают:

внутренний  рынок;

национальный  рынок;

международный рынок;

мировой рынок.

Внутренний  рынок представляет собой сферу экономического обмена, в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны. Внутренний рынок предполагает такие рыночные отношения, при которых отечественные продукты реализуются отечественным же потребителям, не покидая страны.

Национальный  рынок рассматривается как рынок данной страны, определенная часть которого связана с экспортом и импортом товаров и услуг (международным обменом).

Международный рынок рассматривается как совокупность сегментов национальных рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда, валютно-кредитными и финансовыми отношениями. Это некое синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран в единое целое. Его можно рассматривать как все более целостное и внутренне взаимосвязанное общемировое единство рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, информации.

Предпосылки для формирования мирового рынка стали возникать в результате развития внутренних рынков отдельных стран, когда товары, услуги и мобильные факторы производства (труд и капитал) стали выходить за национально-государственные границы, что служит главным внешним признаком мирового рынка. Причины подобного выхода кроются в поиске новых сфер и объектов сбыта и путей эффективного международного взаимодействия.

Мировой рынок выполняет  те же функции, что и внутренний, но при этом имеет и некоторые  особенности.

Так, мировой рынок в степени, большей, чем внутренний рынок, оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка.

Свою специфику имеет  и санирующая функция мирового рынка. Она проявляется в более жестком, нежели на внутреннем рынке, контроле предлагаемых товаров. Мировой рынок в этом случае выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества, техническим и прочим стандартам. При выходе на внешние рынки производителю приходится сталкиваться со значительной конкуренцией, предъявляющей повышенные требования к предлагаемой продукции. При этом успешная деятельность на внутреннем рынке вовсе не означает, что субъекту хозяйствования удастся занять лидирующие позиции на мировом рынке.

Зарождение  мирового рынка относится к XVI-XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX-XX вв. В условиях глобализации понимание мирового рынка как единого рыночного пространства в общем комплексе государств современного мира все больше приобретает свой подлинный смысл.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений мировой рынок включает:

мировой товарный рынок;

мировой рынок  капитала;

мировой рынок рабочей силы;

мировой рынок  информации;

мировой финансовый рынок;

мировой валютный рынок и пр.

При этом первостепенное значение среди вышеперечисленных рынков имеет мировой товарный рынок.

 

3. Мировой товарный рынок

Под мировым товарным рынком следует понимать систему экономических отношений между странами по поводу купли-продажи товаров и услуг. Это совокупность устойчивых, повторяющихся экспортно-импортных сделок крупных фирм-поставщиков и покупателей и операций по купле-продаже товаров и услуг, имеющих международные организационные формы (аукционы, биржи и т. д.).

 

4. Конъюнктура мирового товарного рынка

Учитывая факт непрерывной  изменяемости мирового товарного рынка, в основе которой лежит цикличность экономического развития, одной из его важнейших характеристик является его конъюнктура.

Если говорить о конъюнктуре как о науке, изучающей явления экономической жизни, то конъюнктура представляет собой конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и мировой торговли и других экономических показателях.

В то же время конъюнктуру можно рассматривать как конкретное состояние (ситуацию) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием целого ряда факторов. Эти факторы принято называть конъюнктурообразующими.

В зависимости  от уровня целесообразно выделять:

общехозяйственную конъюнктуру – характеризует состояние на текущий момент времени всего мирового хозяйства, группы стран (региона) и экономики отдельных стран; это условия продажи на мировых товарных рынках;

конъюнктуру отдельных сегментов рынка и отраслевую конъюнктуру;

конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг – текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта конкретных товаров и услуг.

Все уровни конъюнктуры  взаимосвязаны. Так, страновая конъюнктура  определяется отраслевой конъюнктурой, которая, в свою очередь, связана  с конъюнктурой отдельных товаров и услуг. Поэтому исследование конъюнктуры любого товарного рынка без учета связей с другими рынками и анализа общехозяйственной конъюнктуры невозможно и на практике может привести к крупным просчетам. При этом необходимо учитывать, что сила воздействия изменения конъюнктуры на одном товарном рынке или в какой-либо стране на конъюнктуру других товарных рынков или стран может быть различной.

Развитие конъюнктуры  различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и противоречивостью движения ее показателей. Нередки случаи, когда одни и те же показатели, например динамика производства или цены, свидетельствуют на разных рынках о наличии совершенно противоположных тенденций.

Подобные расхождения  требуют тщательного анализа  и учета особенностей производства и сбыта того товара, конъюнктура рынка которого изучается.

С точки зрения временных критериев можно выделить:

текущую конъюнктуру;

кратко- и среднесрочную  конъюнктуру;

Информация о работе Конъюктура и цены мировых товарных рынков